Опубликовано: 07 октября 2024 года
С 6 ноября по 12 декабря в Санкт-Петербурге состоится Пятнадцатый сезон международного фестиваля «Дягилев P.S.». 6 ноября, 20:00
Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Фестиваль «Дягилев P.S.» в этом году откроется спектаклем «Отель» китайской труппы «Студия Ли Син» хореографов Ли Син и Ли Чжао.
Гостиница — это место, где ты живешь временно, в анонимном, не предназначенном для тебя пространстве. И в то же время она может стать домом — как когда-то жил в отелях Дягилев. Китайский хореограф и танцовщик Ли Син однажды провел почти весь год в разъездах и жил в своей квартире в Пекине всего 23 дня из 365. Из этого опыта родилась идея «Отеля» — спектакля, в котором скрещиваются судьбы 7 персонажей. Завораживающий мир гостиницы создал художник Ёхэй Танэда. Кинолюбители знают его как человека, который придумал визуальное решение нескольких фильмов Квентина Тарантино — «Убить Билла» и «Омерзительной восьмерки».
Том Виссер, главный художник по свету Нидерландского театра танца и художник по свету «Отеля», создавал спектакли для ведущих мировых хореографов и танцевальных компаний: среди них Кристал Пайт, Александр Экман, Эдвард Клюг и такие компании, как NDT, Королевский балет в Лондоне, Парижская Опера и так далее.
«В „Отеле“ много историй — моих собственных и не только. Возможно, они перекликаются и с историями из вашей жизни? Ведь нас, проживающих разные жизни, часто затрагивают одни и те же вещи, но интерпретируем мы их по-разному. В этом для меня состоит самая интригующая часть того, что я называю театральной работой: каждый зритель по-своему воспринимает и трактует ту или иную часть спектакля в зависимости от своего жизненного опыта», – считает хореограф «Отеля» Ли Син.
Комментируя участие компании, художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица отметила, что ее выбор пал именно на данный опус, потому что он – интересный пример взаимодействия китайского и европейского подхода к современному танцу. Более того, так как постановочная бригада интернациональная и включает в себя специалистов, работающих в разных областях искусства, то можно говорить и о взаимодействии с мировой культурой в целом. Привезти большую постановку с масштабной декорацией для единственного показа – сложная задача, труппа «Студия Ли Син» и дирекция фестиваля преодолевают множество организационных и логистических трудностей, чтобы зрители фестиваля смогли увидеть этот спектакль.
Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии
Программу фестиваля продолжит концерт «Музыкальный мир Мейерхольда» на сцене Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии, которая выступает в этом концерте главным партнером фестиваля. Концерт посвящен 150-летию со дня рождения великого реформатора мирового театра Всеволода Мейерхольда.
В первом, фортепианном, отделении в исполнении Бориса Березовского будут исполнены произведения Листа, Моцарта, Скрябина. Прозвучит музыка к спектаклям «Горе уму» (1928), «Учитель Бубус» (1924), «Последний решительный» (1931) и других.
Второе отделение — вокально-симфоническое. Прозвучат арии из опер, постановки которых в свое время осуществил реформатор оперной режиссуры Мейерхольд в Императорском Мариинском театре. Альбина Шагимуратова и солисты Мариинского и Большого театров исполнят арии из опер «Тристан и Изольда» Вагнера, «Орфей и Эвридика» Глюка и «Соловей» Стравинского.
Завершат концерт арии из «Пиковой дамы» Чайковского в исполнении Ивана Гынгазова и Татьяны Павловской, авангардная музыка Шостаковича к спектаклю Мейерхольда «Клоп» и фрагменты музыки к балету Прокофьева «Стальной скок». Дирижер Павел Бубельников, чтец Дмитрий Лысенков.
12 ноября, 19.00
Большой Драматический Театр им. Г.А. Товстоногова
Премьера Урал Балета в Петербурге: на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова будут исполнены «Сказки Перро» , премьера театра сезона 2023/2024. Сценарий написали руководитель Урал Балета Максим Петров и его помощник Богдан Королёк. Из десяти сказок Шарля Перро выбраны четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Над балетом в трех частях работали три хореографа — Максим Петров, Александр Меркушев, Константин Хлебников, и три композитора — Настасья Хрущёва, Алексей Боловлёнков и Дмитрий Мазуров. Художник-постановщик балета Юлиана Лайкова, свет Константина Бинкина.
«В сказках мне была важна телесность. Сюжет может быть сколь угодно интересным, но совершенно непригодным для танца. Наши сказки с точки зрения тела суперподходящие. Маленький мальчик, Людоед, Кот в сапогах – образы, которые интересно решать пластически, их всех объединяет неформатная телесность, инаковость. Эти сюжеты дают большую пищу воображению», – заявил Максим Петров.
13 ноября, 18:00
Гранд-отель Мойка 22
Традиционный фестивальный паблик-ток в этом году пройдет в сотрудничестве с Союзом композиторов России. Вместе с руководителями российских музыкальных театров, продюсерами, балетными критиками, хореографами и композиторами в Гранд-отеле Мойка 22 участники фестиваля обсудят совместную работу хореографов и композиторов над спектаклем: в чем особенность музыки для хореографов, с какими трудностями и тем, и другим приходится сталкиваться.
Также участники дискуссии расскажут о премьерных постановках прошедшего сезона (2023/24 год), где музыка была заказана театрами. По результатам встречи будут сформированы тезисы для совместной лаборатории Союза композиторов и фестиваля «Дягилев P.S.» в 2025 году. Благодаря будущему проекту российские композиторы смогут активнее сотрудничать с ведущими хореографами страны, а созданные в рамках лаборатории произведения могут быть исполнены на концертных площадках Санкт-Петербурга в рамках следующего фестиваля.
Суммируя опыт последних лет, когда фестиваль начал плотно сотрудничать с российскими хореографами, Наталья Метелица уже сейчас отметила, что уровень работ очень вырос. «Они чувствуют вызов и видя возможности, развиваются очень быстро, может некоторые из участников нашей программы еще и не стали большими именами, но они к этому идут, и никакие «подпорки» в виде особого подхода им не нужны», – подчеркнула она. Увидеть фрагменты новейших и даже будущих опусов российских хореографов можно будет, в частности, на гала вечере «Танцуем для Дягилева».
18 ноября, 20:00
Александринский театр
Еще больше работ российских хореографов появятся на вечере современной хореографии «Танцуем для Дягилева» на сцене Александринского театра, который представит современный взгляд на классический танец. В исполнении артистов известных танцевальных трупп — МАМТа, «Балета Москва» и других — вы увидите фрагменты постановок Максима Севагина, Славы Самодурова, Юрия Посохова, Кирилла Радева, Константина Семенова, Ксении Тернавской. Яркие персонажи современного хореографического ландшафта страны представят на одной сцене спектакли, созданные для разных театров, в единой программе, подготовленной специально для зрителей «Дягилев P.S.».
В программу вечера включены фрагменты из нескольких самых громких премьер последних сезонов, среди которых «В темных образах» Максима Севагина, «Отражения» Юрия Посохова, «Red Deers» Ксении Тернавской, а также эксклюзивные хореографические опусы, не входящие в текущий репертуар ни одного из театров. В качестве особого подарка зрителям фестиваля будет показан фрагмент одной из будущих театральных премьер сезона 2024/2025.
20 ноября 2024 г. — 6 апреля 2025 г.
Театральный музей, ул. Зодчего Росси, 2А. В год 150-летия Всеволода Мейерхольда один из лейтмотивов фестиваля — обращение к личности и творчеству Мастера — продолжит выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда» Музея театрального и музыкального искусства. Отправной точкой при выработке концепции стали собственные слова Мейерхольда: «Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!». Его неразрывная связь с городом Петра подтверждается тем, что мотивы и сюжеты, сформировавшие творчество и судьбу режиссера, коренятся в петербургской почве и имеют петербургскую окраску.
«Казус Мейерхольда», так называется проект, будет показан не в Шереметевском дворце, в Театральном музее, в здании бывшей Дирекции императорских театров на площади Островского, что логично, поскольку находился кабинет директора Императорских театров Владимира Теляковского, где неоднократно бывал Всеволод Мейерхольд.
Центральное место на выставке займет спектакль «Ревизор», поставленный Мейерхольдом в соответствии с замыслом Гоголя как предвестие Страшного суда. Главная пьеса русской драматургии стала главным творением Мейерхольда, формулой его творческой судьбы. «Творческую башню» нового здания своего театра он предполагал украсить мозаиками по мотивам «Ревизора». Чудом сохранившиеся мозаики впервые будут представлены на выставке, а ее ключевыми темами станут Петербург, Влечение К Строительству, Ревизор. Главные партнеры выставки — Мозаичная мастерская Российской академии художеств, а также Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Центральный государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина.
21 ноября, 20:00
Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Российской премьерой станет и постановка «Ночь. Архитектура бессонницы» испанской танцевальной компании Рафаэллы Караско. Хореограф и режиссер Рафаэла Карраско и драматург и поэт Альваро Тато продолжают процесс сотворчества. В их новой работе — «Ночь. Архитектура бессонницы» — музыка и танец фламенко достигают нового уровня исследования и познания. В «Балтийском доме» зрители увидят традиционное фламенко в сочетании с современным танцем. Звуковое сопровождение спектакля дополнено записанной музыкой, живым пением фламенко и декламацией стихов о ночи, иллюстрируя различные настроения и эмоции.
Рафаэлла Караско с 2013 по 2016 год руководила Национальным балетом Андалусии. В 2023 году она получила Premio Nacional de Danza — Национальную Премию в области танца. Это высшая награда Испании в области танца, которая вручается лучшему хореографу и лучшему танцовщику любого жанра раз в год.
«Вдохновением для создания спектакля, конечно, послужила традиция фламенко. Но не только. Важную роль сыграла поэзия, воспевающая ночь и ее метафоры: от испанской народной песенной традиции до авторов эпохи барокко — Лопе де Вега и Луиса де Гонгора, от поэтов-мистиков, таких как Сан-Хуан де ла Крус и Сор Хуана Инес де ла Крус, до поэтов-романтиков, символистов и модернистов — среди которых Густаво А. Беккер, Антонио Мачадо, Розалия де Кастро, Хуан Рамон Хименес», – высказался Альваро Тато.
25 ноября, 20:00
Александринский театр
Цель фестиваля «Дягилев P.S.» — это показ и анализ преломления творческого наследия Сергея Дягилева в ХХI веке. Именно в этом контексте фестиваль рассматривает петербургскую премьеру балета «Литургия» . Этот уникальный спектакль, сочиненный композитором Сергеем Ахуновым, станет одним из ключевых событий фестиваля. Хореография Ольги Цветковой в исполнении артистов Танцевальной компании «Каннон Данс» из Санкт-Петербурга, невероятное звучание московского оркестра современной музыки OpensoundOrchestra (дирижер Станислав Малышев) и вокального ансамбля INTRADA сочетают древнерусское строчное пение, аллюзии на музыку Стравинского и элементы театрального перформанса. Художник по костюмам Сергей Илларионов, художник по свету Анатолий Ляпин.
В истории дягилевской антрепризы балет «Литургия» — несостоявшаяся постановка Леонида Мясина (1915-1917) в рамках знаменитых «Русских сезонов», известная, в первую очередь, эскизами костюмов работы Натальи Гончаровой. Балет изначально строился в стиле византийской мозаики без использования музыки, а после был передан Игорю Стравинскому с целью создания музыкального полотна. Но тот за работу не взялся, и идея не была реализована.
«Эта постановка не является балетом в традиционном смысле слова. Это, скорее, действо, в которое помимо танцоров включаются другие участники, находящиеся на сцене. И главная задача не воссоздание православной церковной литургии, а отображение её красоты и глубинных смыслов посредством музыки и танца», – считает композитор спектакля Сергей Ахунов.
Взаимодействие культур, взаимодействие разных жанров искусства – это то, о чем думали, и что хотели реализовывать на практике Сергей Дягилев и его единомышленники. Балет «Литургия» композитора Сергея Ахунова и хореографа Ольги Цветковой – пример такого синтетического спектакля. Здесь стоит обратить внимание, комментирует Наталья Метелица, что у проекта драматическая история: «Литургия», не точное, но концептуально близкое воплощение несостоявшихся планов Леонида Мясина, не сумевшего убедить Дягилева в жизнеспособности своей идеи. Дягилев внес свои коррективы, в частности, заказав музыку Стравинскому, который загорелся, но отказался, и спектакль так и не был поставлен.
12 декабря, 19:00
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга Минувшее столетие оказалось очень щедрым на яркие композиторские имена. Среди тех, кого по достоинству можно причислить к классикам ХХ века, – Валерий Гаврилин, которому в 2024 году исполнилось бы 85 лет. В честь этого юбилея Фестиваль представит программу «Вокальный театр Валерия Гаврилина» на сцене Академической Капеллы. Валерий Гаврилин принадлежал к категории очень хрупких, ранимых русских художников, совершенно в духе знаменитого изречения его любимого Гейне: «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта».
Идея проекта принадлежит неоднократному участнику программ Фестиваля, пианисту Алексею Гориболю. Вокальные циклы Гаврилина не только прекрасны по музыке, но и очень театральны. Именно поэтому к их исполнению привлечены певицы, обладающие незаурядным актерским дарованием. По содержанию и форме вокальный цикл «Русская тетрадь» близок к моноопере, и это особенно ярко проявляется в интерпретации солистки Михайловского театра Олеси Петровой. Контраст состояний, «актерскость» интонаций, разговорные реплики, мелодекламации, объемные «оркестровые» эпизоды фортепианной партии сообщают театральность и вокальному циклу «Вечерок», который исполнят солистка МАМТ Наталья Петрожицкая и Олеся Петрова.
На примере вокального цикла «Первая немецкая тетрадь» можно почувствовать ощущаем, как потоки европейской и русской музыкальной культуры преломляются в неповторимо индивидуальном стиле Гаврилина. Баритон Борис Пинхасович передает краски романтической палитры цикла – от русского свиридовского созерцания, шубертовского светлого восторга до малеровской мрачной иронии. Пьесы из фортепианного цикла Гаврилина «Настроения» в исполнении Алексея Гориболя и пианиста, лауреата международных конкурсов Павла Коновалова станут смысловыми музыкальными интерлюдиями в драматургии вокального вечера.