Звенья одной цепи

Реставрация трех звеньев фигурной решетки обошлась городскому бюджету в 20,5 млн. «Их просто изуродовали», – оценили результат опытные мастера по художественному металлу. Неприемлемым сочло такое исполнение и Петербургское отделение ИКОМОС. КГИОП пока не видит расхождений с согласованной им научно-проектной документацией. Разработала ее та же фирма, что потом выиграла тендер на реставрационные работы. И приняла на хорошо оплачиваемую должность одного из экспертов, сделавших «нужное» заключение историко-культурной экспертизы. Новый подряд, на следующие два звена (уже за 22 млн), ушел в те же руки.

Наследники по кривой

Ограда Михайловского сада создавалась в 1903–1907 гг. по рисунку Альфреда Парланда (архитектора храма Воскресения Христова, или Спаса на Крови, часовни и ризницы) на заводе К. И. Винклера, изделия которого украшают многие петербургские памятники – Торговый дом товарищества «Братья Елисеевы», Дом компании «Зингер», особняк Г. Г. фан Гильзе фан дер Пальса, нынешний Институт им. Отта и другие.

Ее называют уникальным произведением раннего модерна, отмечая схожесть рисунка чугунного кружева с фантастической флорой древнерусских «травных росписей». Первоначальный композиционный замысел был нарушен в 1960-е – из-за прокладки трамвайной линии ограду возле ризницы разорвали, установив снятые секции вдоль рельсового пути.

Во второй половине 1990-х начинается серьезная реставрация – металл был поражен коррозией, почти половина деталей утрачена. 28 из 52 звеньев удалось тогда возродить усилиями творческой мастерской «Стэк» Геннадия Вьюнова.

«Разумеется, к такому выдающемуся объекту мы подходили с огромным почтением. Пришлось углубиться в серьезные изыскания, чтобы заново открыть секреты старых технологий, почти два года на это ушло», – рассказывает Геннадий.

Работали по проекту Валентины Вороновой, с чрезвычайной тщательностью выполненному в 1995-м (а тремя годами позже дополненному методикой) для реставрации всей ограды. Валентину Николаевну, полжизни посвятившую возрождению комплекса Спаса на Крови, называли архитектором-реставратором от бога.

Те, кто учился у нее профессиональному отношению к делу, были обескуражены известием о конкурсе, объявленном КГИОП на новый проект реставрации для пяти звеньев, цоколя и столбов у ризницы за 1,2 млн. Ведь можно было использовать проект Вороновой – где каждая деталь пронумерована, прописаны их точные площади – и актуализировать, сделав дефектную ведомость.

Оригинальное крепление звена – чугунное кружево – висит над гранитным цоколем. Отреставрированное звено ограды (нижнее фото) установили прямо на цоколь

Право создания нового проекта достается ООО «Стройтехуслуги», он выпускается под авторством архитектора-реставратора И. Л. Воиновой. К тогда еще живой Валентине Николаевне (она скончалась летом прошлого года) обращаться, видимо, не посчитали нужным – можно ведь и в архиве КГИОП ознакомиться с прежними наработками. И учинить свой апгрейд, результат которого специалисты сравнивают с «цифровым наскальным рисунком, обведенным кривыми по фотографиям звеньев, отреставрированных в 90-е». В петербургской Гильдии кузнецов и художников по металлу отмечают, в частности, что спецификация деталей сделана не полностью – большая их часть безымянна, не пронумерована, не указаны развернутые площади деталей.

Но эта документация успешно проходит оценку государственной историко-культурной экспертизы. Среди трех подписавших положительное заключение экспертов – В. И. Бубнов, несколькими месяцами позже получивший должность главного технолога «Стройтехуслуг».

Заказ на реставрацию трех звеньев разбивается на два тендера (20,5 млн – на реставрацию металлических звеньев, 7,5 млн – по цоколю и столбам), оба выигрывает ООО «Стройтехуслуги». Оно же становится победителем конкурса на следующие два звена (22 млн), итоги которого огласили в минувший понедельник. Конкурсную комиссию возглавляет руководитель подведомственной КГИОП дирекции заказчика Наталия Дзядзько. Ее шеф, председатель КГИОП Сергей Макаров, двумя неделями раньше осмотрел наделанное по первым трем звеньям, но комментировать журналистам прозвучавшую к тому времени острую критику художников по металлу не стал – сообщив, что будет создана специальная комиссия, которой и предстоит оценить результат.

Очумелые ручки

Хотя уже тогда серьезные нарушения видны были, как говорится, невооруженным глазом.

Первое, самое очевидное: исчез задуманный Парландом эффект «парения», особо отмечавшийся и в материалах тендерной документации, в составе утвержденных проекта и методики реставрации: «Это чугунное кружево… как бы парит в воздухе, практически не опираясь на гранитный постамент». Там же предписывалось: «крепление решеток к столбам осуществляется в трех местах – на высоте 0,65 м, 2,08 м и 2,33 м от верха гранитного цоколя» и подробно описывалась реставрация кованой металлической конструкции крепления к столбу – с сохранением оригинального решения Парланда.

Но подрядчик установил ажурное звено прямо на цоколь. А историческое крепление заменил на новое, приварив его намертво.

«Оригинальные болтовые соединения с коваными хомутами оказались попросту уничтожены, – возмущается Геннадий Вьюнов. – Парландом было задумано так, чтобы при необходимости звено можно было легко снять за несколько минут. Теперь, если что, придется ограду срезать, ведь звенья приварили к закладным деталям столбов так, словно это гаражные ворота!»

По южной стороне ограды – той, что окаймляет Михайловский сад, такие крепежные конструкции сохранены и после вековой эксплуатации остаются в рабочем состоянии.

На контрасте с отреставрированными в 90-е звеньями этой части ограды, которые прекрасно выглядят и двадцать лет спустя, свежеиспеченные звенья северной стороны выглядят уродливыми мутантами.

Выпускник Академии им. Штиглица, член Гильдии кузнецов и художников по металлу Кузьма Одинцов, сверяясь с чертежами, показывает один дефект за другим. Тут детали перепутали при монтаже, там небрежно выполненный, без проработки рельефных прожилок лист стал похож на клешню – форма наварена и зашпаклевана. Та же беда с другим элементом, где вдобавок нарушены пропорции и небрежно выполнена сборка, в результате вышла какая-то скрюченная параличом лапка вместо изящно изогнутых листьев. Здесь цветок испорчен вваренной вставкой – если в оригинале пестик на тонкой ножке выглядывал из лепестков, то теперь бутон как будто залеплен наспех пережеванным мякишем. Явно схалтурили при грунтовке и малярных работах – во многих местах неровности, застывшие натеки краски.

О том, что результат может быть плачевным, мастера художественного металла предупреждали еще весной, когда смогли оценить результат проведенного «Стройтехуслугами» «воссоздания» наверший, двух фонарей и консолей над воротами особняка Г. Г. фан Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте. В проекте, разработанном этой компанией за 1,9 млн бюджетных рублей, его критики видят повторение основных ошибок проекта реставрации 1985 года, имеющегося в архиве КГИОП. А почти 17 миллионов, заплаченных городом за выполнение всего восьми квадратных метров художественной ковки, специалисты считают несоразмерной платой – тем более когда на выходе видят не мастерскую ручную работу, а «мятую лазерную резку».

Участок ограды ризницы после реставрации в 2017 году (сверху) и отреставрированное в конце 90-х звено

Невостребованная альтернатива мастеров

В письме на имя главы КГИОП за подписью двух десятков специалистов (в том числе сотрудников кафедры художественного оформления металла Академии им. Штиглица профессора Юрия Саркисяна, доцента Анвара Багаутдинова, учебного мастера первой категории Владимира Олейника и других) выражалось возмущение крайне низким качеством проекта и выполненных работ, а также «халатным отношением надзорных органов». По оценкам авторов обращения, за освоенную сумму «детали должны быть выколочены из серебра», и ее могло бы хватить на куда более качественную реставрацию нескольких таких объектов. Подписанты призывали все переделать за счет подрядчика и создать инициативную группу из авторитетных художников по металлу, выражая готовность поделиться опытом, профессионально выполнить воссоздание заново за втрое меньшую сумму, чем было потрачено из бюджета.

Но их предложение интереса не вызвало, а все высказанные замечания сочли необоснованными.

В мае Геннадий Вьюнов направил письмо Наталье Дзядзько с критикой условий объявленного конкурса на реставрацию трех звеньев ограды у ризницы Спаса на Крови и предостережением – на этом уникальном памятнике может повториться та же история, что и с особняком фан дер Пальса.

«В требования закупки было включено огромное количество бюрократических барьеров, которые отсекли не только мою, но и другие опытные в этом виде реставрации мастерские. Меня удивляет, что выставленные заказчиком преграды не помешали только двум участникам, у которых нет нужного опыта такой работы, – АО «Ремфасад» и ООО «Стройтехуслуги». Как вам должно быть известно, у этих фирм нет своих кузнечных мастерских (…) Зачем нужно это реставрационное посредничество при выполнении столь сложных работ на таком значимом для города памятнике?» – наивно вопрошал Вьюнов. И напоминал, что еще до вскрытия конвертов участников конкурса его мастерская официально и публично озвучила сумму, за которую готова выполнить заказ, – 12 млн против объявленной изначально суммы в 21,5 млн, а за нее сделать не три, а все пять звеньев.

Его письмо чиновников, может, и позабавило, но на дальнейший ход дела никак не повлияло.

Умножение для понимающих деление

Мастера кузнечного цеха тревожатся не только за качество работ на выдающемся памятнике, но и за городской карман, и без того худой. Проанализировав обе закупки, Кузьма Одинцов оценивает возможный причиненный экономический ущерб почти в 10 миллионов. Помимо сомнительных трат на новый проект, он указывает на отсутствие в нем данных по площадям конкретных деталей.

Одинцову такое «упущение» показалось не случайным, и он взялся разобраться, насколько обоснованна итоговая общая площадь необходимого воссоздания. Опираясь на проект-1995, где как раз указана площадь каждой детали, и сверяясь с картой утрат проекта-2015, свел данные в единой таблице. Вышло, что по первому тендеру площадь воссоздания деталей трех звеньев должна была составить около 480 дм2, тогда как в задании указывалось 687 дм2. По второму тендеру, на два звена, выходило не более 300 дм2 против обозначенных в задании 685 дм2. Получилось, что цена была завышена в первом случае почти в полтора раза, во втором – более чем вдвое.

Кроме того, в смете к первому тендеру на изготовление кузнечных оправок закладывалось 7,37 млн, ко второму – 8,74 млн. При этом оправки были посчитаны на каждое из звеньев, хотя детали по ним повторяются, так что достаточно было изготовить их единожды. А здесь, по двум тендерам, помножили соответственно на три и на два. Да и взятая при составлении сметы базовая цена оправок видится опытным мастерам немыслимо высокой.

«Во всякой действующей кузнице есть необходимый стандартный профессиональный набор – подкладной ручной инструмент, зубила, молотки и так далее, – поясняет Кузьма. – Все воссоздаваемые детали выколачиваются вручную на самых обычных деревянных пнях. А при заданных сметой расценках пни не иначе как эбенового или железного дерева предполагали использовать, а инструмент – из драгметаллов!»

В то же время техзадание конкурса не предусматривало наличия у соискателей действующей кузницы с горном, печами и наковальнями – достаточным сочли наличие мастерской в 50 кв. м и сварочного аппарата. «Да это все равно что предложить собрать Мерседес в придорожной автомастерской!» – негодует Кузьма Одинцов. Но, судя по репортажам, освещавшим осмотр хода работ начальством КГИОП, взятый «Стройтехуслугами» подряд по первому тендеру исполнялся вовсе не на их площадках, а в Малом Карлине (здесь находятся кузнечные мастерские ООО «Матис»). Возможно, часть работы раскидывали и по другим местам – по словам представителей кузнечного цеха, одному из их коллег предлагали сделать одну деталь ограды за… 4000 рублей.

Вандализм на марше

История ограды Спаса на Крови – далеко не единственный пример, иллюстрирующий беды с художественным металлом. Другой такой – буквально в нескольких шагах, это так называемый Трехколенный мост (Театральный и Мало-Конюшенный). Его реставрацию, торжественно принятую совсем недавно, оценил член совета петербургского ИКОМОС Александр Брюллов: «Центральный торшер с фонарем теперь стоит под наклоном. Между стеклянным плафоном и чашей-основанием – зазор, оставляющий доступ дождю и снегу. Местами видны брак чугунного литья, огрехи грунтовки и покраски, эти элементы при монтаже перепутаны местами, а вот эта деталь чугунного ограждения уже лопнула... Здесь, на месте крепления ножки торшера, выполненной в виде лапы, скололи кусок гранитной тумбы. А сама чугунная лапка, вместо того чтобы опираться на тумбу, зависла на тонкой шпильке – зазор почти три сантиметра».

Такую работу (исполнено «Мостотрестом») следовало бы признать вандализмом, а не реставрацией, заключает эксперт.

Ранее не менее серьезные огрехи были выявлены при реставрации Иоанновского моста и ограды Аничкова дворца. Проверка Минкульта выявила нарушения, а выездная комиссия КГИОП (с участием того же В. И. Бубнова) – нет. «Необходимость проведения дополнительного обсуждения вопроса, связанного с проведением работ по реставрации данных объектов, отсутствует», – закрыл дискуссию Сергей Макаров.

«Мы рискуем утратить не только подлинные произведения искусства, но и само кузнечное мастерство, – переживает Кузьма Одинцов. – Оно в современном Петербурге оказывается не востребованным, предпочтение отдается «умеющим договариваться» фирмочкам, нацеленным не на то, чтобы спасать наше культурное наследие, а чтобы зарабатывать на нем».

Битву за металл мастера и градозащитники, шабашники и чиновники понимают по-разному. Пока, увы, проигрывает Город.

Последние новости Санкт-Петербурга по теме:
Звенья одной цепи

- Санкт-Петербург
    Реставрация трех звеньев фигурной решетки обошлась городскому бюджету в 20,5 млн.
10:33 14.02.2018 Неделя.Ru
Звенья одной цепи - Санкт-Петербург
Реставрация трех звеньев фигурной решетки обошлась городскому бюджету в 20,5 млн.
10:33 14.02.2018 Новая газета в СПб
 
По теме
Подведомственным КГИОП СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» на сайте госзакупок размещена конкурсная документация на выполнение работ по реставрации интерьеров
30.01.2018
 
Главный герой сериала «Варяг» в исполнении Алексея Парасевича будет бороться с наркоторговцами, террористами, а также с «Фондом Стратоса», управляющим российской оппозицией.
24.10.2018
 
Суд оштрафовал замдиректора Русского музея на 20 тыс. рублей за несогласованный ремонт - Санкт-Петербург.ру Заместитель директора признал свою вину в полном объеме. Замдиректора по административно-хозяйственной работе Русского музея Юрия Королёва оштрафовали за организацию несогласованного с КГИОП ремонта.
23.10.2018
 
Петродворцовый районный суд Петербурга 23 октября огласил приговор сотрудникам экономической полиции и стажёру по должности оперуполномоченного уголовного розыска.
23.10.2018
 
Картина дня: подробности взрыва в Гатчине, спуск на воду «Бури» и выбор разработчика мета-бренда Петербурга - Санкт-Петербург.ру Какая информация стала известна о взрыве в Гатчине, по плану ли спустили в Ленобласти «Бурю» и кто разработает мета-бренд Северной столицы.
23.10.2018
Ольга Захарец В результате бойни в колледже погибли 21 человек Целью Владислава Рослякова, устроившего бойню в политехническом колледже в Керчи, была директор учебного заведения Ольга Гребенникова.
23.10.2018 Metro Петербург
Ольга Захарец Мужчину убили в консульстве Саудовской Аравии Спецслужбы нашли тело пропавшего журналиста Джамаля Хашкаджи, убитого в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле.
23.10.2018 Metro Петербург
Сотрудника Русского музея оштрафовали за несогласованный ремонт - Мой район Штраф — 20 тысяч рублей. Фото: pixabay.com В Петербурге суд оштрафовал на 20 тысяч рублей сотрудника Русского музея Юрия Королева за несогласованный ремонт, сообщает объединенная пресс-служба судов Петербурга.
23.10.2018 Мой район
Ася Гельман Необычные картины создает австралийский художник Мог ли представить создатель знаменитой механической головоломки, что его изобретение может стать частью искусства?
22.10.2018 Metro Петербург
Яна Цыпцына Музей в Вашингтоне сам отправил экспонаты на проверку Американскому музею Библии пришлось убрать пять свитков Мёртвого моря из экспозиции в связи с результатами исследования, которое провели немецкие учёные.
23.10.2018 Metro Петербург
Раненых развезли по шести госпиталям Рима Фото: REUTERS - Комсомольская правда Александр из Москвы в интервью «КП» опроверг версию итальянских СМИ о том, что российские болельщики сами виноваты в обрушении эскалатора Дина КАРПИЦКАЯ На подземной станции Repubblica в Риме случилась страшная мясорубка.
24.10.2018 Комсомольская правда
Инцидент произошел незадолго до начала матча Лиги чемпионов, пострадали не менее восьми человек [обновляется] Екатерина БЕЛОКОНОВА Не менее восьми человек пострадали в результате обрушения эскалатора на одной из станц
23.10.2018 Комсомольская правда
Фото разыскиваемых после ДТП на Стачек. Фото предоставлены Управление ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, "Metro" - Metro Петербург Майя Колесникова Авария произошла вечером 22 октября ГИБДД Петербурга разыскивает мужчину и женщину, которые оставили место аварии с маршруткой на проспекте Стачек и до сих пор не найдены.
23.10.2018 Metro Петербург
Прокуратура проводит проверку в связи с информацией в СМИ об уничтожении клетки с редкими видами птиц - Прокуратура Санкт-Петербурга Прокуратура Выборгского района проводит проверку в связи с информацией в СМИ об уничтожении клетки с редкими видами птиц на территории Выборгского района.
23.10.2018 Прокуратура Санкт-Петербурга
«Комсомолка» узнала, как сидится в СИЗО знаменитым футболистам [видео] Василиса НИКОЛАЕВА Иван МЕЛЬНИКОВ Все внимание общественности сейчас приковано к одному из самых старых следственных изоляторов Москвы — знаменито
24.10.2018 Комсомольская правда
Наш спецкор Ульяна Скойбеда разбиралась, почему за это еще никто не ответил [фото, видео] Ульяна СКОЙБЕДА Пенсионерка Татьяна Николаевна Ахметьева рыдает, закрывая лицо руками: - Это мооой!
23.10.2018 Комсомольская правда
Станции «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Шушары» могут запустить на полгода позже Анна ПОСЛЯНОВА Приемка и запуск трех «фиолетовых» станций петербургской подземки может затянуться.
23.10.2018 Комсомольская правда
Раненых развезли по шести госпиталям Рима Фото: REUTERS - Комсомольская правда Александр из Москвы в интервью «КП» опроверг версию итальянских СМИ о том, что российские болельщики сами виноваты в обрушении эскалатора Дина КАРПИЦКАЯ На подземной станции Repubblica в Риме случилась страшная мясорубка.
24.10.2018 Комсомольская правда
Команды Кружка любителей спорта (КЛС) и Василеостровского общества футболистов (ВОФ) встретились в поединке на плацу Первого Кадетского корпуса в Петербурге 24 октября 1897 года.
24.10.2018 ИА Невские Новости