Свой документальный фильм «Женщины ГУЛАГа» Марианна Яровская снимала семь лет. Его героини — выжившие узницы сталинских лагерей — рассказывают о том, что им довелось пережить. За время съемок, три женщины из шести не дожили до премьеры.
— Расскажите, как вы готовились к этому дню?
«Номинантов объявляли на оскаровском телеканале — в пять двадцать утра. Накануне мне позвонили журналисты американского канала Spectrum News, они решили снимать процесс, чтобы также и рассказать про шортлист и про возможную номинацию. Независимо от выигрыша или проигрыша, под Пастернаковским девизом «но пораженье от победы ты сам не должен отличать», я устраивала вечеринку благодарности для всех членов команды и всех, кто помогал фильму, объявила о ней заранее, за неделю до объявления номинаций, разослала приглашения.
Этот канал новостей снимал меня, когда я готовилась к вечеринке, покупала еду, потом дома и в офисе, и саму вечеринку на следующий день, но конечно в пять утра мне не очень хотелось, чтобы рядом были журналисты.
Конечно, никто не знал и не мог предсказать результат — это в каком-то смысле лотерея. Попасть в шорт-лист было очень сложно, а дальше — выбор пяти фильмов из десяти. Это было, как попасть из кандидатов в мастера спорта в чемпионы мира. Поэтому в пять утра я решила даже и не смотреть телеканал и просто легла спать и проснулась как обычно, в семь утра.
Я попросила близкого друга посмотреть новости за меня и прислать мне и прокомментировать результат. Потому что любые новости лучше услышать от близких людей, чем из прессы. Конечно, номинация может изменить судьбу фильма, это была бы невероятная поддержка. Утром просто включила телефон и прочитала списки номинантов на экране — «Женщин ГУЛАГа» в них не было.
— Ваша реакция?
Конечно, первая реакция естественная — разочарование. Это семь лет тяжелой работы, и мы сделали прекрасный и сильный фильм, и первая реакция была — мы проиграли, потерпели поражение. Но в отличие от спорта, у нас остается фильм.
Во время вечеринки, телеканал снял небольшой клип про шортлист — как мы поднимаем тост за шорт-лист, за то, что фильм получился хороший. Мне особенно понравились слова одного из наших исполнительных продюсеров, Марка Харриса: «Марианна, несмотря на необычный выбор Киноакадемии, тебе надо гордиться своим достижением. Твой фильм говорит сам за себя, и я уверен — у этого фильма будет длинная жизнь. Я горжусь тем, что сыграл небольшую роль в том, что помог тебе и Полу Грегори сделать этот фильм реальностью».
Меня тронули эти слова, и тронуло, что все пришли поддержать и отпраздновать факт, что фильм был сделан, и уже успешен. Попасть в десятку избранных Академией — это как бронзовая медаль, это все равно очень много, и коллеги это понимают.
— И ваши дальнейшие планы?
Я собираюсь подавать документы и вступить в Киноакадемию. Студенческий Оскар, шорт-лист Академии в этом году, и работа над двумя фильмами, которые получили Оскара («Неудобная Правда», «Киндер-транспорт») — вполне могут быть суммой факторов, которые определят решение меня принять.
А для фильма — безусловно, основная наша задача, то, для чего мы и делали фильм — это чтобы его увидело, как можно больше людей. И безусловно, задача — продать фильм.
Мы в переговорах с «Нетфликсом».
С образовательными компаниями. Британская премьера будет в центре Барбикан в Лондоне 23 апреля, фильм будут представлять историки Роберт Сервис и Саймон Себаг-Монефиоре. В Гарварде фильм покажут 28 февраля, и таких разовых показов у нас будет много, но насчет проката в России и в мире мы все еще в переговорах.
Я тоже знаю, что у этого фильма будет долгая жизнь, он объездит весь мир, и оскаровский шорт-лист или номинация — не определяет ценности и важности фильма. Совсем недавно мы потеряли еще одну героиню фильма Женщины Гулага — Феклу Андрееву, ей было 90 лет. Мы создали исторический документ, который будут смотреть и через двадцать лет.
Конечно, хотелось бы еще больше внимания к судьбам и историям этих женщин — но это жизнь, и творчество, и да — пораженье от победы ты сам не должен отличать. В нашей категории опять победили два (конечно, хороших) но фильма с анти-нацистской тематикой, и не вошел в шортлист анти-сталинский фильм. Но это впервые, когда фильм с такой тематикой попадает в шорт-лист, и впервые в 21-м веке и впервые за 33 года женщина-режиссер из России оказывается в шорт-листе, да и вообще в этом году можно женщин-режиссеров в шорт-листе было очень мало, а в номинации вообще оказалась только одна, об этом много пишут, мы все равно «пионеры» тут. Нас заметила Академия, коллеги, про фильм узнали.
И поэтому мне кажется — это все-таки победа.
Анастасия Гавриэлова