Петербург – город не только мостов и дворцов, но и, конечно же, скульптур. Сюда приезжали творить скульпторы из Франции и Италии - Карло Растрелли, Этьен Морис Фальконе, Винченцо Бренна и многие другие.
Кроме «Медного всадника», Нарвских воротов и Александровской колонны, которые стали визитными карточками Петербурга и известны по всему миру, в городе есть множество памятников, которые были созданы значительно позже – к примеру, в первое десятилетие современной России, когда, казалось бы, денег в стране не хватало ни на что.
Памятник Федору Достоевскому на Владимирской площади появился в Северной столице в 1997 году. Также в конце 90-х возник памятник музыканту Дмитрию Шостаковичу, который располагается на улице, названной в честь него.
Затем пришло начало нулевых – время, когда памятники стали возникать в честь вымышленных персонажей – памятник солдату Швейку из книг Ярослава Гашека (2003 год), памятник Остапу Бендеру (2000 год), памятник петербургскому фотографу (2001 год). Тренд на появление новых скульптур, казалось бы, должен был перейти в 2010-е года.
«Когда я только начинал работать губернатором Петербурга, то пообещал, что буду расширять территорию культуры во времени и в пространстве. Эта работа продолжается», - заявлял в одном из своих интервью в конце минувшего года губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко. О необходимости развития культуры не раз заявляли многие его коллеги в правительстве и парламенте города.
«Санкт-Петербург.ру» узнал, как «развитие культуры» отразилось на городской скульптуре, появляются ли на улицах города новые произведения искусства и могут ли авторы интересных проектов добиться поддержки Смольного.
Как с конвейераЕсли нам кажется, что в Петербурге не появляются новые скульптуры, то это означает лишь то, что они остаются незамеченными. По подсчетам «Санкт-Петербург.ру», всего за полтора года - с марта 2015 по сентябрь 2016 года – в Северной столице появилось минимум 32 новых памятника, в том числе памятные знаки и скульптуры.
Лишь малая доля из них была построена на деньги бюджета Петербурга. Одним из таких памятников стал бюст Петра I, который появился перед центральным входом в главное здание Петербургского политехнического университета им. Петра Великого в мае прошлого года. Когда-то на его месте стоял бюст Владимира Ленина. За новый памятник Петру город заплатил 14,9 млн рублей, его изготовлением занималось некое ООО «Первый дом».
Торжественная церемония открытия памятника Петру Великому в Политехе. Фото: spbstu.ru
Еще один монумент на бюджетные деньги в сентябре 2015 года появился в Колпино. «Аист, приносящий младенца» обошелся значительно дешевле Петра I – чуть более трех млн рублей. Занималось его созданием ООО «Арт-Пантеон», которое специализируется на производстве подобных скульптур, превратив искусство в некий конвейер. Средняя цена их работы – 2,5 млн рублей.
Большая часть новых скульптур появилась на те деньги, которые авторы идеи смогли собрать у неравнодушных жителей города. К примеру, средства на памятник писателю Сергею Довлатову выделил миллиардер Дмитрий Никитин, который владеет холдингом «Евросиб». Но в случае с этим монументом деньги стали не главной преградой - у скульптора Вячеслава Бухаева ушло несколько лет, чтобы добиться установки этой статуи. По закону, поставить памятник нельзя, если с момента смерти человека не прошло 30 лет. Довлатов же умер в 1990 году. Помог лишь общественный резонанс, петиция и обращение к губернатору. Который, кстати, в итоге принял участие в торжественном открытии монумента на улице Рубинштейна.
Не менее торжественно прошло открытие на Аллее Героев парка Победы памятника летчику Николаю Майданову, сражавшемуся в небе над Афганистаном и Чечней. Присутствовали губернатор Георгий Полтавченко, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров и другие высокопоставленные гости. При этом воздвигнут он был также не на городские средства – деньги на него собирали сами ветераны афганской войны. Кроме того, 2,2 млн рублей пожертвовал холдинг «Вертолеты России».
Памятник Сергею Довлатову на Рубинштейна. Фото: Александра Полукеева, «Петербургский авангард»
На деньги частного инвертора Автандила Бутхашвили в декабре 2016 года на пересечении улицы Руставели и проспекта Просвещения был торжественно открыт памятник грузинскому поэту Шота Руставели, автором которого стал известный столичный скульптор Зураб Церетели. На открытии этого монумента, как и в вышеназванных случаях, присутствовал губернатор города.
Несколькими месяцами ранее Георгий Полтавченко обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга, чтобы там рассмотрели варианты установки другой скульптуры Церетели – Иисуса Христа, который уже отлит на петербургском заводе «Монументскульптура». Она должна была появиться в Сочи, но там для огромной скульптуры (вместе с пьедесталом - 88 метров) не смогли найти место. Окончательное решение КГА, судя по всему, так и не было принято, и вопрос о появлении гигантского Иисуса Христа в Северной столице остается открытым.
На помощь в вопросе финансирования скульптуры также приходят международные благотворительные фонды. Так, статуя известного американского хореографа грузинского происхождения Джорджа Баланчина появилась во внутреннем пространстве государственной Академии танца Б. Я. Эйфмана в сентябре 2015 года благодаря стараниям фонда Lusignan Foundation.
Внебюджетные инвестиции нередко идут и на восстановление памятников. В минувшем году Сбербанк направил 20 млн рублей на реставрацию грифонов Банковского моста. При этом в прошлый раз скульптуры реставрировали не так давно – в 2008 году. На средства банка им вернут первозданный вид, в частности вернут темно-зеленый цвет – именно такими крылатые львы были до реставрации 1950-х годов.
Демонтаж грифонов с Банковского моста. Фото: Сергей Петров, «Санкт-Петербург.ру»
В некоторых случаях собирать средства помогают сами представители власти – под предводительством главы Приморского района Николая Цеда возле Удельного рынка появился памятник шарманщику. При этом, как заявлял чиновник, на него было найдены внебюджетные средства – средства дали владельцы рынка.
Хищник и фея Скульптура «Хищник». Фото: OnLocation.ru |
Большинство скульптур появляются в Петербурге без лишнего пафоса. Действительно, было бы странно, если бы, к примеру, в 2015 году Полтавченко приехал на открытие статуи «Хищник» неизвестного автора из Таиланда у ресторана «Барвиха» в Клочковом переулке, символизирующей героя одноименного голливудского фильма. Также неизвестными для широкой публики остались монументы в честь мифических персонажей и их создатели – «Фея» на Серпуховской улице, «Баба Яга» в сквере на Тимурвоской.
Эти и многие другие новые скульптуры появляются скорее не как общий тренд на преображение города, чтобы туристы могли любоваться современными культурными объектами, а вопреки всему. Средства на них зачастую находят владельцы ресторанов, кафе и магазинов, рядом с которыми они располагаются.
Далеко не всегда в этом случае статуи могут похвастаться качеством и мастерством исполнения – чаще это небольшие монументы с сомнительной художественной ценностью.
«Деньги есть, но вы держитесь»Почему в городе, где есть свой старейший и крупнейший в России Институт живописи, скульптуры и архитектуры и куда съезжаются десятки молодых и талантливых архитекторов с разных уголков страны, идеи новых мастеров не получают должную поддержку городской власти? Почему скульптору для воплощения своей идеи приходится заручиться для этого поддержкой бизнес-структур? Потому что выделенные из бюджета средства на скульптуру, как бы абсурдно это ни звучало, в культурной столице слишком малы.
В бюджете города на 2017 год заложено свыше 19 млрд рублей на «культуру и кинематографию» - именно так эта графа расходов обозначена в главном финансовом документе Северной столицы. Это почти в два раза больше, чем на спорт, и в 13 раз больше, чем на охрану окружающей среды.
Деньги распределяются между несколькими структурами, большую часть из которых – 12 млрд рублей – получает комитет по культуре. Больше средств только у таких «гигантов», как комитет по транспорту, комитет по строительству и несколько других крупных ведомств.
Бюджеты комитетов, которые занимаются архитектурой, куда скромнее – 2,5 млн за 2017 год у комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и 932 тыс. рублей у комитета по градостроительству и архитектуре.
При более пристальном рассмотрении того, на какие цели тратятся «культурные» деньги из бюджета Петербурга, выясняется, что основная их часть идет на сохранение памятников культуры, ремонт различных сооружений, а также субсидии музеям, театрам, библиотекам и другим культурным учреждениям. Но среди этих действительно важных направлений не найти графы «создание новых культурных объектов».
Спортивные недоразуменияКрупные спортивные мероприятия всегда были стимулом для появления не только новых стадионов, но и культурных объектов. Таким толчком мог бы послужить предстоящий Чемпионат мира по футболу 2018 года, часть матчей которого продут в Петербурге. Это хороший способ не только преобразить город к приезду тысяч гостей со всей планеты, но и увековечить событие на долгие годы.
Прошедший этим летом Кубок конфедераций, который стал генеральной репетицией предстоящего мундиаля, повлиял на облик города незначительно – вагоны и карты метро с символикой, футбольные клумбы, да рекламные баннеры. До того, чтобы в честь крупного спортивного события в городе появилась хотя бы маленькая, но полноценная скульптура, дело не дошло – Петербург решил ограничиться «декоративными элементами» из пластика в виде мячей. Их установкой занимался комитет по благоустройству Смольного.
Всего в городе их было установлено 300 штук, но многие из них не простояли и дня – хрупкие скульптуры оказались слишком притягательными для вандалов и были моментально украдены или разрушены . Виновные, как это часто водится, остались непойманными.
«Бюрократический футбол»Неизвестно, сделает ли город выводы к предстоящему ЧМ-2018 и что появится к этому празднику футбола в культурной столице – новые декоративные элементы или полноценные скульптуры. А идеи того, что могло бы украсить Петербург, уже поступают в Смольный.
По информации «Санкт-Петербург.ру», несколько проектов, как на футбольную тематику, так и на общеспортивную, городу представил президент фонда «Традиции и Новаторство» скульптор Нельсон Афиан, который уже имеет большой опыт работы в Северной столице. Проект его скульптуры «Олимпиада», изображающий бегунов в античном облике, был направлен в комитет по физической культуре и спорту, комитет по культуре, КГА, а также в Министерство спорта России.
Проект скульптуры «Олимпиада». Фото: из личного архива Нельсона Афиана
По словам Афиана, его проект получил высокую оценку со стороны всех комитетов и большую заинтересованность в его реализации, но до выделения каких-либо средств дело не дошло.
Между тем, в начале августа Владимир Путин, выступая на заседании Совета по развитию местного самоуправления в Кирове, напомнил, что местные власти должны приветствовать инициативы жителей по благоустройству и не заниматься «бюрократическим футболом». Интересно, какой отклик заявление главы государства найдет у руководства культурной столицы России.
А пока остается неясным, по какой причине город, потративший миллиарды на строительство многострадальной «Зенит-арены», не изъявил желания, чтобы в память о крупнейшем чемпионате остались не только истории о перестилании газона, но и сооружения из мира искусства, которые переживут много поколений.
Автор: Виталий Беспалов