Высота Высоцкого


Ольга ШЕРВУД

Сегодня на экраны выходит фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой».

От вопроса, хоть и закономерного: кто исполнил в картине роль национального лидера второй половины XX века? – надо отрешиться. Авторы фильма решили сделать сей факт загадкой, так пусть будет пока загадкой. Какая, собственно, разница – кто? Существеннее другое. Убедил или нет? И о чем оказался рассказ?

Но сначала об авторах. Прежде иных надо назвать продюсеров Анатолия Максимова, Константина Эрнста, Никиту Высоцкого, Николая Попова, Михаэля Шлихта и Пола Хета. Фильм вырос на стыке обычного желания «Первого канала» быть первым (читай: привлекать к своей продукции, в идеале, всю страну) и долга Никиты Высоцкого, который и написал сценарий по предложению Эрнста, сделать что-то настоящее в память об отце.


Коллизия хрестоматийна: Герой и Смерть, которая уже совсем рядом. И каждое лыко в строку: дело, деньги, окружение, любовь. Плюс обязательная экзотика (в данном случае Средняя Азия). Плюс песня (их подбор отличен). Плюс детективная интрига. Плюс «основано на реальных событиях».

Все отработано в сценарии и фильме отменно. Режиссер Петр Буслов (автор национального хита «Бумер»), оператор Игорь Гринякин («Адмиралъ»), художник-постановщик Анна Лазарева, художник по костюмам Екатерина Шапкайц (представитель школы «Ленфильма»), художник по гриму Высоцкого Петр Горшенин («Дневной дозор»), актеры и все остальные выполнили свои профессиональные задачи почти безупречно. Фильм держит в напряжении, эмоции неподдельны, стиль выдержан.

Герой не просто харизматичен – он кумир миллионов; он умер, он умер как герой, он стал мифом при жизни. Его дело больше, чем песни и роли в кино; Высоцкий для нас «другой»: смог противостоять ненавистной системе, причем наилучшим образом – творчеством. Выражал своей личностью, а не только песнями, свободу. Невозможную свободу.

Мерилом его дела были не деньги. Любовь (после портретной схожести заглавного героя, самое хитроумное, что есть в картине) показана в образе юной девушки (Оксана Акиньшина), которая «рядом», а еще больше – в двух фразах Марины за кадром. Впрочем, Марина не названа даже по имени; расчет на тех, кто знает биографию Высоцкого.

Окружение тройственно. Свои – импресарио (Максим Леонидов), друг (Иван Ургант), врач (Андрей Панин). Чужие – кагэбэшники (Андрей Смоляков, Владимир Ильин). И особый персонаж – «маленький человек», администратор филармонии Ташкента (Дмитрий Астрахан). Интригу не выдам, скажу общо: жесткое и дотошное кагэбэшное преследование Высоцкого за год до Московской олимпиады.

История выросла из подлинного малоизвестного (еще плюс!) факта. В 1979-м на гастролях в Узбекистане Владимир Семенович пережил клиническую смерть. Об этом рассказал Никите Высоцкому после смерти отца его друг актер Всеволод Абдулов. Все остальное в картине справедливо назвать художеством. И уровень художества в принятых рамках, важно повторить, весьма высок по всем параметрам.

В итоге фильм, как и положено произведению из серии «ЖЗЛ по-голливудски», дает нам нравственный урок: нельзя предавать. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Даже в самой жесткой ситуации – при угрозе тюрьмы и смерти. Обертон: если совесть подлинная, а не замаскированная личная выгода, то ум подскажет, как выбраться из обычной «системной» ловушки, когда тебя провоцируют опасностью для твоих самых близких.

Это неустаревающая мораль. Но она, черт побери, мельче, нежели образ Высоцкого – тот, который вырастает из его поэзии. Который я чувствую в личности, когда смотрю на лицо этого человека в документальных и игровых фильмах. Не в том дело, что поэзия выше морали, а гениальность невозможно передать на экране, как и харизматичность (разве что в хронике Третьего рейха у Лени Рифеншталь мы видим ее «отрицательную» ипостась).

Дело в том, что принятые авторами над собой законы «народного кино» неизбежно оборачиваются той самой колеей, о которой пел Высоцкий. Избежать ее помогли бы форма и сущность авторского кинематографа, но здесь другая песня.

И последнее. После пресс-показа я спросила фотографа Валерия Плотникова (как известно, он снимал Высоцкого больше и лучше других): похож? Плотников сказал, что да.
 

ФОТО с сайта www.kinopoisk.ru

 
По теме
Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях к этому часу.
ТК Санкт-Петербург
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга