Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе

Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Выставка каллиграфии открылась в Феодоровском соборе
Фото: aquaviva.ru
На хорах верхнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери 4 мая открылась выставка современной каллиграфии и леттеринга "Русское письмо: традиция и эксперимент".
Фото: Марина Куракина

  • Представлены каллиграфические листы, развороты рукописных книг, открытки, буквы в керамике и дереве; тема большинства работ - религиозные тексты: молитвы и цитаты из Священного Писания.

    Среди участников выставки преобладают ученики санкт-петербургской школы каллиграфии "От аза до ижицы" под руководством Петра Чобитько, есть также мастера из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Киева, Нью-Йорка, Берлина, Таллина - всего 26 авторов. Каждый мастер пытается найти самобытные формы, опираясь на древнерусское наследие и учитывая опыт европейской каллиграфии ХХ века.

    Идея принадлежит преподавателям школы "От аза до ижицы" Татьяне Петренко, Марии Скопиной и Олегу Мацуеву: они замыслили создать отдельную выставку в декабре 2017 года, после фестиваля "Calligrafest", прошедшего в Санкт-Петербурге. 21-22 апреля выставка впервые была показана в Москве, в галерее "Промграфика".

    Выбирая работы, организаторы старались балансировать между историчностью и новаторством; но слишком "формальные" решения, где царит геометичность и модульность, преобладающая над исходной пластикой кириллицы, на выставку не принимали.

    На церемонии открытия Олег Мацуев сказал, что главная задача экспозиции - перекинуть мост от традиционной русской культуры с ее историческими шрифтами - уставом, полууставом, вязью, скорописью - к современной графической культуре. Сегодня каллиграфов огорчает шрифтовой разрыв, который произошел в русской культуре в последние века: "Нам нужны новые каллиграфы, которые своими заботливыми руками создавали бы новые формы кириллицы, экспериментировали, но в то же время чутко относились к русской традиции. Творческий дух кириллицы может прийти туда, откуда пришел изначально: в Церковь; христианское искусство, дизайн - как, например, возвращается знаменное пение или творческие подходы в иконописи, архитектуре".
     
    Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что такая выставка особенно уместна в церковном пространстве Феодоровского собора.

    "Разнообразие шрифтов, которое здесь представлено, соответствует тому разнообразию, которое наполняет пространство всего нашего собора, - сказал он. - Особенное внимание мы хотим уделять слову осмысленному, внятному, и красота этого слова на выставке представлена".
    Каллиграф из Киева Виктория Лопухина представила помимо традиционных каллиграфических работ экспериментальные произведения в технике мозаики. Она объяснила, что черпала вдохновение как в композициях художников-авангардистов, так и в мозаике XI века киевском Софийском соборе, где есть много шрифтов.

    На вопрос, важно ли иметь художественное образование, чтобы быть каллиграфом, устроители выставки объясняют, что совсем не обязательно, можно начинать с нуля, но профессиональное образование будет подспорьем в понимании того, что такое композиция, ритм, как добиваться нужного эффекта.

    Издан каталог выставки в виде открыток.

    На следующий день в рамках выставки прошел мастер-класс Марии Скопиной, где она познакомила всех желающих с основами каллиграфии; под ее руководством участники создали первые пробные работы.

     
    По теме
    Топонимическая комиссия Санкт‑Петербурга сегодня проголосовала за возвращение Пулковскому парку на пересечении Московского и Пулковского шоссе исторического названия «Парк Городов-Героев».
    Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. - Культура Петербурга Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. Рассказываем, какие мероприятия пройдут в Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих в апреле 2024 года.
    Культура Петербурга