Выход фильма в российский прокат был приурочен к празднику Воздвижения Креста Господня.
Кадр из фильма. ФОТО предоставлено кинокомпанией «Два капитана»
«Фильм «Крест» сложный, не развлекательный, — предупредил режиссер первых петербургских зрителей. — Это религиозно-философское произведение для тех, кто задумывается о своем предназначении, о смысле своей жизни. В нем говорится о сакральных смыслах креста и как они воздействуют на мир и на людей. Показывается цивилизационное противоречие между духом и телом, религиозным взглядом на мир и атеистическим. Мы надеемся, что наш фильм переключит вектор внимания современных людей с материального потребительского восприятия мира на духовное» .
Фильм получился красивый и глубокий.
«Нам удалось снять знаменитые, вырубленные в скалах, православные храмы в Эфиопии, — рассказал Сергей Геннадьевич. — Мы поднимались на Священную гору Моисея на Синае, работали в пещерах Псково-Печерского монастыря, добрались до Соловков. Сняли крестный ход с самой крупной иконой Спасителя в городе Тутаеве. А образ современной цивилизации был снят в Гонконге. Конечно, мы сняли пасхальную неделю в Иерусалиме в наши дни. Когда мы двадцать лет назад снимали схождение Благодатного огня в храме Воскресения Христова, все стояли в молитвенном благоговении его ожидания, и когда он явился — была невероятная радость его обретения. А на съемках в наши дни этого момента не было видно из‑за экранов телефонов. Люди ждали не схождения огня, а как бы зафиксировать эти мгновения. Я надеюсь, что мои фильмы помогут вернуть человека в реальность и к самому себе» .
Безупречный видеоряд сплетается с проникновенной музыкой Виктора Сологуба и песнопениями на арамейском языке, на языке Христа. Специально для фильма схиархимандрит Серафим Бит-Хариби исполнил Псалмы 16, 50 и 53, а также Молитву в Гефсиманском саду и Отче наш.
Как заметили первые зрители, этот фильм нужно пережить, перемолчать и осмыслить, потому что он, по словам режиссера, «работает не с инстинктами человека, а с его душой и сердцем» .
«Это настолько сильный фильм, что я буду его рекомендовать своим клиентам, — поделилась впечатлениями одна из зрительниц, психотерапевт, практический психолог Светлана. — В нем есть такие моменты, которые отвечают на многие вопросы, но я не смогу передать их словами» .
«Но ведь не все смогут высидеть такой сложный фильм полтора часа, может, стоит сделать упрощенную, короткую версию?» — прозвучал вопрос из зала после премьерного показа.
«О человеке надо думать хорошо, — ответил на это автор фильма. — Я обращаюсь не к тому человеку, какой он есть, а к тому, каким бы он хотел быть, к большому человеку. Другой вопрос, что огромная часть зрителей, готовых к просмотру этого фильма, перестали ходить в кино, потому что для них долгое время ничего не делалось, а смотреть блокбастеры они не хотят» .
Сложность фильма в том числе состоит в том, что в качестве художественного инструмента используются не слова, а образы, которые проникают в подсознание и душу.
У фильмов Дебижева практически нет возрастного ценза. «Мы не знаем, с какого времени человек понимает, что такое вечность, но я уверен, что в каждом человеке есть озеро безмолвного знания, которое работает сразу, — уверен Дебижев. — Если то, что ты делаешь, можно показать и своей матери, и своему сыну, то ты идешь верным путем. Автору не должно быть стыдно за то, что он делает, а его произведения не должны наносить человеку травму. Моя задача — помнить, что зритель — это душа, к которой нужно относиться бережно» .
Читайте также:
На экраны выходит фильм Марко Спаньоли «Софи Лорен. Жить, сниматься, любить!»
«Ленфильм» представила документальное кино Ильи Желтякова и Анастасии Полухиной «Последний теплоход»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7766) от 09.10.2024 под заголовком «Путешествие души».