– Эмир, ваш герой в «Мятежном ангеле» не любит просыпаться рано. К вам это тоже относится?
– Да, я до сих пор сохранил такой распорядок дня. Утренним телепрограммам – самым рейтинговым в Сербии – предпочитаю вечернее чтение. Например, последние ночи в Петербурге я читал стихи и биографию Николая Гумилева – очень интересно и близко к идеям Николы Теслы. Оба пишут, что свет – это самое главное и что человек не умирает, а проходит путь трансформации своей энергии чистого света.
– Как раз сейчас, в момент нашего разговора, в Петербурге пошел первый в этом сезоне снег. Вот и в «Мятежном ангеле» вы рассказываете о том, как встретили снег в Стокгольме. А как вы к зиме относитесь?
– Если честно, я не люблю зиму. Каждый раз я приезжаю в Россию зимой только в том случае, если этого просят дела театра. Например, когда в прошлом году Андрей Кончаловский поставил спектакль «Война и мир» (12+), я приехал к вам в страну и встретил здесь такую зиму, какой никогда в жизни до этого не видел и не чувствовал. Но в таких условиях жил и Федор Михайлович Достоевский, и многие другие известные талантливые люди. Я думаю, что русская зима тоже особый элемент их творчества, который оказывает свое влияние.
– Но на этот раз вы приехали представить свою первую автобиографическую книгу. А можете коротко объяснить, почему петербуржцы должны прочитать «Мятежного ангела»?
– Петербург – это культурная столица, в которой жили лучшие литературные классики: Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский. Здесь родилась великая литература. Надеюсь, что и моя книга найдет какой-либо отклик в этом городе.
– К слову, вы сами много читаете?
– От пяти до десяти книг в месяц на разных языках.
– Вы несколько раз упомянули Достоевского. Свой новый фильм вы будете снимать по роману «Преступление и наказание». Критики уже говорят о том, что это будет жанр «черной» комедии.
– Да, мой новый фильм будет снят в жанре «черной» комедии. Это будет трагическая и смешная история молодого режиссера, который хочет снять фильм «Преступление и наказание», но для этого ему нужны деньги. Жизненные обстоятельства сводят режиссера с одним очень богатым человеком, который предлагает ему 500 000 долларов. Но, чтобы их получить, режиссеру нужно будет убить жену богача… С этого все и будет начинаться.
Я хочу снять некую «модельную» версию произведения Достоевского. Она основана на мотивах, которые сегодня, можно сказать, правят в нашем мире. Самые главные ценности в том, что каждый человек стремится жить в богатстве и славе. Деньги становятся очень сильным мотивом в поступках людей. В век новых технологий, когда у каждого есть айфон, люди могут очень быстро передавать друг другу информацию. Они думают, что уже популярны и все им подвластно.
– Как нам показалось, у вас как раз нет айфона…
– У меня его нет. А вот для чего он нужен? Чтобы быть гуляющей живой рекламой? Люди очень много времени проводят в телефонах, при этом упускают свое настоящее, свою жизнь. Это ужас. Это человеческая катастрофа. Новые технологии хорошо помогают, например в сфере здравоохранения. Но совсем не везде они полезны.
– Ваши фильмы, как правило, оставляют у зрителей теплые и светлые впечатления.
– Да, но это вовсе не значит, что я такой светлый человек. В кинематографе, как и в литературе, автор, работая над произведением, трансформирует окружающую энергию в творчество. Можно сказать, что душа трансформируется через творчество. И передо мной всегда стоит один и тот же вопрос: я снимаю фильмы, чтобы показать мир приукрашенным? Или все-таки чтобы показать, какой он есть на самом деле? И вот если показывать, как все обстоит на самом деле, то атмосфера точно будет ближе к произведениям Достоевского. А я же хочу создавать такие образы, чтобы жизнь казалась лучше.
– Одна из книг, которая, как и «Преступление и наказание», тоже важна для многих петербуржцев, – это «Лавр» (18+) Евгения Водолазкина. Правда, что вы работаете над фильмом и по этой книге?
– Евгений Водолазкин сам выбрал меня как режиссера по своей книге. И я очень удивлен, что такой хороший современный русский писатель остановил выбор на мне.
– При этом одновременно у вас в планах фильмы по произведениям Толстого и Гоголя?
– Планирую, что до конца своей жизни сниму фильмы по трем лучшим произведениям русской литературы. Если получится один фильм, то хорошо. Если все три – еще лучше! Главное, чтобы не два.
– Почему?
– Как говорят, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Бог любит Троицу. Это очень важно, что люди верят и чтят святость этого числа.
– А для вас в творчестве важна религия?
– Очень важна, потому что творчество произошло из религии. Без религии культуры бы не было! Я думаю, что вопросы духовности, вопросы о роли Бога – самые важные для всего человечества.
– Вы пришли к этому со временем? Или понимали уже на старте своего творческого пути?
– Конечно, со временем. Потому что когда человек рождается, он не знает ничего. Например, во время учебы в Праге у меня был очень хороший профессор по литературе. С ним мы читали и учили Старый и Новый Заветы на протяжении двух лет. И вот только тогда я начал понимать, что значит метафора, что значит образование, что значит история.
– Скоро, через несколько недель, у вас юбилей. Что сами себе пожелаете?
– Снять задуманные фильмы. Ну и чтобы жизнь в нашем обществе была основана на гармоничных взаимоотношениях между людьми.
– Думаете, получится?
– Шестьдесят процентов, что получится.
– Тем не менее вы как будто уже задумываетесь о смерти. Так, недавно вы говорили, что хотели бы умереть в Петербурге. Это действительно так?
– Это было в Москве. Мне там показали дом, где жил Достоевский. И я в этот момент сказал: «Я хочу умереть здесь». Мне ответили: «В Москве нет смерти, Москва – это город рождения». Тогда я сказал: «Хорошо, тогда я буду умирать в Питере». Но это, как вы понимаете, была шутка.