Гастроли Пермского театра оперы и балета прошли на трех площадках Мариинского театра

Гастроли Пермского театра оперы и балета прошли на трех площадках Мариинского театра | © Мариинский театр ФОТОГРАФ Михаил ВИЛЬЧУК. 2023 г. - https://spbvedomosti.ru/
Фото: spbvedomosti.ru

На Исторической сцене исполнили «Норму» Беллини, «Травиата» Верди прозвучала в концертном исполнении в Мариинском-3, а балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева в хореографии Кеннета Макмиллана показали в Мариинском-2.

© Мариинский театр ФОТОГРАФ Михаил ВИЛЬЧУК. 2023 г.

Все редкие гастроли пермского оперного проходили в Петербурге с большим успехом. Когда‑то Георгий Исаакян привозил в Мариинский театр абсолютные для Северной столицы редкости — «Клеопат­ру» Массне и «Альцину» Генделя, Теодор Курентзис приезжал с «Так поступают все» Моцарта в аутентичной постановке Маттиаса Ремуса. За пермским театром закрепилось реноме театра, предпочитающего репертуарные и эстетические редкости и уверенно ищущего свой путь в искусстве. В этот раз пермские артисты приехали в момент очередной смены руководства театра. Не исключено, что сопрано Вероника Джиоева, которую анонсировали по всем каналам и на которую билеты разлетались влет, отказалась от участия в опере «Норма» в связи с этой ситуацией. Ощущением моральной потерянности была пропитана «Норма», которой пермяки открывали свои трехдневные гастроли в Мариинском.

Потерянность, впрочем, объяснялась и эмоциональной логикой сюжета. Согласно ему, верховная жрица друидов оказалась покинутой своим возлюбленным Поллионом, представителем вражеского лагеря римлян. От него у нее остались двое малышей, которых она в порыве ярости была готова прикончить, как Медея. В состояние потерянности погружали и декорации вкупе с отрешенно-аморфным сценическим движением, которое должно было транслировать неспешность ритуальных нравов (режиссером выступил в прошлом солист Мариинского театра хореограф Максим Петров), но по факту демонстрировало нехватку репетиций и недостаточную техническую координацию в условиях другого театра. Сцена Пермской оперы меньше, чем в Мариинском, а потому декорации, занимавшие там все зеркало сцены, здесь пришлось стыдливо прикрывать по бокам голубым занавесом.

Титры в пермской «Норме» выполняют не привычно утилитарную роль, но вписаны в визуальную концепцию и проецируются на разные части декораций, как на страницы книги. Однако почти половину оперы буквам катастрофически не хватало яркости, а потому публика должна была лишь догадываться о том, что творилось в отношениях между героями. Сложная система закрывания и открывания декорационных объемов, окон, дверей, входов, выходов, площадей постоянно давала сбои, вызывая раздражение и у публики, и у артистов. Хотя пуб­лика вела себя сдержанно, не шикала, не букала, почти не расходилась, будучи завороженной давно здесь не виданным модернизмом, к тому же свет художника Константина Бинкина всеми усилиями пытался удерживать визуальную магию.

Техническому расползанию спектакля, да и в целом художественному замыслу постановщиков в свою очередь серьезно противостояла шумная и напористая дирижерская концепция Миграна Агаджаняна, в жестах и музыкантских намерениях которого улавливались намеки и на Тосканини, и на Мути — легендарных маэстро, ставящих во главу угла дисциплину и порядок. Только в данном случае обратной стороной оркестрового порядка было чрезмерное увлечение силой — форте, бешеными темпами, уханием ударных и звоном меди.

Да, главная героиня начинает оперу с молитвы о мире, а завершает воинственным призывом и принесением себя в жертву. Однако написал оперу Беллини — законодатель того самого бельканто, требующего мягкости и мудрости даже в самой яростной сюжетной жесткости. Ведь бельканто — символ гармонии всего во всем. Но нельзя было отказать дирижеру в любви к контрастам. И когда после грохочущего форте вдруг сверкали тихим светом островки пиано, можно было глубоко вздохнуть.

В такой системе координат непросто приходилось певцам, для которых этот шедевр бельканто стал серьезнейшим, с трудом пройденным испытанием. Мария Баянкина — певица глубоко музыкальная, но ее голосу так не хватало легато, связности регистров, благодаря которым возникает ощущение бесконечного дыхания бельканто, звучания натянутой скрипичной струны. Больше красоты и кротости являла своим вязким грудно-гортанным тембром меццо-сопрано Наталья Ляскова в партии Адальджизы, но и ей ближе к финалу стало отказывать дыхание, запас которого словно исчезал на глазах. Силовой манерой вытягивал свою партию Ованнес Айвазян — Поллион. Белькантовую мужскую сердечность, красоту тембра и легато продемонстрировал бас Михаил Коробейников в партии отца Нормы, верховного жреца Оровеза. С хором, чувствовалось, хорошо поработал над стилем хормейстер Евгений Воробьев.

Все, что не удалось в «Норме», превзошло все ожидания в «Травиате». Тот же, что и на «Норме», дирижер снова показал свою любовь к крайностям, но масштаб сюжета все‑таки не позволил ему устроить те же контрасты, и главной эмблемой своей интерпретации он сделал бешеные темпы. И пусть эти динамические аномалии иногда грозили проявиться карикатурой, все внимание зала было приковано к исполнительнице партии главной героини — сопрано Надежде Павловой (на снимке: Павлова — Виолетта и Карлен Манукян — Альфред). Давно не припомню такой тишины в аншлаговом зале. После первой же большой арии Травиаты, в которой героиня словно исповедуется перед слушателями, певице устроили беспрецедентную стоячую овацию.

Что так поразило публику? Виртуозное владение интонацией, мастерство нюансовой звукописи, умение глубоко вжиться в роль. В этом она предстала верной ученицей своего любимого маэстро Теодора Курентзиса. Сегодня имя Надежды Павловой, которая начинала в Петрозаводске, знают не только в России, но и далеко за ее пределами. После успеха на Зальцбургском фестивале в партии Донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта она стала востребованной певицей в моцартовском репертуаре. Скоро ее ждут в Нижегородском оперном театре, солисткой которого она стала. Надежда Павлова пополнила портретную галерею маленьких женщин с огромным сердцем, напомнив о еще одной выдающейся певице — Натали Дессей, также пленявшей вокально-драматическим искусством громадные залы на своей «Травиате».

В последнем действии Надежда показала, как важно быть свободной в своих артистических проявлениях. В отсутствие декораций она всего одним жестом показала трагическое одиночество умирающей героини, последние такты ее жизни, присев на приступочку рядом с большим оркестром, поставив рядом уходящую и бурно продолжающуюся жизнь. Зал не отпускал ее, удерживая овациями, явно требуя продолжения красивой, но грустной истории.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7430) от 06.06.2023 под заголовком «На волнах пермского бельканто».

Новости соседних регионов по теме:

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин сообщил о планах завершить проектирование новой сцены Пермского театра оперы и балета до конца 2023 года.
17:26 09.06.2023 Ветта - Пермь
После разработки проекта на строительство объекта планируют привлечь средства из федерального бюджета Завершить разработку проекта нового здания для Пермского театра оперы и балеты намерены до конца 2023 года.
11:21 09.06.2023 Bb59.Ru - Березники
pixabay.com Глава региона Дмитрий Махонин сообщил, что в планах проектирование новой сцены Пермского театра оперы и балета завершить уже до конца 2023 года.
09:53 09.06.2023 Про Город Пермь - Пермь
Player No Js Видео: На гастролях в Крыму впервые побывал Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко.
10:36 07.06.2023 Вести Крым - Симферополь
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. В краевой столице пройдут гастроли театра «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга.
13:57 07.06.2023 НИА - Красноярск
В кинотеатре «Салют» 10 июня пройдет спецпоказ балета «Ромео и Джульетта».
18:51 06.06.2023 Академический район - Москва
Артисты Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева отправились в гастрольный тур по Китаю.
11:21 06.06.2023 Marimedia.Ru - Йошкар-Ола
30 мая на главной сцене нашей страны в Государственном академическом Большом театре России состоялся показ балета с элементами оперы «Хрустальный дворец» Марийского государственного академического театра оперы и балета и
15:32 05.06.2023 Marimedia.Ru - Йошкар-Ола
30 мая на главной сцене нашей страны (Государственный академический Большой театр России) состоялся показ балета с элементами оперы «Хрустальный дворец» Марийского государственного академического театра оперы и балета им
13:54 05.06.2023 МарГУ - Йошкар-Ола
На главной сцене нашей страны – в Государственном академическом Большом театре состоялся показ балета с элементами оперы «Хрустальный дворец» от Марийского государственного академического театра оперы и балета,
11:53 05.06.2023 ИА МедиаПоток - Йошкар-Ола
В преддверии Х Юбилейного Форума регионов Беларуси и России, который пройдет с 26 по 28 июня 2023 года в Уфе, Башкортостан активно наращивает сотрудничество с Республикой Беларусь не только в промышленной,
13:04 05.06.2023 Министерство культуры - Уфа
 
По теме
Полиция Лас-Вегаса арестовала 60-летнего Дуэйна Кита Дэвиса, известного как бывший гангстер Keefy D. Официально обвинение ему пока не предъявлено, но понятно, что арест связан с делом об убийстве Тупака.
Законопроект «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт‑Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» одобрен сегодня на заседании городского правительства.
Администрация г. Санкт-Петербурга
Василеостровцы! Сделать прививки можно в автомобиле скорой помощи у метро - Василеостровской район Ежегодная акция по вакцинации против гриппа, пневмококковой инфекции и новой коронавирусной инфекции COVD-19 будет проходить в машине скорой медицинской помощи 29 сентября с 15:00 до 19:00 у метро Приморская.
Василеостровской район