ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Музей Академии художеств
14 сентября на территории парка музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» (пос. Репино, Приморское шоссе, 411) начнет работу выставка «Илья Репин. Ближний круг» (6+), приуроченная к 180‑летию со дня рождения великого русского художника.
Экспозиция разместится в шатрах-павильонах, где будут представлены материалы, не только раскрывающие многогранность личности Репина, но и освещающие уникальный по насыщенности пласт культурной жизни русского общества конца XIX — начала ХХ века, центром которого стал сам художник. Каждый павильон посвящен одному из направлений интересов художника и повествует о видных деятелях культуры и науки того времени в контексте ближнего круга Репина.
В день открытия выставки состоится концерт джазовой музыки, а также дискуссия с участием искусствоведов на тему «Илья Репин — центр культурной жизни России конца XIX — начала XX века».
Выставка «Следы» (6+) открылась в Музее нонконформистского искусства. В ней приняли участие больше двадцати художников из разных стран.
Каждое слово, каждый шаг, каждое действие оставляют след. Выставка представляет произведения художников, работающих в разных медиа, о двойственной природе следов, о зазоре между желанием оставить след и стереть его. Эти размышления развиваются в разных направлениях: экологический след, память тела, сохранение и забвение, личное и общественное.
На выставке представлены инсталляции, арт-объекты, рисунки, фотографии и другие работы, в которых авторы размышляют об отношениях человека и природы.
Музей Фаберже
С 18 сентября здесь пройдет выставка художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова «На свет из темноты» (6+).
Идея проекта — путешествие в храм души, путь познания и поиск себя через образ бабочки, стремящейся к свету. Ювелирные произведения сопровождаются цитатами автора и его размышлениями о трансформации общества, о свете и тьме. Центральная работа выставки — механический ювелирный арт-объект в виде двухметрового солнечного диска.
Помимо основного проекта на выставке будет представлена восьмиметровая ювелирная инсталляция «Цель», посвященная проблеме исчезновения редких видов животных, а также самостоятельный проект «Пробуждение», вдохновленный хрупкой красотой окружающего мира.
Русский музей
В Мраморном дворце открылась выставка «Россия — Белоруссия. Пересечение судеб» (6+). Это совместный проект Русского музея с Национальным художественным музеем Республики Беларусь. В его основе богатые коллекции петербургского и белорусского музеев, из которых были отобраны произведения первого ряда.
Зачастую белорусские мастера получали профессиональное образование в Москве и Петербурге, принадлежали к одним художественным объединениям и, как правило, оставались в рамках единой традиции. Вместе с тем в их творчестве сохранялись национальные черты, национальные герои и типажи, виды родной природы.
Посетители видят более 300 произведений знаковых для Белоруссии и России художников XVIII–ХХ веков — живописцев Сергея Зарянко, Леона Бакста, Александры Экстер, Витольда Бялыницкого-Бирули, Станислава Жуковского, Георгия Нисского, Евсея Моисеенко, графиков Ильи Чашника, Анатолия Каплана, Анатолия Тычины, скульпторов Ильи Гинцбурга, Дмитрия Стеллецкого, Льва Ивановского и других. Выставка подчеркнет важность культурного единения, общей истории, духовной дружбы двух славянских народов.
А. П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда». 1770 г./ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея
Музей петербургского авангарда
В Доме М. В. Матюшина на ул. Профессора Попова, 10, открылась выставка одного экспоната (6+). Она представляет портрет Екатерины Низен, исполненный в 1894 году ее сестрой Еленой Гуро.
9 сентября исполнилось 150 лет со дня рождения Екатерины Генриховны Гуро (1874–1972), революционерки и писательницы, старшей сестры поэтессы и художницы Елены Генриховны Гуро. Сестер связывала глубокая привязанность и увлечение литературой. Екатерина Гуро (в замужестве Эрлих) печаталась под псевдонимом Низен, как автор участвовала в издании первого сборника футуристов «Садок судей». Вместе с Михаилом Матюшиным редактировала рукописи Елены Гуро после ее смерти и перевела на русский язык теоретический трактат «о кубизме» французских художников Албера Глеза и Жана Метценже.
Музей истории города
В помещении второго яруса Государевой башни крепости Орешек открылась выставка «Ближе передовой», рассказывающая об истории обороны крепости в 1941 – 1943 годах (6+).
Во время Великой Отечественной войны крепость находилась на переднем крае Ленинградского фронта — ближе передовой, как говорили бойцы гарнизона, который составляли стрелковые подразделения 1‑й дивизии НКВД и 409‑я морская стрелковая батарея Балтийского флота. Их сопротивление не позволяло фашистским захватчикам переправиться на правый берег Невы и замкнуть кольцо блокады Ленинграда. Почти все здания внутри крепости были разрушены. Положение крепости было чрезвычайно трудным.
На выставке представлены фотографии и документы из собрания Музея истории Петербурга, архивов и Музейного агентства Ленинградской области. Комментариями к документам служат выписки из журнала боевых действий гарнизона Шлиссельбургской крепости о систематических массированных обстрелах острова. Значительное место в экспозиции отведено показу подлинных предметов времен Великой Отечественной войны из фондов музея и частных собраний. Особое внимание уделено журналу «Окопный Орешек», выпускавшемуся бойцами гарнизона.
Музей истории религии
Музей представил выставку «Священные реликвии в христианстве» (6+). Она приурочена к 300‑летней годовщине перенесения Петром I мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.
Тема выставки — христианский культ священных реликвий как важнейшей части общехристианского культурного наследия. На выставке представлены предметы из коллекции ГМИР и частных собраний, рассказывающие о сложении культа реликвий в первые века христианства, функциях и видах реликвий, а также святых, почитание мощей которых получило широкое распространение и политическое звучание.
Перед посетителями предстало более 70 экспонатов: живопись и графика, скульптура, иконы и гравюры, реликварии и облачение. Произведения отражают сюжеты евангельских историй, связанные с реликвиями: поклонение волхвов, положение во гроб, страсти Христовы.
Союз художников
Новые выставки представляет Выставочный центр художников.
Здесь открылась юбилейная выставка нескольких поколений выпускников художественного училища им. Н. К. Рериха (6+). Училище ведет свою историю от Рисовальных классов Императорского общества поощрения художеств, открытых в 1839 году. За 185 лет существования неоднократно менялись его статус, названия, помещения; неизменным оставалось лишь стремление к соответствию строгим требованиям русской художественной школы.
Главное внимание на выставке уделено дипломным работам по живописи. Представлены работы, посвященные войне, блокаде, труду и мирным будням. Помимо дипломов в экспозицию включены сугубо учебные работы. Лучшие из них регулярно отбираются для фонда с каждого семестра, эта традиция сохраняется на протяжении всей истории училища.
Проект «Житие Святого Благоверного Великого князя Александра Невского» (6+) состоит из живописных работ, выполненных художником Владимиром Зениным, дополненных мультимедийными и информационными инсталляциями, созданными в соавторстве с Татьяной Зениной. Целью художника было не только информационное и историческое наполнение работ, но и художественное, образное изображение древней Руси, известное по летописям, архитектуре, живописи и другим памятникам. Образы и сюжеты, посвященные жизненному пути Александра Невского, разворачиваются на фоне исторических событий.
Музей-квартира А. А. Блока
Здесь открылась выставка «Я взял у вечности мгновенье…» (6+), посвященная 80‑летию со дня рождения заслуженного художника РФ Виктора Владимировича Зайко (1944 – 2022).
Скульптор Зайко — автор памятников известным историческим личностям и деятелям искусства, монументально-декоративных работ. Его произведения можно встретить в Петербурге, Пушкине, Петергофе. В Педагогическом университете им. А. И. Герцена находится садово-парковая композиция «Размышление», в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре — бюст императора Петра I, в Александринском театре — бюст архитектора К. И. Росси, в Филармонии им. Д. Д. Шостаковича — бюст композитора П. И. Чайковского. Известен созданный Зайко памятник Н. К. Рериху, расположенный в саду «Василеостровец». Один из портретов Ахматовой, над образом которой скульптор работал в разные годы, находится в Историко-литературном музее города Пушкина. На здании бывшей Царскосельской гимназии располагается мемориальная композиция поэту И. Ф. Анненскому.
На выставке представлены работы, раскрывающие тему детства и юности скульптора, прошедших на Дальнем Востоке, серия автопортретов, произведения, перекликающиеся с эпохой Серебряного века, портреты.