Сомнительная мечта

Немец Генрих Бёлль глубоко проникся чувством «Петербурга Достоевского». - http://www.spbvedomosti.ru

Генрих БЁлль считал, что Достоевского не покидало чувство инородности Петербурга
Сергей БЕЛОВ, доктор исторических наук

В первую субботу июля в Петербурге, по уже сложившейся традиции, прошел «День Достоевского». А 16 июля исполнится 28 лет со дня смерти немецкого писателя Генриха Теодора Бёлля, лауреата Нобелевской премии по литературе, на творчество которого Достоевский оказал огромное влияние.

Шесть вопросов

В ответе на анкету о Достоевском Генрих Бёлль признавался, что произведения Достоевского не просто произвели на него сильное впечатление, а «захватили и потрясли».

В 1970 году в ФРГ была осуществлена постановка телевизионного фильма «Достоевский и Петербург», сценарий которого написал Генрих Бёлль (совместно с Э. Коком). Снимать этот фильм Белль специально приезжал в Ленинград в 1966 году. Он задумал снять цикл телевизионных фильмов под общим заглавием «Писатель и его город», в него должны были войти «Бальзак и Париж», «Диккенс и Лондон», «Достоевский и Петербург».

Генрих Бёлль приехал в Ленинград, чтобы почувствовать «Петербург Достоевского», чтобы вжиться в его образ, подышать воздухом этого единственного и неповторимого города. Мне довелось присутствовать в Ленинграде на съемках фильма «Достоевский и Петербург».

Я сопровождал Генриха Бёлля, когда он вместе с Андреем Федоровичем Достоевским, внуком писателя (он и пригласил меня на встречу с Бёллем), и Даниилом Александровичем Граниным зашел в квартиру, где был написан первый из пяти гениальных романов Достоевского, ходил по местам «Преступления и наказания», заходил во двор старухи-процентщицы, поднимался по лестнице Раскольникова, стоял на Сенной площади, пытался все увидеть, запомнить, понять... А мы с Андреем Федоровичем Достоевским как раз незадолго до того разработали экскурсию «Петербург Достоевского».

Я был тогда слишком молод, и хотя внук Достоевского и Д. А. Гранин познакомили меня с Генрихом Бёллем, я все же не решился заговорить с ним. Только задал ему один вопрос (через переводчика): «Что он считает самым главным в Достоевском?». Писатель ответил, что веру. Для меня, сказал Генрих Бёлль, Достоевский великий христианский писатель. Бёлль сделал упор на слове «христианский».

В 1971 году мне пришлось собирать ответы зарубежных писателей на анкету по Достоевскому, где задавалось шесть вопросов: 1. Когда вы впервые познакомились с Достоевским? Какое это было произведение и сколько вам было тогда лет? 2. Какое влияние оказал на вас Достоевский? 3. Какое произведение Достоевского вы считаете наиболее выдающимся? 4. Какой герой Достоевского вам ближе всего? 5. В чем, на ваш взгляд, значение Достоевского для современности? 6. Назовите трех самых выдающихся писателей за всю историю человечества.

Тогда я обратился и к Генриху Бёллю с просьбой ответить мне на эти вопросы. Писатель отвечал, что он прекрасно меня помнит, помнит мой вопрос о «самом главном в Достоевском», и любезно выслал мне сценарий своего фильма «Достоевский и Петербург», где, как он сообщил, я могу найти интересующие меня ответы на мои вопросы о творчестве Достоевского, и разрешил использовать этот сценарий в качестве ответов на анкету. Вот отрывок из сценария Генриха Бёлля в переводе моей жены Екатерины Сергеевны Кибардиной (публикуется в сокращении).


Вода поглотит город

«...Достоевский не замечал петербургские достопримечательности – он использовал их только лишь как знаки препинания внутри своего материала, – он не замечал также общественные достопримечательности: генералов, министров, – им также отводилась роль знаков препинания. Его занимали страдающие... Эпиграфом к его творчеству могли бы быть слова: только страдание является реальным.

Религиозность Достоевского так же часто ставилась ему в упрек, как и отрицалась... Все, что он выражает в своих романах, может колебаться между абсолютным нигилизмом и глубочайшей верой. Как писатель XIX века, он проложил путь к большим темам нашего времени. В «Бесах» Достоевский описывает с точностью пророка методы и идеологию переворота XIX века, во всей их нечеловеческой жестокости и бессмысленности. Достоевский как романист проложил путь литературе экзистенциализма, абсурда, страха, и он сделал это, как Христос.

Как писатель Достоевский никогда не обращался к заданным схемам, а черпал свои образы из действительности. Он вечно в поисках и все воспринимает как путешественник: мгновение и вечность, жизнь и смерть, горечь преходящего. Ничто не было ему так подозрительно, как здоровые, которым противостоят не больные, а страдающие...

Петербург – это город, построенный по приказу, абстрактный, загнанный кнутом в ничто финских болот. Никому не известно, стоило ли его возведение 100 или 200 тысяч человеческих жизней. Русские писатели Пушкин, Гоголь, Белый и Блок были твердо убеждены в том, что однажды вода опять поглотит Санкт-Петербург. Достоевский хорошо ощущал кровь и нищету жертв, это громадное, необозримое кладбище рабов, на котором возведены были эта роскошь и великолепие, породившие интеллектуально обоснованное насилие и смирение.

Эта попытка открыть для России окно на Запад так далеко на Севере была осуществлена вопреки климату, вопреки геологическим условиям болот... Эта инородность Петербурга преследовала Достоевского также и за границей, во всех больших городах он вновь узнавал инородность Петербурга, и это во много раз усиливало его ненависть и тоску по Родине.

Как и все романисты, Достоевский был неутомимым ходоком. Во время своих прогулок – в церковь, в частные ломбарды, для подачи прошений, к издателям, к книготорговцам, чтобы получить аванс, – Достоевский воспринимал всех их в инородности Петербурга и изобразил их в своем творчестве во второй действительности: незаметные личности общества, торговцы и рантье, маленькие чиновники и полицейские, студенты и торговки, солдаты и офицеры, бездельники и гении, молодые крестьяне, пришедшие в большой город как рекруты или лакеи. Он наблюдал их всех на нескольких улицах вокруг Сенной и из этой инородности перенес в действительность своего творчества.

Возможность приблизиться к личности и духу писателя ранга Достоевского была бы следующая: упорядочить его населенный бесчисленными образами космос, оценить и проанализировать разговоры, мысли, поступки. Этот космос имеет высокое напряжение между абсолютным высокомерием и полным смирением, между Раскольниковым и Соней...

Осуществленная на воде и сомнительная мечта – Петербург – заставляет людей в романах Достоевского сомневаться в собственной реальности. Он делает их дневными мечтателями, одиночками-прохожими, почти все они разговаривают сами с собой, они принимают свои идеи за поступки и свои поступки – как Раскольников свое убийство ростовщицы – за идеи. Но их мечты – не романтические мечтания, это абстрактные, интеллектуальные мечты, утопии... Чем выше их интеллектуальное сознание, тем больше они разгадывают случайный блеск дворцов, тем сильнее становится их интеллектуальная мечта, пока, наконец, они больше уже не знают, делают ли они то, что они думают, или они думают то, что они делают».

Телевизионный фильм Генриха Бёлля «Достоевский и Петербург» у нас так ни разу не демонстрировался. Дело в том, что в этом фильме было интервью с Иосифом Бродским. Наши власти попросили Генриха Бёлля удалить интервью из картины, но он отказался это сделать.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Правительство Петербурга рассматривает введение самоизоляции для пенсионеров | ФОТО pixabay - С.-Петербургские ведомости Такую меру примут при ухудшении эпидемиологической ситуации. ФОТО pixabay В Петербурге рассматривают вариант введения обязательной самоизоляции для жителей старше 65 лет,
С.-Петербургские ведомости
Ожидается облачная погода. Фото facebook.com/LeusMikhail. - Metro Петербург Майя Бондарь Прогноз погоды на 23 октября В пятницу, 23 октября, на погоду в Петербурге окажет влияние тёплый сектор циклона.
Metro Петербург
В вихре медных звуков. В Петербурге прошел фестиваль духовой музыки «Брасс-Осень» | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля «Брасс-осень» - С.-Петербургские ведомости В связи с пандемией выступления музыкантов можно было увидеть как очно, так и в рамках прямой трансляции, а зарубежные коллективы приняли участие в мероприятии в режиме онлайн.
С.-Петербургские ведомости