Братина, ендова, корчик и ставец

Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Братина, ендова, корчик и ставец - http://nlr.ru/
Фото: nlr.ru

В Новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте, 165 открылась тематическая выставка «Эпоха на блюдечке: история посуды»

Посуда – один из важнейших элементов повседневной жизни и быта людей. Среди изобретений человека она появилась в числе первых.

В рамках выставки можно узнать об интересных и увлекательных фактах происхождения важнейшего элемента повседневной жизни и быта, увидеть процесс эволюции посуды.

Как менялась посуда в ходе истории? Что движет человеком, когда он совершенствует и художественно оформляет посуду? Как менялись материалы и способы изготовления посуды? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете на выставке.

  •  

    Сегодня мало кто знает о таких предметах, как братина, ендова, корчик, ставец, а когда-то они были неотъемлемой частью повседневной жизни людей.

    Один из разделов книги О. Прокофьевой "Мир забытых вещей" рассказывает о необычных для нас сейчас, но вполне обыденных в прошлом предметах кухонного обихода.

    В ходе истории посуда и кухонная утварь менялись с учетом появления новых материалов и способов их обработки, совершенствования технологии приготовления пищи, а также эстетики застолья, сервировки стола и обслуживания гостей. Но первой посудой была именно деревянная, так как древесина проста в обработке. Образцы деревянной резной и расписной кухонной утвари можно увидеть в книге известного специалиста по русской культуре А.П. Рогова "Русь деревянная".

    Испокон веков глиняная посуда используется многими народами. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. В серии «Секреты старых мастеров» в 2020 году вышло издание М.А. Ковтуна «Скопинская керамика», в котором рассказано о традиционных русских гончарных изделиях, производимых в городе Скопин Рязанской области. Более подробно можно ознакомиться с альбомом в рамках экспозиции.

    В книге "Многоликая планета: Стекло и глина" повествуется о разнообразной керамике от первых глиняных сосудов, вылепленных прежде, чем был изобретен гончарный круг, до итальянской и испанской майолики, голландского фаянса, фарфора Мейсена, Севра, иных знаменитых мануфактур и произведений великих мастеров - Врубеля, Пикассо, Гауди.

    Среди экспонатов представлено редкое (1923 г.) репринтное издание о гончарном искусстве российского искусствоведа, специалиста по прикладному искусству эпохи Возрождения, старейшего сотрудника Государственного Эрмитажа А. Н. Кубе «История фаянса». Это классический труд по истории развития стилей фаянса и майолики, в котором рассматриваются как ранние восточные фаянсы, так и европейские вплоть до XVIII века.

    Старинный фарфор, а в особенности фарфор XVIII века, был раритетом, доступным лишь очень состоятельным владельцам. Фарфором сервировали богатые столы и украшали парадные покои, он был достойным даром, скрепляющим дипломатические акты и династические союзы. На фарфоре запечатлевались памятные места, события, лица и имена людей, творивших историю.

    В 1744 году «к славе Российской» и «для удовольствия Ея Императорского Величества» в Санкт-Петербурге была основана первая в России порцелиновая мануфактура. Так было положено начало русскому фарфору. Об истории Императорского фарфорового завода, первого в России и третьего в Европе, можно узнать из альбома "Русский императорский фарфор».

    «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!» — так Екатерина II сформулировала заказ английскому художнику-керамисту Джозайе Веджвуду. Именно так появился самый необычный столовый сервиз в истории керамического искусства.

    Екатерина II заказала сервиз в 1774 г, когда на Царскосельской дороге строили загородный дворец-замок по проекту Юрия Фельтена. Местность здесь была болотистой, поэтому ее называли «керекексинен», что в переводе с финского языка означает «лягушачье болото». Специально для императрицы был составлен рукописный каталог с рисунками. Екатерина одобрила эскизы и предложила украсить сервиз лягушкой — по названию местности. Так земноводное на рыцарском щите стало эмблемой не только для сервиза, но и для дворца. Рассмотреть детали, узнать стоимость и историю создания самого знаменитого сервиза в коллекции Эрмитажа можно в издании Л.Н. Воронихиной «Сервиз с зеленой лягушкой» 1962 года.

    Тяжелый и прочный чугун, нержавеющая сталь с глянцевой поверхностью, красивая эмалированная посуда относятся к классу металлической. Начиная готовить, мы не задумываемся, какой длинный исторический путь прошла металлическая посуда, чтобы стать нашей помощницей в создании гастрономических творений и до сих пор доказывает свою практичность и функциональность.

    Среди экспонатов можно увидеть советские каталоги изделий широкого потребления, посуды и хозяйственных изделий из Фонда нормативно-технической и технической документации и Фонда групповой обработки.

    Долгое время деятельность русских мануфактур не причислялась к художественной области, и в литературе освещалась лишь ее технико-экономическая сторона. В истории русского художественного стекла особое место занимает завод Гусь-Хрустальный. В XVIII веке он положил начало крупному стекольному производству России.

    В альбоме «Гусь-Хрустальный» Л. Казаковой, изданном в 1973 году, рассмотрена биография завода с точки зрения художественного производства фарфора и фаянса, стекла и хрусталя, большое внимание уделено эстетическому мастерству, оставленному нам в наследие многовековой историей русской художественной промышленности.

    На выставке представлено около 150 красочно иллюстрированных альбомов, периодических изданий, каталогов промышленной продукции.

    Выставка продолжит работу до 31 марта.

    Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.

    Библиографический список выставки

     

     
    По теме
    27 января - особенный день в нашей истории. Оборона Ленинграда стала одной из самых героических страниц Великой Отечественной войны.
    Доставали из-под машины: иномарка влетела в пешеходов на «Комендантском» - ИА Невские Новости Извлечь одного из пострадавших помогали прохожие, используя домкрат. vk.com / ДТП и ЧП | Санкт-Петербург | Питер Онлайн | СПб Жесткая авария произошла рядом со станцией метро «Комендантский проспект» вечером в пятницу,
    ИА Невские Новости
    В Петербурге обсудили идею создания профориентационной метавселенной - Академия цифровых технологий В Петербурге обсудили идею создания профориентационной метавселенной 24 января в  Академии цифровых технологий  провели круглый стол на тему «Профориентация будущего: метавселенные».
    Академия цифровых технологий
    Город слышит голоса студентов - СПбУТУиЭ 25 января 2023 г. председатель Студенческого совета СПбУТУиЭ Валерий Смык принял участие в общем собрании Студенческого совета Санкт-Петербурга.
    СПбУТУиЭ
    Вспомнить забытое имя. В Петербурге снимают фильм о советской летчице Лидии Литвяк | ФОТО кадр из фильма - С.-Петербургские ведомости Команда, создавшая в 2016 году драму «28 панфиловцев», снимает новый фильм «Литвяк» — про Лидию Литвяк, одну из самых известных летчиц-истребителей в нашей военной истории.
    С.-Петербургские ведомости