Картина года, и не только. Как живет Русский музей в условиях ограничений

Картина года, и не только. Как живет Русский музей в условиях ограничений | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА - https://spbvedomosti.ru/
Петрова.jpg - https://spbvedomosti.ru/
Фото: spbvedomosti.ru

О том, как живет Русский музей в условиях ограничений, и о планах на этот год обозревателю нашей газеты Людмиле ЛЕУССКОЙ рассказывает заместитель директора Русского музея по науке Евгения ПЕТРОВА.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


ФОТО предоставлено пресс-службой музея

– Евгения Николаевна, как музей адаптировался к сложной ситуации, возникшей из-за пандемии?

– Несмотря на все трудности, мы работали. Запускали на сайте онлайн-материалы, так или иначе знакомили зрителей с тем, что делает музей, что готов показать, чем занимается. Показали проекты, которые были сделаны к 125-летию музея во всех дворцах, – «Дары Русскому музею с 1895 по 2019 гг.». В Строгановском дворце открыли выставку, посвященную 40-летию Ленинградского рок-клуба, в Инженерном замке – «Художественное наследие Клодтов» и «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения».

– Планы пришлось менять?

– Сроки сдвинулись. Так, выставка «Преображенная природа» в Корпусе Бенуа должна была открыться не в первых числах марта, а раньше. Весной там же планировалась выставка Шишкина, ее сдвигаем на лето. Сейчас в этих залах работает выставка Рериха, на нее люди ходят. Во всех дворцах планы пришлось изменять.

В этом году планируем интересные выставки, но финансовые возможности значительно сократились. Зрителей вполовину меньше в музей приходит, доходы упали. Пока неизвестно, какова будет компенсация от Министерства культуры. Она идет в основном на заработную плату.

– У вашего музея всегда были щедрые спонсоры.

– Спонсоры есть. Надо отдать им должное, свои обязательства они выполняют. Те, с кем мы давно работаем, верность нам сохранили.

– Выездные проекты в нынешней ситуации возможны? К примеру, в филиале Русского музея – испанской Малаге?

– Там мы открыли большую выставку «Реализм в русском и советском искусстве». Почти сразу начался карантин. Открытие было уже онлайн. Мы и монтировали выставку онлайн, потому что не могли в Испанию приехать. Было тяжело, не видя вещей на стене, делать экспозицию. Выставка из-за карантина закрывалась на некоторое время. Сейчас она открыта.

В апреле в Малаге должны открыться три новые выставки. Уже планируем монтаж, думаем о ящиках, рамах... Какая ситуация к этому времени будет в Испании, неизвестно. Но не готовиться нельзя. Огромные выставки требуют большой подготовки. Все надо делать заранее: уже в марте накатывать на валы большие работы, найти место, где это делать... Невозможно все обеспечить за три-четыре дня и даже за неделю.

– Сколько времени проходит от рождения идеи выставки до ее реализации?

– Когда как. Все зависит от темы, от участников проекта. Это может быть и год, и два, и три. Какие-то выставки рождаются и готовятся быстро, решаем, какие вещи нужны, откуда – запрашиваем, и дальше идет работа. В другом случае надо искать вещи в разных музеях. Начинается переписка – дадут или нет. Реставраторы смотрят, выясняется, что какую-то вещь везти нельзя, а она необходима...

– Можно привести свежие примеры?

– Сейчас мы готовим монографическую выставку Грабаря, которая будет осенью. Уже понятно, какие работы мы хотели бы получить, рассылаем списки по музеям. Выясняется, что Третьяковская галерея использует нужные нам работы для своих целей, дать их не может. Смотрим, что можно взять в провинциальных музеях, чтобы заменить то, что не получим от Третьяковки. Соответственно, меняются конструкция, список, каталог... Меняется все. Опять переписка... И все сначала.

На сентябрь планируется выставка «Космизм в России». Она требует работ, которые разбросаны по музеям не только у нас в стране. Скажем, Чюрленис хранится в Каунасе. Он очень нужен для этой выставки, у нас только две его работы. Мы посылаем письмо, нам отвечают, что там свои выставки, все распланировано, дать не могут. Что делать? Придумываем, как заменить оригинальные работы Чюрлениса показом, предположим, их изображений на стене, чтобы художник все-таки присутствовал. У Юона, в основном писавшего пейзажи, был цикл, посвященный звездному небу. Неожиданная для художника тема необходима для выставки. Выясняется, что у нас есть альбом литографий, они маленькие, на стену не повесишь. А как их можно разместить в зале? Значит, там надо что-то строить. Для этого нужны деньги, время... Таких этапов, когда что-то меняется, бывает несколько на одну выставку. От идеи до воплощения процесс непростой.

– Осенью завершается важный этап реставрации Инженерного замка. Как это отразится на жизни музея? Что мы там увидим?

– Инженерный замок для нас тема особая. Музей им занимается давно. Сейчас там работают экспозиции и выставки, потому что реставрация помещений для них шла в течение пятнадцати лет. Но это далеко не все, что надо приводить в порядок в замке. Очередной этап завершается сейчас. В апреле должны открыться залы, в которых разместится Романовская галерея – портреты членов императорской династии и их окружения, а также прикладное искусство – фарфор, скульптура.

Мы хотим показать там произведения, создававшиеся именно для этих залов. Картины Григория Угрюмова и Джона Аткинсона Павел I заказал для интерьеров замка. Вещи Аткинсона принадлежат Третьяковской галерее, давным-давно туда переданы. Оригиналы в плохой сохранности, они были накатаны на валы, их надо приводить в порядок. Потом мы возьмем их на временное хранение у Третьяковской галереи и покажем у себя. Надеемся, что когда-нибудь удастся получить их на постоянное хранение. Пока, чтобы дать зрителям представление о том, как выглядела живопись, которая размещалась в замке, надо показать хотя бы копии. Мы получили возможность сделать хорошие воспроизведения.

В Инженерном замке уже в следующем году собираемся сделать экспозицию, связанную со скульптурой Летнего сада. Разместим ее не так, как она стояла в саду, где был декоративный показ, а по тематическим блокам.

– Давно идет разговор о переселении в Инженерный замок фондов графики. Он актуален?

– Актуален, но такое переселение требует больших денег. Кроме фонда графики и библиотеки у музея есть богатый архив. Он расположен в помещениях, где уже неудобно работать. Решать, куда переедут архив и библиотека, придется в ближайшее время.

Мы приводили в порядок фонды, они в приличном состоянии, но некоторые надо расширять. Скажем, в Мраморном дворце, где проходят выставки современного искусства, хранится и фонд новейших течений. Он растет, а места мало. Реставрация залов в Мраморном дворце продолжается. Когда уедет фонд графики, эти помещения можно будет использовать для расширения фонда новейших течений, выставок и экспозиций.

Ближайшие лет пять что-то будет перемещаться, произойдут перемены экспозиционные, выставочные и фондовые. При нынешних новых технологиях и с добавлением средств можно совершенствовать показ произведений, на что мы очень надеемся.

– Экспозиции будут меняться?

– Есть давний план, который приостанавливался из-за недостатка финансирования. Мы хотим экспозицию Древней Руси в Михайловском дворце перенести со второго этажа на первый и создать там показ церковной культуры. Сюда входит не только иконопись с XII по XVII век. В XVIII, XIX и начале XX века были прекрасные художники (Боровиковский, Васнецов, Нестеров и другие), работавшие в церквах. То, что мы не показываем этот пласт, неправильно. Мы хотим весь нижний этаж дворца до Садового вестибюля отдать церковной культуре. Тогда с места сдвинутся и изменятся экспозиции XVIII и XIX веков.

Отдел рисунка в Михайловском дворце занимает прекрасные помещения, которые важны для экспозиции. Там можно сделать роскошный зал, где разместить огромную скульптуру Анны Иоанновны Растрелли, которая стоит в маленьком зале. Туда же можно поместить декоративно-прикладное искусство, скульптуру... Все то, что создаст парадный вид замечательного интерьера. Пока его никто не видит. В этом помещении сейчас фонд рисунка.

– Какие еще выставки в планах на этот год?

– Кроме уже упомянутых – «Преображенная природа», «Космизм» и выставки Грабаря – мы покажем работы Шишкина из фондов музея. Это означает, что кроме живописи, которую мало кто видит, так как она находится в фондах, мы представим великолепные рисунки и гравированные вещи. Шишкин был прекрасным рисовальщиком и великолепным гравером. Этот материал, как правило, не показывается.

В наши планы входит выставка одного из основателей «Круга художников» Вячеслава Пакулина. В этом году исполняется пятьдесят лет со дня смерти художника. Мы покажем подаренную музею коллекцию Анны Лепорской. Она была ученицей и соратницей Малевича. Подарила нам два года назад более ста рисунков и архив. Но Лепорская и сама была художником. Ее живописные, графические работы, а также фарфор войдут в состав выставки, которую мы тоже покажем в этом году. В цикле выставок авангарда планируется и выставка Льва Юдина. У нас хорошая коллекция его работ, она мало известна публике.

Будут выставки современных художников. В Мраморном дворце публика скоро увидит «Искусство тридцатилетних». Это работы тех, кто родился в 1990-е годы. Нам могут задать вопрос, зачем показывать молодых, которые еще не стали классиками? Молодым нужна хорошая площадка, где они могут представить свое искусство и где его увидят их сверстники. Это важно. Планируется выставка «Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже». В нее войдут работы современных художников и классиков.

– Что просят зарубежные музеи? Раньше они хотели только иконы и авангард. Ситуация изменилась?

– В Малаге сейчас гостит «Реализм в русском искусстве» – от иконописи до современного искусства. Там же мы сейчас показываем большую выставку плаката. Скоро повезем туда Айвазовского и других маринистов. Откроется и небольшая, но интересная для испанцев выставка «Лев Толстой в изображениях». Мы покажем там и фрагмент письма, которое Льву Николаевичу прислал испанский мальчик из города Малаги. Он пишет, как уважает Толстого, просит его дать жизненные советы. Тогда же в Малаге должна открыться и выставка «Война и мир» – живопись от иконописи до середины XX столетия. Она большая и важная, вся история русского искусства через эту тему. Затем мы покажем ее здесь у нас.

В Милане в «Палаццо Реале» работает выставка «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве». Это не только художницы авангарда, хотя там есть такой раздел. Тема – женщины в русской истории и культуре. Выставка красивая, интересная, но из-за пандемии она то открывается, то закрывается. Мы ее продлили до сентября, хотя должны были закрыть в апреле.

Для выставки в Центре Помпиду, посвященной абстракции, просят наши вещи, мы их предоставляем. В Париже в фонде «Луи Виттон» должна открыться выставка коллекции Морозова, участие в которой принимают Третьяковская галерея, Эрмитаж и мы, сроки ее передвигаются. Возможно, у нас будет совместная с итальянцами выставка «Итальянский и русский футуризм». Итальянская часть – это большая частная коллекция, которая раньше была в музее Гуггенхайма в Венеции. Если ее дадут, мы добавим наши вещи, будет выставка, которую потом повезем в Малагу. Как видите, показываем не только авангард.

Планировалось много проектов, в том числе с Китаем и Южной Кореей. Пока все затихло.

– Вы 55 лет работаете в музее. Были на вашей памяти когда-либо времена, подобные нынешним?

– Сейчас плохо из-за неопределенности, в том числе и финансовой. План мы должны выполнять. А на какие деньги? Начинается сокращение затрат, чем-то приходится жертвовать. Это ведет к тому, что снижается качество, в первую очередь дизайна и прочего, на что неизбежно нужны средства.

Посмотрим, как проживем этот тяжелый год.

Новости соседних регионов по теме:

Именно так называется выставка живописи самодеятельных художников объединения "Палитра", которая сегодня открылась в музее.
14:20 27.02.2021 Администрация г. Лесной - Лесной
В новом историко-культурном центре конноспортивного комплекса «Звёздный» открылась выставка, посвящённая отечественной кавалерии.
19:22 26.02.2021 Телерадиокомпания Щелково - Щёлково
На выставке под названием «Самый уникальный экспонат музея» представлены редкие предметы из коллекций 13-ти школьных музеев города.
18:32 26.02.2021 ТК Дзержинск - Дзержинск
Краеведческий музей приглашает великолучан и гостей города на выставку «Ушедшие в бессмертие» (12+).
19:12 26.02.2021 Luki.Ru - Великие Луки
В Буинске открылась выставка Шамиля Нигмата. В городском музее представили более сорока полотен художника.
17:45 26.02.2021 ГТРК Татарстан - Казань
​25 февраля в Музее истории города Симферополя состоялось открытие выставки «Сказка о речке Голубоглазке - заповедной жемчужине Крыма» На выставке представлены работы обучающихся школ искусств Симферополя - победителе
16:13 26.02.2021 Администрация города Симферополя - Симферополь
В экспозиции - работы художника Георгия Юловского и народного мастера резьбы по дереву Владимира Божченко В Крымском этнографическом музее 28 февраля откроется выставка «Ах, эти краски акварели...» ,
14:55 26.02.2021 Минкультуры Республики Крым - Симферополь
До конца февраля во Дворце культуры Дегтярска, в фойе 2 этажа, продолжит работу выставка прикладных работ сотрудников ДК «Творческие люди».
16:25 26.02.2021 Управление культуры и спорта - Дегтярск
В Новокузнецком художественном музее открылась большая выставка, посвященная культуре и быту этносов Южной Сибири.
17:04 26.02.2021 Ново-ТВ - Новокузнецк
В историко-культурном музее Липецка открылась камерная выставка по лозоплетению.
13:01 26.02.2021 Липецкое время - Липецк
«Игра в лоскутки» - уютное домашнее название новой выставки прикладного искусства в Выставочном зале Краснотурьинского краевеведческого музея, презентация которой состоится 4 марта в 15 часов.
13:54 26.02.2021 Krasnoturinsk.Org - Краснотурьинск
Ачинцев ждут в Музейно-выставочном центре 6 марта, в субботу. На ярмарке будут представлены авторские работы мастеров и художников декоративно-прикладного искусства.
15:21 26.02.2021 Газета Город А - Ачинск
В выставочном зале городской детской художественной школы № 1 открылась художественная выставка работ «Этюд мастера».
10:41 26.02.2021 Правительство Астраханской области - Астрахань
Выставка-ярмарка «М-м-м-АРТ» посвящена Международному женскому дню. Будут представлены авторские работы мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Ачинска.
14:00 26.02.2021 Администрация - Ачинск
В выставочном зале городской детской художественной школы №1 открылась художественная выставка работ «Этюд мастера».
08:31 26.02.2021 Администрация города - Астрахань
фото Новое дело / Расул Кадиев В музее истории города Махачкалы открылась выставка,  рассказывающая о землетрясении 14 мая 1970 года и его последствий для Дагестана.
19:11 25.02.2021 Новое дело - Махачкала
25 февраля 2021 года в Борисовском историко-краеведческом музее начала работу мини-выставка из фондов Грайворонского краеведческого музея «Палитра земли грайворонской» (репродукции выставочных картин В.И.
16:50 25.02.2021 Историко-краеведческий музей - Борисовка
Мурманский областной художественный музей приглашает молодых художников региона принять участие в областной конкурсной выставке «Плакат молодых художников».
17:21 25.02.2021 Вечерний Мурманск - Мурманск
Завтра, 26 февраля, в Мурманском областном художественном музее начнет работу выставка «Большая картина».
17:20 25.02.2021 Вечерний Мурманск - Мурманск
Музей «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» познакомит зрителей с произведениями из фондов Орловского музея изобразительных искусств.
12:47 25.02.2021 InfoOrel.Ru - Орел
 
По теме
Новый сезон экскурсий «Открытого города» откроет великокняжеский дворец 18 апреля — в Международный день памятников и исторических мест — откроется новый сезон бесплатных экскурсий по необщедоступным достопримечательн
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан федеральный проект «Социаль
Выставка станет первой крупной экспозицией работ художника с 1969 года. Зрители увидят более 100 произведений из музеев (Государственного Русского музея, Государственного музея-заповедника «Петергоф»,
Санкт-Петербургский детский ледовый театр под руководством Елены Бережной представляет музыкальную ледовую сказку в постановке Ильи Авербуха по мотивам произведения Самуила Яковлевича Маршака.
Санкт-Петербург и Швейцария будут укреплять деловые связи - Комитет по внешним связям Об этом договорились в ходе встречи 13 апреля в Смольном заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Андрей Хлутков с Генеральным консулом Швейцарии в Санкт-Петербурге Хансйоргом Майером и замест
Комитет по внешним связям
Социальные услуги – дистанционно - Конкретно.Ру В федеральный закон собираются внести изменения, разведя тех, кто нуждается в помощи, и социальных работников по экранам мониторов.
Конкретно.Ру