Случайные совпадения
27 января исполнится 69 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. На следующий день Мариинский театр играет Седьмую симфонию известного немецкого композитора Антона Брукнера. Дирижирует художественный руководитель театра Валерий Гергиев.
Музыка, бесспорно, великая, но есть маленький нюанс. Симфонию Брукнер написал на смерть любимого гитлеровского композитора Рихарда Вагнера. Произведение, говорят, звучало в Германии в память фюрера после его гибели.
- Седьмую симфонию Антона Брукнера негласно считают гимном памяти Адольфа Гитлера, - возмутились читатели «КП».
Специалисты в истории музыки считают, что связь творчества Брукнера и нацизма в целом очевидна.
- В Германии Рихарда Вагнера считали культовым композитором, - рассказала заведующая кафедрой истории зарубежной музыки петербургской консерватории Наталья Брагинская. – Его музыку пронизывали ницшеанские идеи сверхчеловека. Седьмая симфония Антона Брукнера, действительно, написана на смерть Вагнера. Адажио второй части – это музыка, оплакивающая композитора, перед которым преклонялся Брукнер. Возможно, в контексте этих взаимоотношений эта симфония действительно ассоциировалась и с самим Гитлером.
В театре тоже недоумевают: произведение не исполняли в Мариинке как минимум десять лет, да и всего Брукнера особо не жалуют. Играют крайне редко.
Это, кстати, не первая странность в репертуаре.
- В Рождество у нас иногда исполняют оперу Сергея Прокофьева «Огненный ангел», которая, по сути, повествует о темных силах и дьявольщине. Никто не просит о цензуре, но почему в который раз выбирают вот такие даты? Как будто специально, - удивляются некоторые работники.
Искусство прежде всего
Примечательно, что в репертуаре петербургского театра – ни одного произведения в честь снятия блокады. Казалось, бы, что мешает сыграть знаменитую «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича? Но в афише 27 января лишь опера «Садко», «В царстве славного Салтана» и балет «Щелкунчик».
- Ничего антисемитского и циничного не вижу, - заступился за театр историк Лев Лурье.- Германский народ испытывал большую скорбь в день смерти своего вождя. Блокада и концерт не имеют отношения к другому. Какая разница, когда исполнять эту симфонию - через пятнадцать или тридцать дней?
В пресс-службе Мариинского театра претензии посчитали необоснованными:
- Просто такое расписание, никакой политики. Это классическая музыка. Это искусство, не связанное с нацизмом.
СПРАВКА “КП”
Антон Брукнер – один из величайших немецких композиторов девятнадцатого века, оказал значительное влияние на современное искусство. Его в послевоенное время исполняли редко, потому что связывали с Третьим Рейхом и ужасами Второй Мировой.
Премьера седьмой симфонии состоялась 30 декабря 1884 года в Лейпциге под управлением Артура Никиша. Приняли ее противоречиво. А в Мюнхене музыку приняли восторженно, Брюкнер стал триумфатором.
В 2000-х музыканты и музыковеды из США и западной Европы вернулись к творчеству немецкого композитора. Исследовали музыку и ее значение для нацизма.