Михаил Пиотровский: «Мы срисованы с Пальмиры, которая является одним из главных образцов классической архитектуры»

Михаил Пиотровский: «Мы срисованы с Пальмиры, которая является одним из  главных образцов классической архитектуры»
Фото: cdn.spbdnevnik.ru
Директор Государственного Эрмитажа о том, почему в Петербурге вырос интерес к Востоку Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Что роднит Петербург и сирийскую Пальмиру, чем вызван рост интереса к Востоку и что вошло в масштабный проект Государственного Эрмитажа, посвященный буддизму? Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал директор музея Михаил Пиотровский.

- Михаил Борисович, недавно открывшаяся выставка «Две Пальмиры» (6+) вновь привлекла внимание к судьбе этого уникального памятника. Вам эта тема особенно близка.

- Конечно, все происходящее там меня очень задевает. Я постоянно участвую в экспедициях, был там совсем недавно. Мы срисованы с Пальмиры, которая является одним из  главных образцов классической архитектуры. Когда строился Петербург, главным городом мира в смысле эстетики была Пальмира. Это был красивейший город, стоящий среди пустыни. И родившаяся тогда мощная метафора – Санкт-Петербург – это Северная Пальмира – важнее всех других. Северная Венеция – это как попытка пристроиться. А с Пальмирой нас связывает ощущение родовой связи. Мы – это Северная Пальмира, и стали ею благодаря Екатерине Великой, которую сравнивали с Зенобией – великой царицей Пальмиры. А город наш сравнивали с Пальмирой потому, что та неожиданно выросла из песков так же, как мы неожиданно выросли из болот… Это нас роднит.

- Как вы считаете, почему сейчас мы стали пристальнее присматриваться к  Востоку, которому вы преданы столько лет?

Восток – не только для меня. Восток, так же как и Запад, важен для всех нас.Мы живем в России, это страна одновременно и восточная, и западная. И все эти разговоры о  том, что сегодня все чаще смотрят на  Восток, верны лишь для некоторой части нашего общества, которая вдруг вспомнила, что есть Восток.

- Еще Блок писал: «Да, скифы  – мы! Да, азиаты – мы…»

-   Восток всегда был частью нашей культурной ориентации. И мы на самом деле Восток.

- Именно с Востоком связана и предстоящая выставка, посвященная 150-летию со  дня рождения Николая Рериха. Что  будет представлено?

Это масштабный межмузейный выставочный проект «Твердыня пламенная» (0+). Он откроется в залах Главного штаба Эрмитажа 20 ноября. В нем примут участие музеи из России, Монголии, Индии, Азербайджана и других стран. Мы постараемся охватить все наследие Николая Рериха, которое действительно необъятно. Не все, например, знают, что  он собирал в том числе картины малых голландцев, и эта коллекция сегодня хранится у нас в Эрмитаже. Выставка объединит очень разные учреждения, ведь мы знаем, как по-разному видят Рериха в разных частях мира. Мы постараемся показать множество самых различных граней и дать, насколько это возможно, полную музейную картину его наследия. Эта громадная выставка – часть большой программы «Диалог культур. Восток – Запад», которую проводит Государственный Эрмитаж.

- На ваш взгляд, откуда сегодня такое внимание к буддизму?

Искусством и идеями буддизма увлекаются во всем мире. Он был безумно моден и в Советском Союзе. Это перешло в наследство нынешнего времени. Многим кажется, что буддизм дает выход из тех проблем, которые есть. В марте мы открыли выставку вернувшейся из реставрации скульптуры Будды Майтреи, на которого ориентировался Рерих. Это событие со многими значениями – часть нашей общей музейной миссии, диалога Востока и Запада.

Недавно в  Улан-Удэ мы открыли выставку шедевров буддийского бурятского искусства из Эрмитажа. А еще раньше передали бюст Екатерины II настоятелю Анинского дацана в Бурятии ламе Легцогу Дарижапову. Кроме того, запланирована большая выставка буддийских коллекций Эрмитажа в самом Эрмитаже, совместные проекты с петербургским дацаном и театральные мистерии.

- За последние годы музейно-театральная лаборатория Эрмитажа выпустила два спектакля – «Флора» и «Чудесный источник». Что ждет посетителей в этом году?

- В рамках наших традиционных театральных постановок мы покажем в сентябре мистерию «Сутра золотого света» (12+). Это новый совместный проект Эрмитажа и Российского государственного института сценических искусств, название которому дал один из главных текстов в буддизме. «Сутра золотого света» станет частью громадного буддийского проекта Эрмитажа, что на самом деле очень нужно и важно. Потому что у нас довольно поверхностное знание об этом. Проект должен с уровня бытового буддизма привлечь внимание к серьезным размышлениям о буддизме, который является частью петербургской культуры.

  • Марина Алексеева
  • Ещё новости о событии:

    Директор Государственного Эрмитажа о том, почему в Петербурге вырос интерес к Востоку Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Что роднит Петербург и сирийскую Пальмиру,
    17:19 26.08.2024 Петербургский дневник - Санкт-Петербург
    Михаил Пиотровский: «Мы срисованы с Пальмиры, которая является одним из  главных образцов классической архитектуры» - Spbdnevnik.ru
    Директор Государственного Эрмитажа о том, почему в Петербурге вырос интерес к Востоку Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Что роднит Петербург и сирийскую Пальмиру,
    16:51 26.08.2024 Spbdnevnik.ru - Санкт-Петербург
     
    По теме
    День Героев Отечества отметили в Университете - Санкт-Петербургский университет ФСИН России Делегация Университета приняла участие в мероприятии, посвященном Дню Героев Отечества, которое состоялось на «Ротонде памяти павших участников боевых действий» в г. Пушкине.
    Санкт-Петербургский университет ФСИН России