Захента: Другое будущее

Фото: i.mr7.ru
В  варшавской галерее Захента выставкой «Будущее будет другим» представлена Польша Второй республики (1918−1939). Там мы  видим Польшу, обретшую независимость в  период между двумя мировыми войнами  — что произошло за  два десятилетия в  плане социальной модернизации? Фото: Игорь Руссак

Как это было?

Выставка, прежде всего, об этом — архитектурные поиски, новации в образовании, эмансипация женщин, кооперация, досуг, кино, театр. Создатели выставки нашли к ней отличный эпиграф — слова, написанные в 1921 году Зофьей Дашиньской-Голиньской — суфражистки, феминистки, социалистки и польского сенатора:

«Но мы живем в надежде, что будущее будет другим».

«Будущее будет другим» — эти слова на разных языках повторяли миллионы людей в Европе после Первой мировой войны, но никто не мог предвидеть кошмара Второй мировой. Мы, вглядываясь в лица на фотографиях, пересматривая старую хронику и перечитывая документы той поры, думаем — а что стало с теми людьми, пережили ли они войну?

Будущее будет другим. Каким? Нет ответа. «С одной стороны, в этих словах — вера в новое, лучшее будущее отражает дух эпохи, с другой стороны, она содержит утопизм, который был жестоко разоблачен Второй мировой войной и послевоенным периодом», — пишут создатели выставки.

Фото: Игорь Руссак

В шести залах Захенты — о будущем, которое для нас уже прошлое и мы знаем, что было после. Мы знакомимся с идеями новой архитектуры рабочих кварталов, продвигаемых Варшавским строительным кооперативом.

Фото: Игорь Руссак

Все должно быть универсально, удобно, красиво, практично и рядом — дома со светлыми квартирами, спортивные площадки, кино и дома культуры.

Идеи Баухауса воплощались тогда в Европе — от Германии до СССР. «Давайте создадим новую гильдию ремесленников, без классовых различий, которые возводят барьер высокомерия между ремесленником и художником. Давайте вместе придумаем и построим новое здание будущего, где архитектура, скульптура и живопись сольются в единое целое, и которое однажды руки миллионов рабочих поднимут к небесам, как хрустальный символ новой веры», — писал Вальтер Гропиус, немецкий архитектор и один из основателей Баухауса. Вот кухня, спроектированная для домов кооператива в районе Жолибож молодой Барбарой Брукальской — той самой будущей знаменитой Барбарой, основоположником создания концепции современного жилья в Польше — все функционально до предела и невероятно удобно, вплоть до гладильной доски, убирающейся в стену.

Фото: Игорь Руссак

«Свободное время», «досуг», «спорт» — за два межвоенных десятилетия появились спортивные площадки и стадионы в столице Польши. Модный культ загорелых высоких красивых людей.

Фото: Игорь Руссак

Вот они тут на выставке — в кадрах хроники и на живописных полотнах — прыгают в воду с трамплина, плавают, катаются на лыжах.

Фото: Игорь Руссак

В Варшаве был создан кооператив для организации досуга и туризма. Он пропагандировал увлечение туризмом среди рабочих. Кооператив остался в истории как основатель существующей и по сей день курортной Виллы Анталувка -в Закопане, в межвоенные десятилетия туда приезжали известные режиссеры, поэты, архитекторы, бывал там, к примеру, Владислав Броневский, польский поэт трагической и типичной судьбы — узник польских тюрем и советских лагерей. Он прошел войну с Армией Андерса, не сумел жить в эмиграции и вернулся в Польшу. На просьбу руководителя советской Польши Болеслава Берута написать новый польский гимн, Броневский принес лишь листок со словами «Jeszcze Polska nie zginęła». Он так и не дождался при жизни публикации своих военных стихов. Но, отдыхая в Закопане, Броневский не мог предвидеть этого страшного будущего, он еще не написал вот это:

Была бы в руках винтовка, что осечки в бою не даст, —

И что мне песок ливийский, что мне сибирский наст,

Что мне лагеря и тюрьмы, голод, цинга, скитанья —

Как хлеб и патроны, радость кладу я в солдатский ранец!

Мне ни к чему награды, ни к чему мне венки и слава,

Мне бы крепкие сапоги, чтоб в них дойти до Варшавы.

Новые социальные технологии

Межвоенное двадцатилетие в Польше — это время эмансипации женщин, получивших избирательное право, активно участвовавших в политике, успешно пробующих себя в новых социальных ролях. Женщины начали открыто обсуждать сексуальное просвещение, материнство, право на аборт. Женщины вступают в область современных визуальных искусств, новым языком говорящих о насущных и болезненных вопросах.

Фото: Игорь Руссак

Львовский фотограф Янина Мержецка, супруга известного дерматолога Хенрика Мержецкого создает знаменитую серию «Рабочие руки» — 120 фотографий — руки рабочих людей разных профессий. Эта серия одновременно стала и документом для научных исследований мужа-дерматолога и сильным современным художественным проектом, демонстрировавшимся в ряде крупнейших городов мира. Янина после Второй мировой переедет в Варшаву и в 1947 году будет снимать разрушенную польскую столицу — эти фотографии тоже станут документом эпохи. Но о таком будущем фотохудожник из Львова пока еще ничего не знает.

Фото: Игорь Руссак

Межвоенная Варшава — это и новая педагогика. Януш Корчак с соратниками, общественные объединения вроде Рабочего общества друзей детей, открытие новых детских садов типа «Стеклянного дома» в Жолибоже. На выставке «Будущее будет другим» на огромных экранах нон-стоп шли кадры фильма Александра Форда (Моше Лившица) «Дети должны смеяться».

Фото: Игорь Руссак

Он снял его по заказу руководителя детского противотуберкулезного санатория Włodzimierz Medem Шлойме Гилиньского, чтобы с помощью фильма найти денег для поддержки этого уникального проекта. Здесь лечили и учили еврейских и польских детей, здесь было детское самоуправление, яркая интересная жизнь.

На экране дети смеются, играют в футбол, смешно маршируют. Нацисты потом отправили всех в Треблинку, а здания санатория были разрушены уже в семидесятые годы минувшего века. Фильм Форда получился совсем не рекламным, а художественным высказыванием, безусловно, под влиянием фильмов Эйзенштейна. Он не был широко показан в межвоенной Польше и стал достоянием публики только в наши дни.

Фото: Игорь Руссак

Будущее будет другим. Ни эти дети, ни Януш Корчак не могли предвидеть своей страшной участи. А Александру Форду суждена будет и популярность в Польше и слава на Каннском фестивале, и эмиграция, когда работать в социалистической и вместе с тем антисемитской ПНР стало совсем невыносимо. Он покончит с собой в американском Неаполе в 1980-м году.

Фото: Игорь Руссак

С высоты нашего знания мы вглядываемся в прошлое, которое не отпускает. Как писала Анна Ахматова «Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет». И каждое поколение говорит себе: «Будущее будет другим».

Фото: Игорь Руссак

Национальная Галерея Искусств Захента  — одна из старейших художественных галерей в Польше. Галерея расположена в центре Варшавы, в здании, построенном в 1898—1900 годах по проекту архитектора Стефана Шиллера в стиле эпохи Возрождения. Шиллер стал победителем третьего и четвёртого этапов конкурса на проект выставочного здания, объявленного в 1862 году Обществом поощрения художеств.

Фото: Игорь Руссак

Официальное открытие галереи состоялось 15 декабря 1900 года. Во время Второй мировой войны здание избежало серьёзных разрушений, в период оккупации в галерее был размещён Дом немецкой культуры. Реставрационные работы были проведены в 1945 году, в 1965 году здание Национальной галереи искусств Захента было внесено в реестр памятников Польши.

Перевод: Войцех Агнежа

Публикация приурочена к 100-летию независимости Польши

Предыдущие публикации серии:

« Самоуправление — это крепость, которая охраняет демократию «

Варшавские вещи не лгут

Галина Артеменко
 
По теме
 
3 - Мой район Музей Варшавы создает и уже частично открыл новую постоянную экспозицию «Rzeczy warszawskie» — «The Things of Warsaw» — «Варшавские вещи» — наверное, так по-русски?
13.06.2018
В Атриуме Главного Штаба Государственного Эрмитажа сегодня состоялось официальное открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.
15.11.2018
Вход на выставку бесплатный. 17 ноября в 15 часов в Каменном зале Государственного музея "Царскосельская коллекция" состоится открытие ретроспективной выставки графики петербургского художника Бориса Мартинсона.
15.11.2018
 
Речь идет о масштабном проекте известном как «Чижик» - Петербургский дневник Представители силового ведомства посетили офис компании «ЛСР Строй» Фото: vk.com/chizhiklrt Утро четверга, 15 ноября, сотрудники «ЛСР Строй» - дочерняя компания федерального девелопера ЛСР,
15.11.2018 Петербургский дневник
Вице-губернатор отреагировал на слова своего бывшего коллеги по Смольному Марата Оганесяна, рассказавшего в суде о якобы «заказчике» своего преследования Фото: Петербургский дневник В зале суда Марат Оганесян сказал,
15.11.2018 Петербургский дневник
Андрей Курьяков получил 15 лет, а Александр – 9 лет исправительной колонии Фото: Петербургский дневник Санкт-Петербургский огласил приговор по громкому уголовному дело в отношении так называемой «банды Лося»,
15.11.2018 Петербургский дневник
Юлия Долгова Metro прогулялось по подземке Миллионы жителей столицы ежедневно пользуются метро лишь как средством передвижения, не замечая, как проходят мимо известных личностей,
15.11.2018 Metro Петербург
На строительство двух станций метро на юго-западе Петербурга город отвел срок в 6, 5 лет.
14.11.2018 Петербургский дневник
Мединский удивился культурности россиян - Moika78.Ru Министр культуры РФ Владимир Мединский. Фото: Baltphoto Министр культуры России Владимир Мединский принял участие в открытии VII Санкт-Петербургского международного культурного форума утром 15 ноября в Главном штабе Эрмитажа.
15.11.2018 Moika78.Ru
14 ноября депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, координатор федерального партийного проекта «Единой России» «Народный контроль» в Санкт-Петербурге Вера Сергеева организован антиалкогольный рейд В этот ра
15.11.2018 Единая Россия
УФАС рассмотрел три "новогодних" жалобы. Фото: Baltphoto Комиссия петербургского УФАС сегодня, 15 ноября, рассмотрела сразу три жалобы ООО "Иллюминация" на действия СПб ГКУ "Городской центр рекламы и праздничного оформления".
15.11.2018 Moika78.Ru