В Петербурге состоялся фестиваль «Ленинградская музыкальная весна»

В Петербурге состоялся фестиваль «Ленинградская музыкальная весна» | ФОТО Веры БЕЗРУКОВОЙ / предоставлено организаторами фестиваля
Фото: spbvedomosti.ru

«Ленинградская музыкальная весна» — самый крупный фестиваль современной музыки в советскую эпоху — была создана в 1965 году Андреем Петровым. В 2024‑м она была возрождена председателем петербургского Союза композиторов и художественным руководителем фестиваля Антоном Таноновым и стала 57‑й по счету

ФОТО Веры БЕЗРУКОВОЙ / предоставлено организаторами фестиваля

Как и раньше, фестиваль в основном посвящен музыке ленинградских-петербургских композиторов. Но уже названия программ: «Ленинградская коммуналка», «Митьки», «Кафе «Сайгон», «Ленинградский бестиарий» показывают, что произошла серьезная перезагрузка и фестиваль ностальгирует по тому андеграунду, который раньше на «Весну» практически не пускали. Провокационные названия говорят о том, что фестиваль не только изменился и осуществил «Путешествие из Ленинграда в Петербург» (название концерта-кроссовера), но и заигрывает как с академической публикой, так и с молодежью, стремясь привлечь ее на свои концерты, что, судя по успеху вечеров и наполнению залов, прекрасно удается.

Даже самый статусный концерт-открытие, прошедший в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, носил совсем не академическое название «Ленинградский пломбир» и оказался в середине фестиваля, что, впрочем, совсем не смущало организаторов. И здесь охватывала ностальгия уже другого рода, так как вечер в Большом зале оказался единственным, прошедшим в Санкт-Петербургской филармонии. Еще один симфонический концерт состоялся в Капелле, концерт-кроссовер — в театре ЛДМ, а современная хоровая музыка была представлена в «Яани кирик», остальные же вечера камерной музыки прошли в родном Дубовом зале Союза композиторов. Так что по масштабу возрожденная «Ленинградская весна» сильно уступает своей советской прародительнице, концерты которой в основном проходили на сцене Большого зала Филармонии. Правда, количество имен современных композиторов, представленных на концертах, далеко перевалило за 60, и среди них были как маститые классики ленинградской-петербургской школы, так и поколение молодых, и даже студенты композиторского факультета получили возможность представить свои сочинения на сцене Дубового зала в «Ленинградском бестиарии».

И все же, несмотря на разно­образие произведений и жанров, представленных на фестивале, центральным его событием стал концерт, прошедший в Большом зале Филармонии. Он перекидывал мостик между «Ленинградской весной» прежней и нынешней, представив в первом отделении произведения недавно ушедших классиков. На сцене был международный симфонический оркестр «Таврический» под управлением своего главного дирижера Михаила Голикова. Программу открывали «Фанфары» Андрея Петрова, далее прозвучали Восьмая симфония Бориса Тищенко и «Весенний концерт» Сергея Слонимского для скрипки с оркестром, в котором солировал Михаил Крутик.

Восьмая симфония Тищенко — сочинение не совсем обычное в творчестве композитора. Оно является продолжением «Не­оконченной» симфонии Шуберта и вместе с этой романтической симфонией составляет пятичастную форму (практически все номерные симфонии Тищенко пятичастны). В концерте, правда, были представлены только три части собственно Восьмой симфонии, так как все должно было уместиться в рамках одного отделения.

Может, это и ограничило понимание общего замысла, но Восьмая предстала музыкой большой идеи, написанной по велению души. Мне довелось побеседовать с Борисом Ивановичем Тищенко (которому в этом году исполнилось бы 85) после исполнения его Седьмой симфонии, и он тогда сказал, что «настоящий же симфонист пишет независимо от ставок. Он часто пишет «в ящик», потому что высказывание в этом жанре для него такая же физическая необходимость, как дыхание». Сама симфония тоже слушалась на одном дыхании, ее философское содержание несколько контрастировало с легкомысленным названием концерта «Ленинградский пломбир». Как объяснил художественный руководитель фестиваля Антон Танонов: «Современная музыка ассоциируется со свежестью, с холодным, ярким вкусом мороженого. А сочинения в первой части программы обладают вне­временной свежестью, как ленинградский пломбир».

Произведения Тищенко и Слонимского в первом отделении оказались рядом, хотя в жизни отношения двух классиков композиторского цеха складывались не всегда просто, но каждый оставил после себя многочисленных учеников. Одним из учеников Слонимского является и Михаил Крутик — очень интересный скрипач, композитор, заместитель концертмейстера Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. И «Весенний» концерт Слонимского, написанный в 1983 году, прозвучал чисто и свежо.

Второе отделение представило музыку композиторов следующего поколения, значительно более авангардную. Особенно «Криоген» Светланы Лавровой с его необычными тембрами, развернутой партией фортепиано… Само название, отсылающее к низкотемпературному явлению, замораживающему эффекту, было необычно, но вполне вписывалось в общую концепцию концерта. Это была мировая премьера.

В завершение прозвучал Фортепианный концерт Антона Танонова, где солировал Николай Мажара, сочинение, написанное в 2010 – 2011 гг, соединяющее академическую форму со смелым использованием современной музыки и джаза (на снимке). Возможно, такое разрушение границ выглядит эклектично, но приводит к шумному успеху. Не исключение и нынешний концерт. Не только Большой зал Филармонии был заполнен (даже спрашивали лишний билетик при входе), но и овации и крики «браво!» шли по нарастающей. Впрочем, и другие вечера фестиваля прошли с успехом.

Единственное, чего явно не хватало на концертах, — это буклета фестиваля и достойных прог­раммок. Новая музыка все же требует если не комментария, то хотя бы минимальной информации о годе создания сочинений. Хотелось бы, чтобы «Музыкальная весна» расширялась в сторону крупноформатных концертов, таких как в Большом зале и Академической капелле. В любом случае хорошо, что фестиваль вернулся, пожелаем же ему дальнейших успешных сезонов.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7682) от 13.06.2024 под заголовком ««Ленинградская весна» вернулась».

Ещё новости о событии:

Неофициальное открытие фестиваля "Добровидение". В гости к раненым солдатам одного из петербургских госпиталей пришли участники Кубанского хора.
11:23 14.06.2024 ГТРК Санкт-Петербург - Санкт-Петербург
Неофициальное открытие фестиваля "Добровидение": в гости к раненым солдатам одного из петербургских госпиталей пришли участники Кубанского хора.
22:10 13.06.2024 ГТРК Санкт-Петербург - Санкт-Петербург
В Петербурге состоялся фестиваль «Ленинградская музыкальная весна» | ФОТО Веры БЕЗРУКОВОЙ / предоставлено организаторами фестиваля - С.-Петербургские ведомости
«Ленинградская музыкальная весна» — самый крупный фестиваль современной музыки в советскую эпоху — была создана в 1965 году Андреем Петровым.
11:54 13.06.2024 С.-Петербургские ведомости - Санкт-Петербург

Новости соседних регионов по теме:

В центре Красноярска с 20 июня ограничат движение Фото: Александр Жуковец / «Наш Красноярский край» Временное ограничение движения в Красноярске связаны с проведением фестиваля военных (духовых) оркестров и концерта к
18:05 14.06.2024 Наш Красноярский край - Красноярск
Дорогие друзья! 18 июня, в 19:00, Центральная библиотека приглашаем вас на концерт - закрытие филармонического сезона «Ода к радости!» Отмечаем 200-летие главного творения Бетховена!
11:41 14.06.2024 Библиотеки Кушвы - Кушва
Об этом сообщает администрация города Фото: ИВАНОВА Диана. Перейти в Фотобанк КП В центре Красноярска ограничат движение из-за фестиваля духовых оркестров и концерта классической музыки.
10:10 14.06.2024 Комсомольская Правда - Красноярск
В концертном зале «Дружба» областного центра прошел праздничный концерт «Наполним музыкой сердца»,  посвященный Дню России.
16:41 13.06.2024 Газета Вперёд - Погар
Праздничный концерт «Наполним музыкой сердца», посвященный Дню России, прошел в концертном зале «Дружба», сообщает Брянская Губерния.
16:09 13.06.2024 Знамя Труда - Дубровка
Народный фольклорно-этнографический коллектив «Карагод» Верещакского Дома культуры принял участие в финальном концерте Восьмого Всероссийского фольклорного фестиваля «Деснянский хоровод».
15:46 13.06.2024 Газета Маяк - Новозыбков
Три дня классической музыки под открытым небом. С 28 по 30 июня симфонические оркестры Приволжья: оркестр Тольяттинской филармонии,
11:57 13.06.2024 Администрация города - Бузулук
Музыку, в которой отражены великие события истории Родины, услышали волгоградские поклонники классики в День России на праздничном концерте.
23:25 12.06.2024 Газета Волгоградская правда - Волгоград
Фото: пресс-служба Вологодской филармонии Камерный оркестр Вологодской областной филармонии им.
12:30 12.06.2024 Вологда.РФ - Вологда
В национальном парке «Бузулукский бор» впервые пройдёт межрегиональный фестиваль академической музыки.
09:54 12.06.2024 Газета Оренбуржье - Оренбург
Бузулукский бор. Фото из архива Обитатели и гости Бузулукского боры на протяжении трех дней будут слушать классическую музыку.
22:40 11.06.2024 Ural56.Ru - Орск
В Оренбуржье с 28 по 30 июня впервые пройдет Межрегиональный фестиваль академической музыки «Симфония Бузулукского бора» (0+).
21:11 11.06.2024 Ria56.Ru - Оренбург
Симфонические оркестры Приволжья исполнят произведения под открытым небом.
16:27 11.06.2024 ProOren.Ru - Оренбург
В Бузулукском бору впервые пройдет фестиваль академической музыки Музыкальное событие состоится с 28 по 30 июня.
16:05 11.06.2024 Комсомольская Правда - Оренбург
В национальном парке «Бузулукский бор» впервые пройдет межрегиональный фестиваль академической музыки.
15:10 11.06.2024 Газета Бугурусланская правда - Бугуруслан
Три дня классической музыки под открытым небом. С 28 по 30 июня симфонические оркестры Приволжья: оркестр Тольяттинской филармонии,
15:06 11.06.2024 Правительство Оренбургской области - Оренбург
 
По теме
Гала-концерт в рамках нового музыкального фестиваля «Гений места» Санкт-Петербург-Ораниенбаум, приуроченный к 142-летию со дня рождения Игоря Стравинского, даст Мариинский театр с Валерием Гергиевым 16 июня в Ораниенбауме.
Уважаемые посетители, друзья музея, гости и неравнодушные желающие предлагаем вам принять участие в пополнении коллекции Музейного фонда Российской Федерации,
В Кронштадте установили закладной камень на месте будущего памятника полярникам - ГТРК Санкт-Петербург В Петербурге появится памятник полярникам. В форте Константин в торжественной обстановке установили и освятили закладной камень на месте будущего обелиска отважным российским военным морякам,
ГТРК Санкт-Петербург