Святой дух в Мраморном зале

Святой дух в Мраморном зале | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Общим праздником музейного сообщества стала выставка «200 лет начала строительства Исаакиевского собора», которая открылась в Мраморном зале Российского этнографического музея. Она создана на основе фондов музея-памятника «Исаакиевский собор» при участии ведущих музеев и архивов Петербурга и Москвы.

Хронологически выставка посвящена событиям первой половины XIX века. Она начинается с офорта Габриэля Людвига Лори и Матиаса Габриэля Лори «Вид праздника 12 мая 1803 года», на котором изображен наплавной мост через Неву. Он был расположен в створе Исаакиевского собора, построенного по проекту Антонио Ринальди. Через шесть лет Александр I принял решение о капитальной перестройке храма. Завершают выставку иконы - «клейма» из царских врат, созданные в 1840 - 1850-е годы художниками Хозроем Дузи, Тимофеем Неффом и Николаем Майковым, позже замененные на мозаики и ныне хранящиеся в фондах музея.

При входе на выставку посетителей встречает сам Огюст Монферран. Этот бюст, отлитый в 1850 году по эскизу скульптора Ивана Витали, повторяет изображение архитектора на фронтоне западного портика, где он предстает в образе античного атлета, держащего в руках модель собора.

Как пояснила «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Ушкова, куратор выставки, наибольший интерес представляют три большие иконы кисти Неффа - «Богоматерь с младенцем», «Святая Екатерина» и «Апостол Павел», отреставрированные в 2017 - 2018 годах и впервые представленные широкой публике. Важная особенность икон - объемные фоны, созданные из речного песка с золочением.

У зрителей появилась редкая возможность увидеть медную скульптуру голубя (символ Святого Духа), снятую из-под купола собора на время реставрации фонарика. Снизу птица выглядит небольшой. На самом деле размах ее крыльев - два метра.

Ушкова также обращает наше внимание на архивный документ - вид на жительство в России, выданный Монферрану в 1816 году. Тогда не было фотографии, документ ограничен словесным описанием: светлые волосы, курносый нос, веснушки...

Датой начала строительства считается 4 марта 1818 года, когда Комиссия по строению Исаакиевского собора постановляет: «к производству строения приступить немедленно».

На выставке представлены литографии, сделанные разными художниками по рисункам Монферрана и изданные двумя альбомами в Петербурге и Париже еще до завершения строительства собора. Это и «Выгрузка колонн на набережной возле Адмиралтейства», «План расположения свай», «Вид механизма для перемешивания цемента», «Плотники за работой»... Известно, что 12 тысяч сосновых свай забивали в течение пяти лет копрами на конной тяге. На редкой акварели 1820-х годов показан разрез фундаментов и подвалов с расположением свай. Фотография 1853 года показывает, что тогда весь нынешний сквер с южной стороны от собора был занят мастерскими по обработке камня. Графические материалы дополнены объектами - фрагментом золоченого аканта, стальным крепежом, кирпичами, «пробкой» - керамическим элементом утеплительного слоя купола.

Впервые показаны так называемые реставрационные схемы - это большие «картоны», на которых в 1950-е годы художники-реставраторы Яков Казаков, Юрий Шитов, Владимир Корбан и их коллеги зафиксировали состояние росписей и мозаик перед первой большой реставрацией.

Ушкова соглашается с нами, что монферрановские альбомы необходимо переиздать, причем в недорогом формате, но обязательно снабдив иллюстрации комментариями. И в этом деле музей надеется на помощь меценатов. В планах самого музея-памятника «Исаакиевский собор» продолжение выставочного проекта с рассказом о событиях с 1858 года - времени освящения храма и до наших дней.

Выставка в Мраморном зале работает по 1 апреля без выходных. Вход свободный.

  • Дмитрий Иванов
  • Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга