Почему легендарный? Не только потому, что именно ему удавалось «литовать» запрещенные пьесы, не только потому, что он «открыл» многих молодых драматургов, в том числе и Григория Горина, не только потому, что круг его друзей — невероятно широк и говорит сам за себя — Михаил Швыдкой, Давид Смелянский, Михаил Барышников, Лев Додин, Вениамин Смехов, Эдуард Кочергин, Юрий Темирканов, Елена Алексеева, Николай Буров, Сергей Паршин, Владимир Гусев, Александр Калягин и многие другие… К сожалению, нет уже рядом Михаила Жванецкого, Григория Горина, Валерия Гаркалина, Георгия Тараторкина. Это были и есть круг шестидесятников, определивших развитие российской культуры на десятилетия.
Виктор Новиков легендарен не только потому, что вот уже 55 лет он служит в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской: 24 года — завлитом крупного российского режиссера Рубена Агамирзяна, а после его смерти более 30 лет — художественным руководителем. И даже не потому, что Театр им. В. Ф. Комиссаржевской — это бренд, это символ Ленинграда-Петербурга и своей историей, и своими спектаклями.
Главное заключается в том, что Виктор Новиков сумел не только удержать модель «театра-дома», не будучи режиссером-постановщиком. Он сумел выстроить редкую систему «семейных» отношений внутри театра, когда каждый (буквально каждый!) может прийти в его открытый кабинет за помощью, когда человеческие взаимоотношения важнее, чем должностная иерархия, когда в театре служат десятилетиями, попав сюда однажды…
В чем секрет его руководства? — наверное, в человеческой порядочности, невероятной внутренней доброте, безграничном терпении и подлинной любви — к людям, к своему единственному театру, к делу, которым он занимается всю жизнь. Он никогда не стремился к наградам, званиям, не забывая, тем не менее, артистов и работников своего театра. Он невероятно скромен в своих потребностях и для себя ничего не просит. Он никогда не стремился к славе, признанию, известности, всегда оставаясь немножко в тени. И, тем не менее, его любят очень и очень многие люди — и в родном театре-доме, и в родном Ленинграде-Петербурге, и в Москве, в России и за ее пределами.
Две комнаты в коммунальной квартире на Исаакиевской, в которой Виктор Новиков жил со своей женой Ларисой, стали центром притяжения для творческой интеллигенции Ленинграда и Москвы.
Его творческий путь четко рассекается на два этапа: С 1968 по 1991 гг. В. А. Новиков был правой рукой Рубена Агамирзяна. Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в конкретное время. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы, открывать молодых драматургов. Он открыл театру имя Григория Горина: на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга, были сыграны 6 его пьес, в том числе и последняя.
В лихие 1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент — открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, — от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.
Виктору Новикову удается предугадывать драматургию, необходимую сегодняшнему времени, режиссеров, «слышащих» время, предчувствовать зрительский интерес. Именно в таком соединении возникли постановки Г. Дитятковского, А. Баргмана, Л. Алимова, Р. Габриа, отмеченные высшими театральными премиями России и Санкт-Петербурга (в том числе и за последние годы): «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера, «Трепет моего сердца» Х. Левина, «Моя дорогая Не1епе» по пьесе А. Чехова «Дядя Ваня», «Дуэль» А. Чехова — лауреаты высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», ставшие участниками и лауреатами российских и мировых фестивалей.
В 2018 г. на пост главного режиссера В. Новиков пригласил Л. Алимова, определив, таким образом, совместно с режиссером новую линию театра — обращение к русской классической литературе в реалиях сегодняшнего времени. Так возникли спектакли «Доктор Живаго» по роману Б. Пастернака, «Обломов» по роману И. Гончарова, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова, «Дуэль» по рассказу А. Чехова, спектакль-концерт «Я вернулся в мой город…» по стихам, воспоминаниям и песням легендарных ленинградцев-петербуржцев.
Также по выбору и инициативе В. А. Новикова возникают спектакли приглашенных режиссеров по пьесам современных зарубежных драматургов: «Если бы знать…» Э.-Э. Шмитта (режиссер О. Куликов), «Беглянки» К. Дютюрона (режиссер Л. Алимов), «Трепет моего сердца» Х. Левина, «Анна в тропиках» Н. Круза (режиссер А. Баргман).
В декабре 2020 года театр получил высокую награду «Звезда Лихачева»: за стойкость и неоценимый вклад в поднятие духа несгибаемых ленинградцев в годы фашистской осады города на Неве, а также за сохранение и развитие лучших образцов мировой театральной культуры». В январе 2020 к 76-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады по инициативе В. А. Новикова. Торговый дом Пассаж и Театр им. В. Ф. Комиссаржевской совместно подготовили цикл «Мы помним»: это была выставка, посвященная работе Городского (Блокадного) театра в Ленинграде и бесплатный концерт в галерее Пассажа. В дни пандемии театр активно работал под руководством В. А. Новикова: были организованы циклы «Шекспировские чтения», «Театр-школе», показ лучших исторических спектаклей театра, была создана серия фильмов, посвященных блокаде Ленинграда и военному времени: «20 дней до Победы: «IN МЕМОRIAM», «Посреди победной тишины», «Песня о Земле: военный цикл Владимира Высоцкого», воспоминания заслуженного артиста России Валентины Паниной», «Фронтовые воспоминания народного артиста РСФСР Николая Боярского. Читает заслуженный артист России Александр Вонтов», фильм-послесловие «Эхо Победы»).
В 2022 году пригласшен к сотрудничеству молодой режиссер Роман Габриа, который поставил два интересных спектакля — «Моя дорогая Не1епе» по пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» и спектакль «Барон Мюнхгаузен» — дань памяти близкому другу Театра, близкому другу Виктора Новикова — Григорию Горину. В 2022 году был возобновлен спектакль «В осколках собственного счастья», созданный в 2016 году еще при жизни автора — Михаила Жванецкого. Спектакль гастролировал с большим успехом в Москве в Ленкоме. В марте 2023 года Театр совместно с Культурным фондом Михаила Жванецкого представляет выставку «Жванецкий и Габриадзе. Линии», на которой можно увидеть рисунки Резо Габриадзе к книгам Михаила Жванецкого, фрагменты рукописей этих изданий, редкие фотографии.
В декабре 2022 г. по инициативе Виктора Новикова Театр отметил два 100-летия: Николая Боярского — одного из первых артистов Блокадного театра, и Рубена Агамирзяна, руководившего театром с 1965 по 1991 гг. Были организованы временные выставки, бесплатные экскурсии.
Виктор Новиков неоднократно входил в жюри конкурса «Истории о Пассаже и Петербурге». Совместно с библиотеками, культурными центрами, музеями Театр устраивает творческие встречи с артистами (в Библиотечно-культурном комплексе им. А. В. Молчанова, в Театральной библиотеке и пр.).
В 2021 году Театр им. В. Ф. Комиссаржевской стал партнером литературных online марафонов «Шварц.соm»: «Я пишу жизнь!», «Зощенко.соm», III Международного литературного online марафона «Довлатов.соm»: «Три города Сергея Довлатова: Ленинград — Таллинн — Нью-Йорк».
Виктор Новиков взял на себя ответственность за жизнь целого театра, и многого добился в развитии дружбы и сотрудничества с различными театрами других стран, сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом». Именно в период его руководства театру был присвоен статус «Академический».
Виктор Новиков: «Я могу сказать только знаменитую фразу, которую люблю очень: «Не изменяйте идеалам юности». Мы все стареем, переходим из одного поколения в другое. Девочкам, которым совсем недавно было по 25 — уже за 70… Тем не менее, у нас есть единство, определенное еще Блокадным театром. У нас в Малом фойе есть стена, где фотографии нас сегодняшних, а слева — это называется «стена плача» — все ушедшие актеры, которые сыграли значительную роль в жизни нашего театра. Пока мы вспоминаем, пока мы говорим о них — значит, еще все живы.
Я не знаю, что будет дальше, как будет меняться театр. Но это неизбежно. Потому что театр — не музей и не может быть кладбищем — это живое искусство. И это дело молодых больше всего. Но молодость проходит моментально. Как есть поговорка: пока мы жалуемся на жизнь, она проходит…»
Из биографии Виктора Новикова:
Родился 23 марта 1943 года в городе Пугачев Саратовской области, окончил школу и после годичной работы санитаром Областной клинической больницы поступил в Театральный институт на театроведческий факультет. После окончания института работал редактором Ленконцерта, а с 1968 по 1991 гг. в театре им. В. Ф. Комиссаржевской — заведующий литературной частью. С 1991 года — художественный руководитель театра. Имеет многочисленные печатные работы, является членом Бюро Санкт-Петербургского отделения Союза Театральных Деятелей, членом Номинационного Совета высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Заслуженный деятель искусств России, лауреат премий им. А. Толубеева, «Петрополь».
Жена — Новикова Лариса Романовна, заслуженный работник культуры России, зам. председателя Союза театральных деятелей Санкт-Петербурга.
Дочь — Новикова Катерина Викторовна, кандидат искусствоведения, начальник пресс-службы Большого театра России.
Источник: Культура Петербурга
14.03.2023 11:36