Гордые, неукротимые воины или верная гвардия императора? Русский музей в Мраморном дворце впервые представляет масштабную экспозицию, посвященную теме казачества. Герои своего времени становились центральными персонажами на полотнах Ильи Репина и Василия Поленова, Валентина Серова и Василия Сурикова.
Выставка передвижная. Впервые ее представили в Краснодаре, после Петербурга отправится в Омск, где и закончит свое путешествие. Проект объединил живопись, графику, скульптуру, фарфоровые и лаковые миниатюры. В общей сложности около 100 произведений искусства. Все из собрания Русского музея.
Открывает выставку в Мраморном дворце Донская икона Божией матери. Это копия образа, который, по преданию, казаки подарили князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы. Кураторы подчеркивают: казачество имеет долгую историю и веками стоит на защите государства российского.
«В наших фондах после реставрации обнаружилась вот эта икона Донской Божией матери. Ее многократно повторяли. И вот это один из изводов середины XVIII века. Очень интересный, важный, и самим образом и замечательным окладом», – отметил заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.
Выставка отражает важнейшие этапы богатой истории казачества, начиная с XVIII века. Но настоящий расцвет эта тема получила после Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Парижане толпами ходили смотреть на казачий бивак, разбитый на Елисейских полях, и дивились необыкновенному росту, телесной крепости и простому образу жизни иностранных гостей.
«Об их подвигах слагали легенды, они стали такими русскими супергероями. И одним из первых видов искусству, который прославил казаков, была карикатура. Они в одиночку побеждали множество врагов, они не знали страха, они не боялись самого Наполеона и могли спокойно заявиться к нему с визитом», – отметила ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX века – начала XXI века Русского музея Любовь Шакирова.
Лубок можно назвать пра-пра-дедушкой современного комикса. Сатирические художники в доступной для простого народа манере высмеивали армию Наполеона. На ярких картинках казаки побеждали врага, вооруженные только нагайкой и пикой, верхом на неказистой лошаденке. Непобедимыми воинами представителей этого сословия изображали и авангардные художники в начале XX века.
«Здесь мы видим работу Маяковского. Который писал стихотворные тексты и создавал такие очень выразительные и простые, примитивистские работы», – отметила ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX века – начала XXI века Русского музея Любовь Шакирова.
Есть в экспозиции и уникальные эскизы Ильи Репина к картине «Запорожцы». На них прототипы, которые художник более 10 лет собирал в путешествиях по югу империи. А для Василия Сурикова история казачества была еще и личной. Живописец происходил из древнего казачьего рода.
«Конечно, нам кажется, что эта тема – история казачества, история их гражданского и воинского подвига – она сегодня очень созвучна с ожиданиями общества. Казаки они – победители. Они рождают настроение в обществе, что нет ничего невозможного, когда речь идёт об интересах нашей страны», – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
«От лица губернатора хочу поздравить с открытием выставки. Губернатор уделяет огромное внимание сохранению культуры казачества. Создано северо-западное казачество», – отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников.
Так масштабно тему русского казачества музей представляет впервые. Для широкой публики выставка будет доступна с 11 сентября. Ее открытие станет ярким событием Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»