Как на «Ленфильме» снимали «Улицы разбитых фонарей»

Фото: cdn.spbdnevnik.ru
В 1990-е годы «Ленфильм» представлял печальное зрелище. Фильмы не снимались, помещения сдавали в аренду, режиссеры и актеры слонялись без дела и заработка. Именно в эти тяжелые для российского кино времена зародился один из самых популярных телесериалов Фото: Архив

НИКОМУ НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР 

Продюсер Александр Капица вместе с режиссером Александром Рогожкиным начали экранизировать произведения писателя-новичка Кивинова. Тогда мало кто знал, что под этим псевдонимом скрывается Андрей Пименов, работавший в отделе по раскрытию умышленных убийств Кировского РУВД Санкт-Петербурга.

Тогда следователь Пименов и не помышлял о славе. Милицейские будни постоянно подкидывали сюжеты, и в свободное от работы время он написал свою первую повесть «Кошмар на улице Стачек», а прототипами героев стали его коллеги. Повесть прочитал знакомый журналист, сказал, что в рядах милиции появился новый «Ильф и Петров» и отнёс в издательство.

Повести стали основой первого сезона сериала. В дальнейшем Кивинов стал автором сценариев для сериала «Убойная сила».

ПРОТОТИПОВ ИСКАЛИ В МИЛИЦИИ 

Первый пилотный выпуск «Улиц разбитых фонарей» снял Александр Рогожкин. Это случилось сразу после выхода знаменитой комедии «Особенности национальной охоты». Помимо Рогожкина сериал снимали также и другие именитые режиссеры - Владимир Бортко под псевдонимом Ян Худокормов , Виктор Бутурлин, Искандер Хамраев, Дмитрий Светозаров, Виталий Аксенов.

«В российском кино денег в ту пору не было совсем. Поэтому когда мы снимали, экономили на всем. Техническая основа первых серий была кошмарной. Вместо профессиональной техники использовали обычные видеокамеры – такие же, на которые в то время граждане снимали семейные праздники и свои путешествия. Для экономии на логистики все съемки производились рядом с «Ленфильмом»... Никто не ждал, что сериал «выстрелит», поэтому когда пришел успех – все были ошеломлены», - рассказал Александр Рогожкин.


Фото: Архив

Актеры на съемки приходили в своей одежде. Интерьеры снимали на квартирах знакомых, погони устраивали на своих машинах. Возможно, именно постоянное стремление к экономии дала эффект подлинности происходящего, который и понравился зрителю.

Александр Рогожкин сделал, пожалуй, самое главное для сериала – отобрал актеров на главные роли. Перед кастингом продюсеры сериала отправились в Кировское РУВД к автору повести и прототипам героев будущего сериала. Там и были подобраны типажи: Дукалис, Ларин, Волков, Казанцев, Соловец, Петренко и Абдулова. Образ капитана Ларина был списан с самого Пименова, а многие события взяты из жизни автора.

На главные роли взяли актеров, еще не очень известных: Александр Лыков, Алексей Нилов, Сергей Селин, Анастасия Мельникова, Михаил Трухин и Юрий Кузнецов. Алексея Нилова на роль Ларина выбрал продюсер Александр Капица. Актеры часто наведывались в РУВД, чтобы понаблюдать за работой своих.

Фото: Архив

СЕМЬ ДНЕЙ 

Александр Капица – гениальный продюсер. Поднять такой проект в период абсолютно безденежья – сродни подвигу. Именно Капица вывел формулу съемок сериала, которой пользуются сегодня многие. Первую серию снимали два месяца. Но в дальнейшем путем проб и ошибок высчитали, что для одной серии в среднем достаточно семь дней.

Самым главным в сериале – стала смена творческой группы. Актеры оставались одни и те же. Но чтобы серии отличались темпом, стилистикой, жанром приглашали разных режиссеров. Влад Фурман с теплотой вспоминает съемки своей части – 5 сезона. Он еще успел зацепить старую команду, но при нем ввели новых актеров: Евгения Дятлова, Оскара Кучеру и других.

«Газеты писали, что менты рассорились. Мне было смешно. Ведь в то время, когда сериал хоронили, я спокойно снимал новые сюжеты. Всего я снял 8 серий. Мне принадлежит и одна из самых психологических серий – «Пограничные обстоятельства». Кстати, на нее ушло всего шесть дней… Каждый режиссер приносил что-то свое. Я, например, любил использовать театральных актеров, Бортко писал режиссерские сценарии, кто-то уходил в триллер, кто-то в комедию. Это было настоящее кино. Сериал получался особенным и разнообразным. Александр Капица был прекрасным продюсером. И честным. Он говорил: «Я лучше не дачу построю, а кино сниму»», - рассказал Влад Фурман.

Фото: Архив

ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ 

Сериал «Улицы разбитых фонарей» вышел на телеэкраны 20 лет назад. Успеху очень помог генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. Он усмотрел потенциал сериала, выкупил его у тогдашнего ТНТ, и запустил на 1-м канале.

Серия «Дело чести» считалась долгое время эталонной в «Улицах разбитых фонарей» и даже выдвигалась на «ТЭФИ». Это первая работа молодого оператора Андрея Жегалова, который потом получил много премий за фильм Остров» и за другие работы. Для молодых режиссеров и авторов сценария Юрия Фетинга и Андрея Кравчука это тоже был дебют в кино.

«Мой учитель Алексей Юрьевич Герман был хорошо знаком с продюсером «Фонарей» Александром Петровичем Капицей. Он и порекомендовал дать нам с Андреем попробовать свои силы. Мы несколько дней просидели в милицейском участке у знакомых оперативников. Выпили невероятное количество водки, и я кривым почерком записал кучу сюжетов. Из них и родился сценарий. А во время съемок на площадке был сухой закон. Хотя в последний день… Интересно, что многие актеры сериала не успевают читать сценарий целиком, поэтому только на озвучании, смотря на себя на экране, они стали понимать, что это смешно. Юрий Александрович Кузнецов так смеялся, что никак не мог попасть в свой синхрон. Кстати, благодаря «Делу чести» мы с Андреем нашли актеров и оператора для нашего дебютного полнометражного фильма «Рождественская мистерия».

«Улицы разбитых фонарей» завоевали множество наград. Это и специальные награды от органов внутренних дел России, в том числе, премии МВД и Ассоциации юристов и адвокатов России, а также профессиональные премии Академии российского телевидения «ТЭФИ» в номинациях «Лучший проект года» и «Лучшая художественно-постановочная группа». Сценарист Андрей Кивинов попал в Книгу рекордов Санкт-Петербурга как создатель литературной основы самого долгого сериала в истории отечественного телевидения.

«Когда я снимал, многие говорили, что менты не такие. Тогда бытовало мнение, что милиционеры продажны и не лучше бандитов. На это мы отвечали просто: «мы хотим, чтобы менты были такими, как в нашем кино». Мы верили, что наш сериал изменит чью-то жизнь к лучшему, и это было так», - говорит Влад Фурман.

Факт: Андрею Кивинову не очень нравилось, что персонаж Лыкова в сериале не очень похож на следователя – черная шапка, косичка, шарф. Но после первого сезона многие служители закона начали стараться походить на бравого «Казанову».

Фото: Кадр из фильма Агрегатор новостей 24СМИ Анатолий Аграфенин
 
По теме
 
Юрий Грымов назвал современное кино «фастфудом» - Петербургский дневник Режиссер отметил, что в российских фильмах нет индивидуальности Фото: Википедия Режиссер Юрий Грымов рассказал изданию « АиФ-Петербург », почему он доверяет больше театру, и почему недоволен российским кино.
01.11.2018
В Петербурге снимут шпинский сериал - Moika78.Ru Актер Алексей Парасевич. Фото: vk.com Улицы Петербурга превратятся в съемочную площадку нового шпионского боевика под названием "Варяг".
24.10.2018
 
В Петербурге загорелся Северный завод - Петербургский дневник Пламя тушили 23 спасателя Фото: https://vk.com/spb_today Сегодня днем очевидцы сообщили о пожаре на территории Ленинградского северного завода.
17.11.2018 Петербургский дневник
Корреспонденты «Комсомолки» разбирались, зачем нам такие мигранты [инфографика] Александр РОГОЗА Семен ЕЛЕНИН Николай Греку, Раду Кэлугэрян, Влад Мокану, Ион Крихан, Сергей Ончу и еще полдюжины фамилий.
17.11.2018 Комсомольская правда
Он прошелся по натянутому тросу между домами Фото: Евгения Чиркова Сегодня днем в Выборгском районе мужчина прошел по растянутому на большой высоте тросу.
17.11.2018 Петербургский дневник
IMG_0263.JPG - Комитет по культуре СПб Сегодня, 16 ноября 2018 года, на Деловой площадке VII Санкт-Петербургского международного форума состоялось подписание соглашений о сотрудничестве в рамках Международного культурно-просветительского проекта «Русские сезоны»,
16.11.2018 Комитет по культуре СПб
Валерий Гергиев: «Трудно только первые 70 лет» - Петербургский дневник В Петербурге состоялось гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума Фото: https://tvkultura.ru «Масштабно!» – сказал, покидая Мариинский театр,
17.11.2018 Петербургский дневник
Сегодня вечером в Александринском театре состоится торжественная церемония вручения Европейской театральной премии Фото: Петербургский дневник Вручение Европейской театральной премии - это уникальное событие,
17.11.2018 Петербургский дневник
Следующий год в нашей стране объявлен Годом театра Фото: Пресс-служба Кремля Президент РФ Владимир Путин приветствовал VII Санкт-Петербургский Международный культурный форум,
17.11.2018 Петербургский дневник
На церемонии выступил Вячеслав Макаров В воскресенье, 17 ноября, в Легкоатлетическом манеже на Крестовском острове стартовал фестиваль «Всероссийский день самбо», посвященный 80-летию этого вида единоборств.
17.11.2018 Петербургский дневник
Награду вручал министр культуры Владимир Мединский - Петербургский дневник Вручение награды прошло у рамках Международного культурного форума Фото: vk.com/spbicf Министр культуры Владимир Мединский вручил в четверг в Петербурге премию пятой общенациональной акции «Меценат года».
16.11.2018 Петербургский дневник
Менеджера «Райффайзенбанка» отправили под домашний арест по делу о мошенничестве - Moika78.Ru Менеджер банка отправлен под домашний арест в Петербурге. Фото: pixabay.com В Петербурге Василеостровский районный суд принял решение отправить под домашний арест Сергея Проскурина,
17.11.2018 Moika78.Ru
Пламя тушили 23 спасателя Фото: https://vk.com/spb_today Сегодня днем очевидцы сообщили о пожаре на территории Ленинградского северного завода.
17.11.2018 Петербургский дневник