В Шереметьевском дворце вернули моду народу

В Шереметьевском дворце вернули моду народу | Полосатую блузу от Надежды Ламановой называли «геометрической симфонией». ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Фото: spbvedomosti.ru

Полосатую блузу от Надежды Ламановой называли «геометрической симфонией». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Полыхающий на фасаде Шереметевского дворца, филиала Театрального музея, лозунг «Мода - народу!» виден уже с набережной реки Фонтанки.

Открывшаяся здесь выставка рассказывает о моде эпохи конструктивизма и о «великой советской мечте» - романтических попытках художников создать новый быт нового человека. Как мы знаем теперь, мечта так и осталась мечтою. Но энергия русского авангарда не выдохлась до сих пор.

В этом можно убедиться на выставке, глядя на модели одежды, придуманные Надеждой Ламановой и «амазонками авангарда» Варварой Степановой и Любовью Поповой для советской женщины. В глаза бросается обилие актуальной в этом сезоне полоски, которую любили дизайнеры 1920-х годов. Многие модели вообще выглядят так, будто только что сошли с подиума. Удобно, красиво, модно. Бери и носи.

Сразу предупреждаю: подлинников на этой выставке почти нет. В основе - реконструкции, выполненные современными дизайнерами по сохранившимся фотографиям, журналам (например, по знаменитому журналу «Ателье», вышедшему в 1923 году один-единственный раз, альбому «Искусство в быту»), эскизам, фотографиям и коллажам Александра Родченко.

Как рассказала куратор выставки Наталья Козлова, все началось с проекта «Гений в юбке», посвященного 155-летию со дня рождения Надежды Ламановой.

- Готовя два года назад эту выставку, я написала в Интернете обращение к дизайнерам, - рассказала Наталья Козлова. - И не ожидала такого отклика. Дизайнеры со всей страны с энтузиазмом приняли участие в реконструкции моделей Надежды Ламановой.

Некоторые из этих работ можно видеть и на этой выставке. Надежда Ламанова, бывшая до революции самым знаменитым модельером России, поставщиком императорского двора, после революции перековалась. Выполненные ею (в соавторстве с Верой Мухиной) в русском стиле платья, дополненные бусами из хлебного мякиша, получили в 1925 году «Гран-при» на Международной выставке в Париже.

Вещей от Ламановой сохранилось совсем немного. Лучшая коллекция - в Эрмитаже: 14 платьев, принадлежавших императрицам. От ее творчества революционного периода осталось и того меньше. Одно платье хранится в Музее  Москвы. Когда-то оно принадлежало актрисе Алисе Коонен. Сшитое из алого шелкового шифона, декорированное вышивкой пайетками, оно очень хрупкое, на выставки его не дают. Мы видим сейчас в Шереметевском реконструкцию, выполненную весьма искусно. Так, вырез горловины, проймы, подол отделаны вручную.

Можно увидеть и модели в народном стиле, которые так восхитили когда-то парижан. Это предоставленные коллекционерами платья прямого покроя, отделанные фрагментами старинных вышитых полотенец, кружевной тесьмой.

Эффектная блуза в броскую полоску - пожалуй, одна из самых известных моделей Надежды Ламановой 1920-х годов. Она простая, при этом скроена очень искусно: полоска идет вдоль, поперек, по диагонали, создавая особый ритм. Реконструкторы назвали блузу «геометрической симфонией».

На фотографии эту вещь демонстрирует актриса немого кино Александра Хохлова. «Некрасивая красавица», очень высокая, худая, с копной рыжих волос, она была музой художников-конструктивистов. Рядом - ее фото в пальто, выполненном Ламановой в стиле коренных народов Севера, отделанном мехом песца и орнаментом. Хохлова позирует артистично, в движении, полном энергии, передавая суть нового стиля.

Сразу бросается в глаза так называемое платье-бутон от Веры Мухиной. Действительно, бутон-юбка напоминает лепестки тюльпана. Воссоздано платье по единственной картинке, опубликованной в единственном же номере журнала «Ателье». Сложность заключалась в том, что Мухина изобразила платье только со спины. Потому «лицо» пришлось воссоздавать интуитивно.

Есть на выставке и реконструкции моделей Любови Поповой и Варвары Степановой. Они еще в 1923 году откликнулись на просьбу 1-й Ситценабивной фабрики помочь в разработке новых орнаментов. Так появились ткани с принтами из серпов и молотов, тракторов, шестеренок, фрагментов гидроэлектростанций. «Побольше ситчика моим комсомолкам!» - призывал Маяковский. Ситчика вроде бы выпускалось много, но все равно не хватало, ткани были в дефиците. Платья и платки с пролетарскими рисунками могли позволить себе лишь избранные. Например, такие дамы, как Лиля Брик, муза Маяковского. Подобно Хохловой, она тоже была популярной в то время фотомоделью. Ее часто снимал Александр Родченко для журналов и рекламных плакатов. На одном из снимков она запечатлена рядом со своей сестрой Эльзой Триоле. Обе - в нарядах русского стиля от Ламановой. Рядом - реконструкция платья (того, что надето на Триоле).

Маяковский высмеивал «мещан» из новой партийной элиты, которые сделали из революционной символики моду. В своем стихотворении «О дряни» он пишет от лица некой мещанки Нади: «И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!».

Надо сказать, что эти рисунки не прижились. Вскоре женщины вернулись к старым добрым цветочкам. И вообще советская мода эпохи конструктивизма - с ее обращением к народному костюму, прозодеждой (производственной, или, проще говоря, рабочей одеждой), спортивными костюмами - блеснула ярко, но быстро сошла со сцены.

Советскому государству было не до моды. Однако ее энергия оказалась настолько сильной, что оказывает влияние на дизайн одежды и сегодня, 100 лет спустя. Собственно говоря, мы сегодня одеваемся во многом так, как предрекали в 1920-е годы амазонки авангарда и создательницы концепции «производственной моды». 

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком   «И мне с эмблемами платья!» .

  •  
    По теме
    Приглашаем жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области на День социально-правовой информации «Права и обязанности садоводов» .
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
    Администрация г. Санкт-Петербурга