Следователь сохранил волосы цесаревича Алексея

"Император Николай II около убитого оленя", Царское Село, 1912. Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея
"Цесаревич Алексей Николаевич", Царское Село, 1913. Фото переснял Василий Кузьмичёнок
"Император Николай II с офицерами яхты "Штандарт" во время катания на байдарках в Финских шхерах", Царское Село, 1913. Фото переснял Василий Кузьмичёнок
"Императрица Александра Фёдоровна со старшими дочерьми в Дворцовом Лазарете в Царском Селе", Царское Село, 1914-1915. Фото переснял Василий Кузьмичёнок
Акварельный рисунок императрицы и фотографии великих княжен и цесаревича на палубе яхты "Штандарт", 1913. Фото переснял Василий Кузьмичёнок
Портрет цесаревича Алексея Николаевича с прядью его волос. Фото переснял Василий Кузьмичёнок
Фото: ss.metronews.ru
  • Юлия Долгова
  • Исторический музей представил уникальные фото царской семьи

    Выставку "Николай II. Семья и престол" приурочили к 150-летию со дня рождения и 100-летию со дня гибели последнего русского императора. Она объединила картины и личные вещи семьи Романовых, но главный акцент сотрудники музея сделали на фотографиях, отснятых не только придворными фотографами, но и самими членами царской семьи.

    – В 1912 году в Царском Селе придворный фотограф Александр Ягельский создал фотопортрет, изображающий Николая II рядом с убитым оленем, – начал свой рассказ куратор экспозиции Евгений Лукьянов. – Самое интересное, что в это время как раз серьёзно заболел наследник престола цесаревич Алексей, и во взгляде императора, его позе и образе отражается семейная трагедия.

    Проходим с куратором к необычному коллажу из четырёх фотографий Алексея Романова, на одной из которых наследник стоит к зрителю спиной.

    – Это очень редкий кадр – цесаревич сзади. Его обычно снимали в профиль. Создаётся такая аналогия с заключённым перед расстрелом. Фотография была сделана за пять лет до расстрела семьи. Есть ещё один любопытный снимок, – продолжил он, указывая на снимок Николая II на байдарке. – Мы привыкли видеть императора на престоле или в качестве военачальника, а здесь он представлен в образе спортсмена, например, на байдарке. Он очень любил этот вид спорта, и вместе со своей свитой плавал в финских шхерах на яхте "Штандарт".

    Мы приблизились к фотографии, рамка которой была окружена различными автографами.

    – В коллекции есть снимки, связанные с Первой Мировой войной. Многие, наверное, знают, что императрица Александра Фёдоровна и её старшие дочери были сёстрами милосердия и работали в госпиталях во время Первой Мировой войны. Эта фотография является историческим источником, поскольку хранит подписи работников госпиталя и раненых, которые излечились благодаря царским особам.

    Евгений показал и одну из самых таинственных работ, авторство которой специалисты не установили до сих пор:

    – Николай постоянно писал в своём дневнике, что они всей семьёй увлекались фотографией, и одним из их любимых времяпрепровождений было разрезать снимки и расклеивать их по альбомам. У нас есть такой акварельный рисунок Александры Фёдоровны, на который наклеены две любительские фотографии царских детей: 4 девочки и Анастасия с Алексеем. С большой долей вероятности можно сказать, что делал фото кто-то из царских особ. Сама Александра Фёдоровна могла наклеить снятые ею же фотографии детей, но поскольку мы не знаем этого документально, то лишь указываем "неизвестный фотограф".

    ФАКТЫ:
     
    В одном из залов представлен портрет Алексея Романова, в который вмонтирована небольшая прядь его волос. Её сохранил Николай Соколов, расследовавший дело об убийстве царской семьи. После его смерти прядь попала в Музей памяти императора Николая II, а в 1947 году – в Исторический музей. В 2015–2017 годах генетическая экспертиза показала, что с большой вероятностью эта прядь принадлежала Алексею.

     
    По теме
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга