Реалити-шоу и «бедный» Армстронг. Золотые годы Ленинградского телевидения

Картинка - Spbdnevnik.ru
Картинка - Spbdnevnik.ru
Картинка - Spbdnevnik.ru
Фото: cdn.spbdnevnik.ru
Ленинградское телевидение 60-80-х – это удивительный культурный феномен нашего города. Именно там и зародились почти все популярные сегодня телевизионные жанры Фото: На фото Борис Гершт. Снял Александр Глуз

Могила неизвестных режиссеров 

«Большое» телевидение в СССР началось в 60-е, благодаря техническому прогрессу. Запущенный в 1965 году спутник «Молния 1» показал, как решить одну из основных проблем отрасли – охватить телевещанием всю территорию необъятной страны. Начавшееся в Москве в 1957 году цветное вещание начало распространяться по стране и к 1968 году дошло до Ленинграда. Телевизор медленно, но верно из атрибута для богатых становился обыденной частью советских граждан.

В 60-е телевидение не считалось ни искусством, ни престижным местом работы. Туда шли режиссеры и актеры, которые не смогли попасть в театр. «Мы называли телевидение могилой неизвестного режиссера, потому что фамилии всех закадровых сотрудников были только в титрах после передачи. Причем иногда даже без указания режиссер это или оператор. Помню, что Георгий Товстоногов в 60-е не считал телевидение искусством, хотя позже, конечно, изменил свое мнение», – вспоминает в беседе с «ПД» режиссер, телеведущий и поэт Борис Гершт.

На популярность могли рассчитывать только дикторы, как, например, Валентина Дроздовская, Нелли Широких, Людмила Маретина и Михаил Быков. Впрочем, даже они были исключением, а не правилом. «Как только человек становился популярным, его тут же убирали из кадра», – добавил Гершт.

При этом основная нагрузка ложилась на тех, кто оставался за кадром. «Нам было не на кого ориентироваться: Москва отставала, а что снимали на западе, мы не знали. Приходилось придумывать самим», – вспоминает Гершт.

И они придумали. Большинство популярных сегодня жанров советские зрители уже видели несколько десятилетий назад.

Фото: Общественное мнение

Новое или хорошо забытое старое 

«Папа, мама и я — спортивная семья», запущенная в 69 году стала прародительницей множества «семейных» программ. «Микрофон ваш» можно назвать предтечей современного «Голоса» и множества других шоу, где возможность выступить получают непрофессионалы. А запущенный в 1984 году «Музыкальный ринг» не без перерывов, но все же транслировался аж до 2010 года, сохраняя неплохие рейтинги.

Первым отечественным реалити-шоу была «Экспедиция 71» Валентина Сошникова и Виталия Вишневского, чтобы ни утверждали создатели программы «Голод». «В 1971 году мы отобрали 100 учащихся профессиональных техучилищ в возрасте от 14 до 18 лет, и отправились в пеший поход до Приозерска. Ребята жили в палатках, работали в совхозах, устраивали концерты, участвовали в спортивных и других состязаниях. Ребята разные, поэтому были драки, были наркотики. Как-то я заметил у одной девушки синяк на щеке, а потом оказалось, что это засос», – вспоминает Сошников.
Победителями становились те, к кому по итогам экспедиции было меньше всего замечаний. Они могли рассчитывать на добавку к стипендии или на единовременную денежную премию. Однако главная функция «Экспедиции» была все же воспитательная. «Мы должны были помочь ребятам адаптироваться в реальной жизни», – вспоминает Сошников.

Экспедиция длилась 1,5 месяца. Съемки шли практически круглосуточно, в итоге в свет вышло 10 программ по 45 минут каждая. «Мы делали по два выпуска в неделю. Причем трансляция начиналась еще до окончания экспедиции», – добавил Сошников.

На следующий год состоялась «Экспедиция 72» до Волхова, и несмотря на популярность, шоу закрыли. «Это очень тяжело, мы же с Вишневским шли вместе с этим и же ребятами, я на 28 килограммов за первую экспедицию похудел», – вспоминает Сошников.

Впервые иностранные исполнители появились на советском ТВ в программе «Музыкальная лаборатория». «Битлов поставить мы, разумеется, не могли, поэтому решили сделать акцент на джаз. Сняли программу про Эллу Фицджеральд. Никаких видеозаписей с ней у нас не было, зато была пластинка, на конверте которой были 25 ее маленьких фотографий. Именно из них мы и смонтировали программу, перемежая это рассказами о несчастных неграх, которых угнетают на западе. О несчастных неграх мы рассказывали и в программе про Луи Армстронга, который тогда уже был миллионером. Иначе было нельзя», – рассказал Гершт.

Конечно, были и пропагандистские программы, например, «Редакция пропаганды» или «Редакция от 14 до 18». «Люди их не смотрели. Я тоже не смотрел, художественное телевидение было куда интереснее, ведь стали показывать обычных людей, которые понятны и близки всем зрителям», – отметил Гершт.

Фото: На фото Валентин Сошников. Снял Александр Глуз

Фига в кармане 

Показать всегда хотелось больше, чем позволялось. «Приходилось держать фигу в кармане и снимать так, чтобы ни один чиновник не смог бы ничего предъявить. Львиную долю эфира занимали спектакли, поскольку тогда фильмов снимали куда меньше. Мы обращались к лучшим классикам как Лесков, Гоголь, Салтыков-Щедрин. В их произведениях и подтекстов множество, но и прицепиться к чему-то очень сложно», – отметил Гершт.

Впрочем, иногда цензорам и повод был не нужен. «Мы снимали выступление ВИА «Калинка» в гостинице «Ленинград» и в кадр попал Спас на Крови. В итоге нам сообщили, что «никаких церквей в кадре быть не должно». Слава Герострата меня не прельщала, поэтому я взял фотографии, которые мы сделали, и ножиком аккуратно стер храм, а на его месте нарисовал тучку. И фото попало в эфир», – вспоминает Герш.

В спектакле «Конек - горбунок» 1987 года цензорам не понравились молодые люди, которые танцевали брейк-данс, и девушки с канканом. «Нам сказали, что девушек надо одеть, а брейк-данс вообще не показывать, однако мы все отстояли. Но, чтобы не смущать власть голыми ногами девушек, мы вставили спецэффекты - звездочки», – сообщил Гершт.

Впрочем, с распадом СССР цензура никуда не исчезала, просто изменились требования. «В 92-м мы сняли спектакль по пьесе «А король-то голый» Евгения Шварца. И у нас там вначале был образ Ельцина, так его требовали убрать. Пришлось вырезать целый кусок, где были еще Ленин, Брежнев и другие», – говорит Борис Гершт.

Валентин Сошников считает, что главное отличие того телевидения от нынешнего в приоритетах: «Искусство – это средство коммуникации, тогда на ТВ транслировались концерты, спектакли, людей просвещали, поэтому телевидение было массовым средством коммуникации. Сейчас же телевидение стало массовым средством информации. Вроде бы, одно слово изменилось, но разница огромная».

Мария Мельникова
 
По теме
Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога Ярости" - ГАZЕТА.СПб Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога Ярости" Киножурнал Empire опубликовал рейтинг из сотни лучших кинокартин XXI века.

20.01.2020
 
В петербургском музее покажут незаслуженно забытую «Ленинградку» - ИА Невские Новости 24 января в петербургском военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в канун дня освобождения блокадного Ленинграда продемонстрируют уникальную пушку под названием «Ленинградка».

19.01.2020
 
Инцидент произошел во время ночного дежурства. Медбрата из Ленобласти задержали в Петербурге по подозрению в изнасиловании коллеги, сообщает канал «78» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
19.01.2020 Мой район
Сидоровская Наталья Задержан глава семейства В Петербурге районный суд заключил под стражу на два месяца местного жителя Максима Бердникова, а его супруге Татьяне на трое суток продлил срок задержания.
19.01.2020 Metro Петербург
Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога Ярости" - ГАZЕТА.СПб Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога Ярости" Киножурнал Empire опубликовал рейтинг из сотни лучших кинокартин XXI века.
ГАZЕТА.СПб
20.01.2020
В годовщину полного снятия блокады Ленинграда — 27 января 2020 года в Петербурге в Доме кино состоится премьера фильма «Архитектура Блокады», созданного при поддержке фонда «Сохраненная культура» режиссером Максимом Якубсоном.
17.01.2020 Мой район
Фото: Юноша со спичками — Александр С. / facebook.com Петиция против создания в Петербурге Музея-института исламской культуры собрала уже свыше 7000 подписей и сотни оскорбительных комментариев.
17.01.2020 Новая газета в СПб
Руслан Владыко после избиения впал в кому летом прошлого года. Фото: Официальная страница группы "Ляпис Трубецкой" в ВК В воскресенье, 19 января, умер гитарист группы «Ляпис Трубецкой» Руслан «Пан» Владыко.
19.01.2020 Мой район
Молодёжная лига 2020: Третий тур завершен - ВК Ленинградка В Краснодаре и Одинцово завершился третий тур Молодёжной лиги 2020. В пяти играх «Ленинградка-М» одержала одну победу – над сверстницами из «Тюмень-ТюмГУ-2».
ВК Ленинградка
19.01.2020
Кирилл Сосков Грецкий покорил всех на матче Звёзд КХЛ Мастер-шоу двенадцатого Матч звёзд КХЛ, который проходит в Москве, окончательно предоставило ответ на вопрос, для чего проводится такое мероприятие.
19.01.2020 Metro Петербург
резидент РФ Владимир Путин на церемонии возложения цветов к монументу "Рубежный камень", установленному в память о бойцах Великой отечественной войны, воевавших в годы блокады, на военно-историческом комплексе "Невский пятачок" в Ленинградской области. Фото РИА Новости - Metro Петербург Станислав Купцов Также он встретился с ветеранами Президент России Владимир Путин посетил мероприятия в Петербурге и Ленобласти по случаю 77-й годовщины прорыва блокады Леннграда.
Metro Петербург
18.01.2020
Как петербуржцы встретили Крещение. Фото Святослав Акимов, "Metro" - Metro Петербург Сидоровская Наталья В честь празднования Крещения на пляже Петропавловской крепости установили специальную купель - вода в ней была теплая В честь празднования Крещения на пляже Петропавловской крепости установили спе
Metro Петербург
19.01.2020
Александр Беглов. Фото: Администрация Санкт-Петербурга Петербургский губернатор Александр Беглов по уже сложившейся традиции подвел итоги рабочей недели на своей официальной странице в соцсети «ВКонтакте» в воскресенье,
19.01.2020 ГАZЕТА.СПб