ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Музей Достоевского
12 ноября здесь откроется выставка «Город пышный, город бедный…». По Петербургу с Пушкиным и Достоевским» (6+).
В Петербурге много адресов, которые одновременно значимы в биографии Пушкина и Достоевского и в судьбах героев их произведений, много таких мест, где словно пересекаются пути писателей, отделенных друг от друга разными временными промежутками: набережные Невы, Мойки и Фонтанки, старая Коломна, Летний сад, Невский проспект… Некоторые из адресов связаны с исключительно значимыми, переломными моментами в жизни писателей. Так, из кондитерской Вольфа и Беранже на Невском проспекте начинается путь Пушкина к месту дуэли. Именно возле этой кондитерской состоялось знакомство Достоевского с Михаилом Петрашевским, имевшее огромное значение в его биографии: посещение собраний в доме Петрашевского, увлечение социалистическими идеями, арест в апреле 1849 года, каторга, Сибирь.
Петербург Пушкина и Достоевского представлен на карте, где обозначены точки пересечения петербургских скитаний писателей и адреса их героев в пространстве города. Ко всем адресам даны подробные комментарии.
Присутствие Пушкина в мире Достоевского огромно. Одна из их общих тем — размышления о личности Петра I и о его роли в истории России. Параллельные высказывания Пушкина и Достоевского о Петре собраны вокруг монитора, на экране которого, сменяя друг друга, проходят разные изображения Петра I. В последнем разделе выставки будут представлены высказывания писателей о Петербурге. Посетителю предлагается внимательно их прочитать и отгадать, какие слова принадлежат Пушкину, а какие Достоевскому. Ответы можно найти, воспользовавшись QR-кодом.
На выставке будут демонстрироваться подлинные предметы из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина и электронные копии изображений из музейных собраний.
Музей городской скульптуры
В Нарвских Триумфальных воротах открылась выставка «Экспонат №… Нарвские Триумфальные ворота» (6+), посвященная истории этого удивительного памятника — экспоната Музея городской скульптуры. Нарвские ворота поражают своей монументальностью, величественностью и торжественностью.
Один из самых грандиозных петербургских памятников, увековечивший подвиги русской гвардии в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе 1813 – 1814 годов. Его история началась в 1814 году, когда для встречи гвардии, возвращающейся из покоренного Парижа, была возведена временная деревянная триумфальная арка.
Современный вид ворота обрели благодаря архитектору В. Стасову, который в 1827 – 1834 годах возвел каменные, «одетые в медную одежду», ворота. Над скульптурным убранством памятника трудились лучшие мастера XIX века: П. Клодт, С. Пименов, В. Демут-Малиновский.
Выставка «Экспонат №… Нарвские Триумфальные ворота» представляет историю создания и бытования памятника за весь период его существования. Посетители могут проследить историю памятника по оригинальным графическим листам И. Холодова (1898 – 1942) из коллекции искусствоведа В. Васильева, рассмотреть медальоны, показывающие победоносный, увековеченный в надписях Нарвских ворот путь русской гвардии от Москвы до Парижа, удивиться многообразию триумфальных ворот в мире.
Выставка продолжит работу до 29 июня 2025 года.
Киностудия «Ленфильм»
В центре новой выставки «Мистическiй Кино-Петербургъ» (14+) — 5 кинолент, созданных на «Ленфильме» с 1982-го по 1991 год.
Посетителей ждет погружение в атмосферу мистического и шпионского Петербурга на фоне исторических событий начала XX века. В фильме «Жертва для императора» представлен Петербург времен Русско-японской войны, поражение в которой приведет в 1905 году к революционной ситуации. А «Господин оформитель» и «Первая встреча, последняя встреча» показывают город уже в преддверии Первой мировой войны.
Арт-инсталляция «Карточный домик» и витражи, городские рекламные тумбы, интригующая детективная доска, атмосферное музыкальное и шумовое сопровождение, афиши, декорации и костюмы — все это в мельчайших деталях воспроизводит как эпоху Петербурга начала XX века, так и эпоху 1980‑х, когда на «Ленфильме» создавались киноленты, ставшие культовыми. Среди героев выставки: режиссеры Игорь Масленников и Олег Тепцов, актриса Марина Влади, художник Жан Дельвиль, композитор Сергей Курехин и другие.
В осенне-зимнем сезоне на своих площадках арт-центр представил несколько новых выставок (6+). Это работы в разнообразных техниках: живопись, коллаж, графика, фотография, инсталляция, видео- и саунд-арт. Личные и остросоциальные темы переплетаются с мистическими и сказочными мотивами.
В Большом зале проект «Новые имена-2024». Там демонстрируются монументальная и камерная живопись, традиционная и экспериментальная графика, коллаж, видео-арт, вышивка и керамика. Отбор участников был проведен на конкурсной основе.
В галерее Navicula Artis на выставке «Родион Атаулин. Я не знаю, как это назвать» показаны фотографии, сделанные автором за последние три года.
В «Мастерской Полковника» выставка Алины Кордюченко «Тихо на чердаке». Художница создает сказочный мир, в котором девочка, вступая в период взросления, сталкивается с жестокой реальностью и неготовностью ее принять.
В галерее «Рабочий стол» Вадим Бондаренко, работая на стыке музыкального и изобразительного искусств, создал серию звучащих арт-объектов — «ритуальных машин».
Кроме того, для посетителей доступны музеи и галереи с постоянными выставками — Музей звука, Музей рока, Музей «Битлз», «Самиздат», «Мост через Стикс» и другие пространства.