Смысл насилия

Смысл насилия
Смысл насилия
Смысл насилия
Смысл насилия
Смысл насилия
Смысл насилия
Фото: aquaviva.ru
Будущий священномученик Валентин Свенцицкий в  1908  году писал: «Церковь признаёт государственную власть и  потому действия её не  считает насилием. Но  тогда надо вскрыть это понятие и  доказать, что красный террор  — насилие, а  белый  — что-то другое». Спустя десять лет, когда «красный террор» из  тактики революционеров превратился в  государственную политику, христианам пришлось заново отвечать на  вопрос, что такое «красный террор» и  в  чем его духовная сущность. Где обещанная свобода?

Вы обещали свободу. Великое благо свобода, если она правильно понимается, как свобода от  зла, не  стесняющая других, не  переходящая в  произвол и  своеволие. Но  такой свободы вы не  дали; во  всяческом потворстве низменным страстям толпы, в  безнаказанности убийств и  грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и  высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это  ли свобода, когда никто без особого разрешения не  может провезти себе пропитание, нанять квартиру, переехать из  города в  город? Это  ли свобода, когда семьи, а  иногда и  населения целых домов выселяются, и  имущество выкидывается на  улицу, и  когда граждане искусственно разделены на  разряды, из  которых некоторые отданы на  голод и  разграбление? Это  ли свобода, когда никто не  может высказать открыто свое мнение без опасения попасть под обвинение в  контрреволюции? Где свобода слова и  печати? Где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровию мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и  государственного обсуждения и  обличения заглушен; печать, кроме узкобольшевистской, задушена совершенно.

Послание  Святейшего Патриарха  Тихона от  7  ноября 1918  года


Враги марксистской культуры

Христианство есть стальная, веками испытанная организация, но  эта организация почила на  лаврах, стала мертвой в  своей неподвижности. Она одряхлела и  забыла себя. Воинствуя с  грехом, она разучилась вести борьбу с  носителями греха. Коммунизм  — сила сравнительно свежая, но  в  борьбе неиспытанная. Коммунисты, владея штыками, брали смелостью, нахальством, угрозами.  Их было мало, но  массы, забыв давние свои традиции, стали отступать вместо наступления. Тем  хуже стало положение тех пастырей, которые ушли с  передовых своих  постов. Они пострадали в  разной степени, начиная с  изгнания и  кончая расстрелами, но  совсем не  сообразно своей вине, а  случайно…  Большевизм физически уничтожает капиталиста, домовладельца, землевладельца, кулака, фабриканта, заводчика, купца  и  всякого зажиточного человека, предварительно обобрав их до  ниточки; уничтожает  физически князя, графа, духовенство, — по  линии сословий, обобрав их  до  последней рубашки; физически уничтожает идеалистически настроенного профессора, педагога, инженера,  адвоката и  пр<очих>, если они сопротивляются коммунизму как системе подлинно  материалистической. Так как проводником (при этом бескорыстным) христианской культуры в  современных условиях, её единственным защитником и  вдохновителем является главным образом  духовенство всех христианских исповеданий, которому помогает идеалистически мыслящая конфессиональная и  внеконфессиональная профессура, то  они подлежат давлению от  большевиков как главные  враги марксистской культуры.

Архимандрит Феодосий (Алмазов). Мои воспоминания


Священник в  тюрьме

Мне все… доверяли свои страхи и  опасения; ко  мне прибегали советоваться и  искать уверения, что ничего страшного нет и  не  будет или, по  крайней мере, нас не  касается. Моя койка, удобно скрытая от  любопытных глаз в  углу камеры, была местом, куда притекали все унывающие, скучающие, испуганные и  просто вопросами веры интересующиеся. Едва  ли не  каждый день у  меня кто-либо сидел или со  мной разговаривал; приходили даже из  других камер.

Поистине, Бог  премудро всё творит и, когда вздумает кого наказать  — отнимет  разум. Большевики первым делом в  свое владычествование на  Руси позакрывали  так называемые домовые церкви, изгнали из  учреждений духовенство, — в  том числе и  из  тюрем. Но  если где взывают к  Богу и  требуют от  Него помощи и  утешения, так именно  в  тюрьмах, и  тем более в  то  кошмарное от  красного  террора время. Священник в  тюрьме для всех друг, близкий человек,  утешитель и  советник, к  которому удобно нестеснительно подойти и  не  опасно со  всей искренностью открыть душевную боль.

Изгнали нас большевики из  тюрем в  одну дверь, впустили в  другую. Пусть эта дверь  была дверью тюремного заключения, и  священник входил в  нее в  положении арестанта. Это было даже тем лучше: он не  отделялся  от  других и  не  возвышался над прочими, а  был таким  же арестованным; он там был не  отправляющим свое пастырствование по  исполнению формальных обязанностей, а  равноправным со  всеми, бесправным, гонимым и  преследуемым; он, страдающий наряду с  другими, поистине мог лучше сострадать  другим.

Протоиерей Михаил Чельцов. Воспоминания «смертника» о  пережитом


Государственная правда?

Когда началась междоусобная борьба почти по  всей стране, народ мог много раз проверить себя: куда идти, за  кем? То  красные, то  белые, то  петлюровцы, то  анархисты махновцы, то  чехи, греки, французы, то  эсеры, то  кадеты, то  монархисты; то  опять красные, опять белые и  еще раз красные, — всё это народ пережил… В  Екатеринославе, например, власть переменялась последовательно восемнадцать раз! И  народ всё  же остановился на  большевистской партии как своей. В  России говорили тогда: плоха власть, да  наша. А  власть эта не  только гладила народ по  головке всякими обещаниями и  науками, а  вскоре взяла его в  ежовые рукавицы и  переработку. Часто обвиняют большевиков в  терроризме. Но  в  этом не  только их сила, но  и  государственная правда. Только настоящая власть без страха употребляет где нужно силу, до  смертной казни включительно. И  народ несмотря на  это  — а  я  скажу, наоборот, именно поэтому!  — еще решительнее прислонился к  советской власти. И  прислонился государственно сознательно по  причине своего того  же здорового мужицкого смысла.

Митрополит Вениамин (Федченков). На  рубеже двух эпох


Почему погибли новомученики?

Народ наш совершил грех… А  грех требует искупления и  покаяния. А  для искупления прегрешений народа и  для побуждения его к  покаянию всегда требуется жертва. А  в  жертву всегда избирается лучшее, а  не  худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита [речь о  митрополите Киевском Владимире, но  эту логику можно распространить на  любого мученика]. Чистый и  честный, церковно-настроенный, праведный, смиренный митрополит Владимир в  мученическом подвиге сразу вырос в  глазах верующих. Мученичество его станет ведомо теперь всему нашему народу.

И смерть его, такая, как вся его жизнь, без позы и  фразы… будет искупляющим страданием, призывом и  возбудителем к  покаянию, о  котором теперь так много-много говорят и  которого, к  сожалению, еще не  видно в  русском обществе… Смерть человека, менее всего причастного к  прегрешениям этого образованного общества, столь много и  тяжко, и  долго грешившего против народа, развязывающего в  нем зверя и  подавляющего человека и  христианина, — эта смерть есть воистину жертва за  грех. Бог творит свое дело. Он не  карает, а  спасает, призывая к  покаянию. Если  бы только карал, то  погибли  бы убийцы, а  не  убитый митрополит.

Протоиерей Иоанн Восторгов. Речь  памяти митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) от  28  февраля 1918  года


Убивающие душу

И разгром церквей, и  конфискация жалких церковных имуществ, и  даже убийство некоторых представителей духовенства до  митрополита включительно, — всё это не  должно повергать нас в  отчаяние. Церковь видала и  не  такие гонения и  мучения. Христос предсказал мучения и  обещал их Своим апостолам, а  через них и  вам, последователям Своим. Страдания «правды ради» есть самая суть христианства, самая цель его на  земле: через мученичество доходить до  блаженства. На  костях мучеников создалась вера в  лучшую жизнь, и  эта вера  — есть истинный храм Церкви. Есть  ли этот храм в  сердцах наших? Если есть, его нельзя разгромить и  разграбить его имущество. Вот отчаяние, если его нет! Можно было  бы примириться с  большевиками, пока они разрушают материальные наши храмы: если народ захочет, отстроят их снова. Но  зато глубокое горе: от  имени народа большевики пытаются разрушить внутренний храм веры в  нас, внутреннее уважение к  заветам Христа и  к  Евангелию, возвещенному людям.

Михаил Меньшиков.  Дневник 1918  года

Журнал: № 9 (сентябрь) 2018 Страницы: 26-27
 
По теме
Сергей Степашин поздравил с днем рождения члена Совета ИППО иерея Димитрия Сафонова - ИППО 29 марта день рождения отмечает клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине в Москве, доцент кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета,
ИППО
Генеральный консул Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге Назари Хомиджон Темур - Фонтанка Генеральный консул Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге Назари Хомиджон Темур рассказал «Фонтанке» о том, как его соотечественники переживают последствия теракта.
Фонтанка
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга