Каких литературных героев можно встретить на улицах Самары?

Каких литературных героев можно встретить на улицах Самары? | Здесь можно проверить, из чего сделан ключик Буратино / ФОТО АВТОРА
Самара1.jpg
Самара2.jpg
photo_5447367804350226295_y.jpg
Фото: spbvedomosti.ru

Вряд ли в мире найдется другой мегаполис, где с полным на то историческим основанием было бы столько памятников персонажам литературы, живописи и кинематографии. Здесь можно любоваться великолепными набережными, а заодно «читать» город, вспоминая знаменитые фильмы и книги.

Здесь можно проверить, из чего сделан ключик Буратино / ФОТО АВТОРА

Живем по‑крупному

Основанная в 1586 году Самара во времена Пушкина не имела даже статуса губернской столицы (им обладал Симбирск). Местечко считалось настолько второстепенным, что до сих пор до конца неясно, посетил ли его осенью 1833 года во время поездки по местам пугачевского восстания великий русский поэт. Однако ситуация изменилась коренным образом после того, как в 1850‑м Николай I из нескольких уездов Оренбургской, Саратовской и Симбирской губерний сформировал Самарскую. А в 1877‑м открылось и движение по Оренбургской железной дороге. Сегодняшняя Самара (в 1935 – 1991 гг. — Куйбышев) — мегаполис на Волге с более чем миллионным населением, крупнейший транспортный узел, а также промышленный, научный и культурный центр Поволжья.



Из Пушкинского сквера открывается отличный вид не только на Волгу, но и на знаменитый Жигулевский пивоваренный завод, который появился на этом месте еще в 1881 году / ФОТО АВТОРА


Не стоит забывать, что осенью 1941 года Куйбышев фактически стал и столицей страны: сюда эвакуировали Верховный совет СССР, правительство (Совет народных комиссаров), посольства и Большой театр. В центре города прямо под жилыми зданиями на глубине, соответствующей 12 – 14‑этажному дому, оборудовали «Бункер Сталина» — сегодня это один из самых популярных самарских музеев. А когда 7 ноября 1941 года на Красной площади проходил легендарный военный парад, аналогичный состоялся и на площади Куйбышева в городе его имени. Принимал парад маршал Климент Ворошилов, а командовал войсками генерал-лейтенант Максим Пуркаев.

Под стать столичному статусу и архитектура города. Здание местного железнодорожного вокзала самое крупное в Европе, а по высоте (101 метр) оно лишь несколько сантиметров уступает Исаакиевскому собору в Петербурге. Главная площадь Самары, территория которой занимает 17,4 гектара, тоже самая большая в Европе. Всю ее северо-восточную сторону занимает сооруженное в 1936 – 1938 годах по проекту ленинградских архитекторов Ноя Троцкого (среди его творений в нашем городе Дом Советов на Московской площади) и Николая Каценеленбогена здание Самарского театра оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича. У бокового фасада театра есть и памятник великому композитору работы Зураба Церетели.

Имя Шостаковича этот театр, как и Ленинградская филармония, получил, между прочим, не случайно. Осенью 1941‑го композитор был эвакуирован из Ленинграда в Куйбышев и в предоставленной ему в доме № 5 по Рабочей улице квартире 27 декабря завершил работу над Седьмой («Ленинградской») симфонией. И 5 марта 1942‑го в Куйбышевском театре оперы и балета оркестр Большого театра впервые ее исполнил — за дирижерским пультом стоял Самуил Самосуд. А в Ленинградской филармонии симфонию впервые исполнили 9 августа того же года…

Где у города «лицо»

Это, разумеется, Волга и ее набережные… Их великолепная панорама открывается из Пушкинского сквера, разбитого на террасе за построенным в русском стиле по проекту Михаила Чичагова зданием Самарского академического театра драмы имени Горького.

А перед фасадом театра в 1932 году открыли многофигурный памятник работы Матвея Манизера полководцу Василию Чапаеву — это его дивизия 7 октября 1918‑го выбила из Самары контрреволюционные войска. Памятник отливали на ленинградском заводе «Монументскульптура», где по личному распоряжению Сергея Кирова пару лет спустя была изготовлена копия монумента. Сменив несколько мест, в 1968‑м она была окончательно установлена перед зданием Военной академии связи на Тихорецком проспекте.

Со смотровой площадки Пушкинского сквера хорошо виден комплекс построек знаменитого Жигулевского пивоваренного завода, основанного в 1881 году дворянином Австрийской империи и самарским купцом первой гильдии Альфредом фон Вакано. Неподалеку, возле одного из самых популярных баров в городе, красуется и памятник Пивовару. Фон Вакано был также выдающимся коллекционером и меценатом: часть его собрания произведений искусства Востока находится сейчас в Эрмитаже, а другая — в Самарском художественном музее, расположенном в бывшем здании Волжско-Камского банка на улице Куйбышева. На одной из старейших и главных улиц Самары, носившей до революции название Дворянской, сохранилось множество купеческих и дворянских особняков, зданий старинных банков, гостиниц, магазинов. Много их и на других улицах городского центра. Например, на идущей параллельно улице Фрунзе, бывшей Саратовской. Архитектурная доминанта последней — католический костел с двумя неоготическими башнями, работа архитектора Александра Щербачева.

Еще одна черта «лица» Самары — протянувшийся вдоль Волги Струковский сад, разбитый в середине XIX века солепромышленником Григорием Струковым. Именно здесь 24 апреля 1908 года был впервые исполнен вальс военного музыканта Ильи Шатрова «На сопках Маньчжурии», посвященный павшим на полях Русско-японской войны воинам 214‑го Мокшанского пехотного полка, передислоцированного после войны в Самару. В память об этом событии в саду установлен монумент.

Памятник… выдумке

Стоит над Волгой и памятник товарищу Сухову, спешившему к любезной его сердцу Екатерине Матвеевне в самарскую деревню. Помните, как бравый красноармеец излагал свои планы Саиду? «До Волги доберусь, а там и до Самары рукой подать!» Правда, насчет этого Федор Иванович был чересчур оптимистичен: от пристани на Каспийском море ему предстояло пройти на пароходе вверх по Волге верст этак тысячи полторы…

На левой руке Сухова туристы до блеска отполировали те самые часы, которые он вовремя бросил бандиту Ибрагиму и таким образом вырвался из лап его подельников.




Здесь можно поздороваться с товарищем Суховым / ФОТО АВТОРА


От Сухова легко дойти и до бронзовых «Бурлаков на Волге». Скульп­турная композиция представляет всех изображенных на картине Репина, над которой Илья Ефимович работал в 1870 году в селе Ширяево близ Самары.

На углу улиц Куйбышева и Некрасовской сидит на бочке с порохом с разожженной трубкой в руке и бравый солдат Швейк. Застав его в этой позе, полковник успел скомандовать единственно уместное: «Продолжайте курить, Швейк!». Герой романа Ярослава Гашека появился здесь не случайно: перешедший во время Гражданской войны на сторону Красной армии чешский писатель с апреля по июнь 1919 года проживал в расположенном наискосок от памятника доме № 100 по той же улице Куйбышева (в те времена — Советской).

На улице Фрунзе рядом с костелом расположен музей-­усадьба Алексея Толстого: будущий автор «Хождения по мукам» и «Золотого ключика» жил здесь в 1898 – 1901 годах, когда учился в Самарском реальном училище. Перед домом стоит Буратино… Бронзовый. А вот ключик, надо полагать, «золотой»…

Напротив железнодорожного вокзала обращает на себя внимание не кто иной, как Юрий Деточкин. Хотя стоящий у его ног портфель «со всем необходимым для работы» явно был взят из других эпизодов, последняя сцена картины легко узнается. Фильм «Берегись автомобиля» снимался, как известно, в Москве. При чем тут Самара? Да просто город на Волге — родина Эльдара Рязанова. В доме № 120 по улице Фрунзе работает музей режиссера, а сам Рязанов грузно восседает на скамье рядом в сквере своего имени.


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7687) от 20.06.2024 под заголовком «Буратино и бравый солдат Швейк».

 
По теме
«В поисках Садко или Пана Воеводы русской музыки». Петербуржцы и гости города смогут больше узнать о жизни и творчестве Римского-Корсакова, прогуливаясь по Петербургу.
Как развивается «водный каркас» Петербурга - ТК Санкт-Петербург В Петербурге продолжается активное благоустройство прибрежных зон. Благодаря этому такая неотъемлемая часть городской среды – выходы к воде – становятся новыми точками притяжения, преобразуются в комфортные,
ТК Санкт-Петербург