Мировая премьера духовных сочинений композитора Александра Сойникова состоялась в Санкт-Петербурге

Мировая премьера произведений Александра Сойникова в МЗФ - Вода Живая
Мировая премьера произведений Александра Сойникова в МЗФ - Вода Живая
Мировая премьера произведений Александра Сойникова в МЗФ - Вода Живая
Мировая премьера произведений Александра Сойникова в МЗФ - Вода Живая
Мировая премьера произведений Александра Сойникова в МЗФ - Вода Живая
Мировая премьера произведений Александра Сойникова в МЗФ - Вода Живая
Мировая премьера произведений Александра Сойникова в МЗФ - Вода Живая
Фото: aquaviva.ru
Авторский вечер композитора Александра Сойникова прошел 14 ноября в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии.
В концерте принимали участие Камерный хор и оркестр Смольного собора (художественный руководитель - Владимир Беглецов), солисты Ирина Сойникова (скрипка) и Станислав Жуковский (дудук), хореографическая группа Театра юношеского творчества (хореограф - Андрей Адамовский), народный артист России Николай Буров.
В первом отделении было исполнено хоровое произведение "Молитвослов". Композиция состоит из семи частей: "Восставше от сна", "Молитва ко Пресвятой Троице", "Молитва Оптинских старцев", "Молитва Господня", "Молитвы святого Макария Великого", "Аллилуйя", "Песнь Пресвятой Богородице". Это положенные на музыку тексты из утреннего молитвенного правила, знакомые каждому православному христианину. В истории музыки это, наверное, впервые словами песнопений становятся не богослужебные, а "домашние", келейные тексты.
"По крайней мере, я других таких случаев не знаю, - говорит композитор. - Мне давно хотелось написать к этим словам музыку, это мои любимые молитвы, я с ними встаю и ложусь. Моя мечта, наконец, осуществилось. Писал сердцем и, конечно, с молитвой". 
Часто один и тот же текст исполнялся разными голосами, они перекликались друг с другом, создавая, с одной стороны, ощущение важности каждого голоса в хоре, с другой подчеркивая, что молитвенное правило - это дорога борьбы со страстями. Например, "Молитва Оптинских старцев" начиналась многократным повторением начального слова "Господи" разными певцами в басовых регистрах, настраивая слушателей на молитвенное восприятие остального текста. Также подчеркнуто отдельно прозвучала фраза "Научи меня, Господи, молиться".
Исполнение сопровождалось визуальным рядом: на сцене стояли светильники в виде церковных подсвечников, на заднюю стену проецировались изображения Казанской Богоматери, рублевской "Троицы", других известных икон. Во время пения "Аллилуйя" у каждого певца в руках появился миниатюрный фонарик-"свечка" с мерцающим пламенем.
Второе отделение открылось исполнением пьесы для струнного оркестра "Голгофа". Его предварило чтение Николаем Буровым соответствующего евангельского отрывка (Мк. 15, 1-20).
"Я вижу каждый такт: как Христос шел, как Он упал, как Его поднимали, как убегали те, кто был рядом, как при Кресте стояла Его Мать…" - говорит Александр Сойников. Тема трагизма и скорби в финале сменяется ликующим гимном, буквально иллюстрирующим пасхальное "смертию смерть поправ".
В произведении "Приношение Востоку" наряду с традиционными инструментами симфонического оркестра, струнными и духовыми, принимает участие народный армянский инструмент дудук. Пряные восточные мелодии, перекличка дудука, флейты и человеческого голоса создают ощущения радости и восточного изобилия.
Завершало концертную программу произведение "Путь к Храму" - единственное исполнявшееся раньше, в Германии, так что это - российская премьера.
Тема произведения - борение со страстями, поиск дороги к Богу. Диссонансная музыка в финале сменяется гармонией. Действо сопровождается хореографией: молодые артисты Театра юношеского творчества исполняют нечто среднее между балетом и пантомимой. Главный персонаж хореографического действа - персонаж по имени Янус, его костюм и грим наполовину черные, наполовину белые: этим подчеркивается, что темное и светлое начало существуют в самом человеке, и какое победит - зависит в первую очередь от него самого.
"С ТЮТом я сотрудничаю давно, с 1980-х: в течение пятнадцати лет, писал музыку ко всем спектаклям этого театра, - рассказывает Александр Леонидович. - Одно время я бросил композицию, ездил по монастырям, думал об уходе из мира, но потом, с 2007 года, вернулся к сочинительству и написал,  наверное, больше музыки, чем в советское время. Я сам предложил Евгению Юрьевичу Сазонову, художественному руководителю ТЮТа, сотрудничество. Дело в том, что когда я пишу музыку, я ее не только слышу, но и вижу, мне хотелось передать свое видение через пластические образы".
Александр Сойников родился 13 января 1947 года в Гатчине. Окончил в 1970 году Ленинградский институт культуры, в 1975-м - Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора Александра Мнацаканяна. В 1980 году принят в Союз композиторов. Преподавал в музыкальных школах и училищах. Написал ряд крупных симфонических и хоровых произведений, опер, балетов, много музыки к театральным постановкам, в частности - автор рок-оперы "Сирано де Бержерак", шедшей на сцене Молодежного театра на Фонтанке в постановке Ефима Падве. Композитор тесно сотрудничал с петербургским Театром имени Леонида Якобсона. Премьера его балета "Распутин" прошла в лондонском "Ковент-Гардене". Много работал с Оркестром русских народных инструментов: партитура балета "Святки" написана для русского народного оркестра с использованием фольклорных записей.
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Беглов поблагодарил Мурашко за важные рекомендации во время проверки в Боткинской больнице - ИА Невские Новости В субботу в Петербург приехал министр здравоохранения Михаил Мурашко. Он вместе с губернатором Александром Бегловым посетил Боткинскую больницу для оказания содействия и дал некоторые рекомендации.

28.03.2020
Способный достроить «Северный поток — 2» трубоукладчик направился  в Конго - ГАZЕТА.СПб Судно «Академик Черский». Фото: flot.gazprom.ru Принадлежащее «Газпрому» судно «Академик Черский», способное помочь в завершении строительства газопровода «Северный поток — 2», продолжает огибать Африку.

28.03.2020
 
В Санкт-Петербурге оперуполномоченный уголовного розыска подозревается в  мошенничестве - Следственный комитет           Следственными органами Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу  по материалам, представленным УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, возбуждено уголовное дело по признакам преступления,
Следственный комитет
27.03.2020
Преподаватель СПбГУ заявил, что хочет заняться будущими похоронами матери-блокадницы и отца - испытателя ядерного оружия Роман ЛЯЛИН В Октябрьском районном суде Петербурга 27 марта решали,
27.03.2020 Комсомольская правда
Беглов поблагодарил Мурашко за важные рекомендации во время проверки в Боткинской больнице - ИА Невские Новости В субботу в Петербург приехал министр здравоохранения Михаил Мурашко. Он вместе с губернатором Александром Бегловым посетил Боткинскую больницу для оказания содействия и дал некоторые рекомендации.
ИА Невские Новости
28.03.2020
Крутой объяснил, почему Собчак раструбила о «заражении» звезд коронавирусом от Лещенко - ИА Невские Новости Российский композитор и автор песен Игорь Крутой объяснил причины поведения телеведущей Ксении Собчак, которая раструбила о том, что певец Лев Лещенко мог заразить звезд на дне рождении сестры Крутого Аллы.
ИА Невские Новости
28.03.2020
Самые распространенные и самые необычные ограничения из-за коронавируса в разных странах - ИА Невские Новости Пока южно-корейские сектанты временно прекращают оккультные собрания, австрийские хоккеисты перестали жать друг другу руки, а украинцы не знают, когда теперь смогут спуститься в метро,
ИА Невские Новости
28.03.2020
Беглов поблагодарил Мурашко за важные рекомендации во время проверки в Боткинской больнице - ИА Невские Новости В субботу в Петербург приехал министр здравоохранения Михаил Мурашко. Он вместе с губернатором Александром Бегловым посетил Боткинскую больницу для оказания содействия и дал некоторые рекомендации.
ИА Невские Новости
28.03.2020