«Весть» как субъект искусства

«Весть» как субъект искусства
«Весть» как субъект искусства
Фото: konkretno.ru

О разноречивой выставке в Русском музее. 

2 августа в корпусе Бенуа Русского музея открылась масштабная новаторская выставка под названием «Весть», посвященная вопросам передачи, получения и достоверности информации, оформленная в художественном виде. 

Эта тема прозвучала впервые в истории музейного дела России и стала главной на экспозиции, где сразу в двух выставочных пространствах на первом этаже представлено около 300 произведений из музейных и частных коллекций от древнерусского искусства до стрит- и сайнс-арта. 

Вместе с шедеврами Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ореста Кипренского в экспозиции представлены произведения современных художников Тимура Новикова, Петра Белого, Аллы Урбан, Андрея Бартенева, Татьяны Парфеновой, Ольги Мичи, Татьяны Ахметгалиевой, Покраса Лампаса и других авторов. При этом некоторые работы были созданы специально для выставки.  

Автор идеи выставки, ее вдохновитель и куратор Александр Боровский,   главный эксперт по творческим стратегиям Русского музея, на ее открытии сказал «Это редкая возможность показать все так, как мы хотели. Идея выставки проста: мы встаем и ложимся с информацией, даже умираем с ней. В самом искусстве содержится меседж. Хотелось создать образ вести, информации - как субъекта искусства. Это сложная в архитектурном плане выставка. Хотелось сделать ее народной. Посмотрим каким будет результат».  

Генеральный директор Русского музея Алла Манилова на открытии экспозиции подчеркнула: «Абсолютная уникальность выставки «Весть» в том, что это первая комплексная, масштабная экспозиция, посвященная многовековой истории информации и коммуникации как цивилизационного феномена. «Весть» – всегда метафора, в этом древнем слове заложены понятия производства информации, ее распространения, восприятия человеком, влияния на повседневную жизнь и большую историю. Мы желаем всем посетителям Русского музея только хороших вестей». 

Как передает корреспондент «Конкретно.ру» с пресс-показа, такого смешения разновременных произведений, стилей, направлений заранее даже трудно было вообразить. 

Чего стоило увидеть уже в аванзале до боли всем знакомое огромное полотно Ивана Айвазовского «Девятый вал» и рядом закрученный в спираль огромный экран, видимо, смартфона - объект «3G International» Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина. При таком соседстве очень трудно заметить между странной инсталляцией и гигантской волной небольшой эпизод картины, где терпящие бедствие посылают весть – красный лоскут как сигнал тревоги и надежду на спасение. А похоже, это как раз и есть главный посыл данной выставки. 

Далее по задумке архитектора экспозиции Анны Ильиной, серые перегородки выделяют то один, то другой элемент выставки в не менее шокирующем соседстве. Также всем знакомые репинские запорожцы, пишущие послание турецкому султану, представленные без рамы, с одной стороны потеряли привычный блеск, с другой – как будто приблизились к зрителям со своими такими разными выражениями лиц. Но ровно напротив них, на стене размещена инсталляция из почтовых ящиков разной степени сохранности – знакомая картина из некоторых петербургских парадных. 

И так почти вся выставка. Только порадуется глаз на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» или Александра Галактионова «Письмо с фронта» или Виктора Перельмана «Рабкор» в тематическом блоке «Письмо», как следующий зал переносит посетителей выставки в блоки «Газета. Радио. Телефон. Телевидение», и здесь уже то «горячие новости» в виде фото снеговиков с горящими газетами наперевес, то инсталляции в виде ветряной мельницы с лопастями, обернутыми в газетные полосы, то траурное платье журналистки с надписью «Правда», выполненное Татьяной Парфеновой и буквально рядом пронзительная картина Юрия Тулина «Ленинградка. 1942» как весть из блокадного города, о том, как женщина с ребенком слушают черную тарелку радио.  

А вокруг полотна из всех этапов советского времени – с Лениным-Сталиным, с передовиками производства. Говорящая сама на себя картина с телефонистками Веры Кашутовой «Коммутаторный зал Центральной телефонной станции в Петербурге в начале ХХ века»., а дальше уже инсталляции с копировальными автоматами, факсами, старинными пишущими машинками. 

Углубляясь в правое крыло корпуса Бенуа, идешь по этапам развития информационных технологий: телевидение появляется в виде некогда знакомой сетки во весь экран, а рядом непонятная инсталляция с собакой. Сам телевизор выглядывает из холодильника. А дальше снова картины в классическом стиле и напротив совсем уж непонятное – висящие на стене галстуки и ведра под ними – догадайтесь, мол сами. Есть и столб с объявлениями – тоже ведь источник информации и много еще самого разного в правом крыле корпусе Бенуа. 

Ну а в левом крыле экспозиция по темам «Вести из космоса. Вестники. Сигнал. Цифровой мир». Но начинается все прекрасным зачином – иконой «Благовещение» и напротив нее картиной на эту же тему. А дальше да, нечто космическое в виде светящейся сферы и черной сферической горизонтальной вращающейся массы, но в этом же зале мчащийся с вестью красный всадник на картине Нестерова, колокол как в натуральном виде, так и на картине. Ассоциации могут быть самыми разными.

В соседних залах работы молодых художников, существующих в пространстве медиа-арта. Авторов нового поколения интересуют самые острые темы, среди них, как утверждают кураторы – визуальный язык для обмена информацией между человеком и цифровой вселенной. Впечатляющий пример – видеоинсталляция Rinatto L’bank, который исследует визуальные коммуникации и процессы мутации человеческого тела в киберпространстве. А эпатажный Покрас Лампас в игровой форме «подключается» к аналитике рынка финансов и ценных бумаг.

И все же, главным в экспозиции, по-видимому, все же остается человек, ведь в передаче вестей как правило заключено нечто большее, чем просто распространение информации.

В завершении знакомства с выставкой корреспонденту «Конкретно.ру» удалось задать несколько вопросов Александру Боровскому, который рассказал: «Выставка была задумана давно и готовили ее долго - 8 месяцев. В целом я доволен, за исключением того, что 2-3 работы мы не смогли показать, но в целом было полное содружество с художниками и музейными институциями. Мне хотелось бы, чтобы она была и для массового зрителя, и для интеллектуалов. Я надеюсь, что молодым подойдет ее игровой принцип. И в целом, эта выставка, я бы сказал, питательная для простого зрителя. Кроме того, у нас разработана большая программа сопровождающих мероприятий: экскурсии, лекции и многое другое».  

Специальная акция для посетителей выставки прошла в день открытия экспозиции, 2 августа – гости корпуса Бенуа смогли отправить тематические открытки, посвященные выставке «Весть», в любой уголок России. Почта России, доставит их бесплатно. 

Выставка продлится до 2 декабря 2024 года.

Ещё новости о событии:

Легко сделать выставку «для тусовки», но «Весть» должна быть народной, — сказал завотделом новейших течений Александр Боровский, предваряя открытие нового большого проекта Русского музея.
14:10 04.08.2024 Фонтанка - Санкт-Петербург
«Весть» как субъект искусства - Конкретно.Ру
О разноречивой выставке в Русском музее.  2 августа в корпусе Бенуа Русского музея открылась масштабная новаторская выставка под названием «Весть», посвященная вопросам передачи, получения и достоверности информации,
16:57 03.08.2024 Конкретно.Ру - Санкт-Петербург

Новости соседних регионов по теме:

Мытищинской ассоциации художников исполнилось 25 лет. В честь круглой даты в галерее искусств торжественно открыли выставку работ наших талантливых земляков.
20:51 05.08.2024 Первый Мытищинский телеканал - Мытищи
В Детской библиотеке-филиале №1 состоялась выставка-портрет «Художник Эпохи», посвящённая 180-летию со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
18:12 05.08.2024 Город Кировск - Кировск
Пейзажи и исторические картины покажут в Выставочных залах на Арбате Музея Пушкина.
15:52 05.08.2024 Район Арбат - Москва
«Кружево Русского Севера» - выставка коллекции из Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
17:20 04.08.2024 Центр 71 - Тула
«Кружево Русского Севера» - выставка коллекции из Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
16:20 04.08.2024 Центр 71 - Тула
До 27 августа в выставочном зале «Дома-музея И. И. Крылова» работает  персональная региональная выставка художницы Натальи Евдокимовой.
10:43 04.08.2024 Газета Новочеркасские ведомости - Новочеркасск
Фото: администрация Вичугского района Выставка "Вестник Красоты" открылась в Вичуге.
09:50 04.08.2024 ГТРК - Иваново
Фото: пресс-служба администрации Одинцовского округа Автор: Татьяна Жигуленко В Звенигородском манеже открыта выставка картин известных художников XIX-XX веков из собрания Русского музея.
14:10 03.08.2024 Regions.Ru - Звенигород
По проволоке дама идет, как телеграмма... Эти строчки из стихотворения Самуила Маршака стали прообразом новаторской выставки,
08:13 02.08.2024 RiaSar.Ru - Саратов
Приглашаем жителей и гостей района провести познавательный досуг на выходных в музее: СВОБОДНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ И ЭКСКУРСИИ - знакомство с историей Сахалинской области и Курильских островов,
12:26 02.08.2024 Историко-краеведческий музей - Невельск
Выставку «Шедевры Русского музея» (0+) в Рязани посетили более 20 тысяч человек.
14:21 01.08.2024 RyazPressa.Ru - Рязань
 
По теме
Когда русские войска взяли турецкую крепость Измаил, одним из трофеев стала османская шашка, принадлежавшая взятому в плен ее последнему коменданту Айдослу Мехмед-паше.
Около двух тысяч бывших студентов Петербургского университета из разных регионов России, СНГ и дальнего зарубежья собрались сегодня в здании Двенадцати коллегий.
В Городском медиацентре «Выборы 2024» рассказали о ходе голосования в Северной столице - Петербургский дневник Второй день голосования прошёл спокойно Фото: Медиацентр «Выборы 2024» В Городском медиацентре «Выборы 2024» член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса Юрий Кузьмин рассказал о ходе голо
Петербургский дневник
В Городском медиацентре «Выборы 2024» рассказали о ходе голосования в Северной столице - Spbdnevnik.ru Второй день голосования прошёл спокойно Фото: Медиацентр «Выборы 2024» В Городском медиацентре «Выборы 2024» член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса Юрий Кузьмин рассказал о ходе голо
Spbdnevnik.ru