Оркестр «Северная симфония»: разрушая стереотипы

Оркестр «Северная симфония»: разрушая стереотипы | ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора.

Автором идеи и режиссером выступил дирижер Владимир Беглецов, заслуженный артист России, директор Хорового училища им. М. И. Глинки, художественный руководитель Концертного хора Санкт-Петербурга и хора мальчиков Хорового училища, которые и станут участниками действа в сопровождении оркестра «Северная симфония». Маэстро  рассказал музыковеду Владимиру Дудину о том, как важно вслушиваться в «хорошо знакомого Чайковского» и как дальше жить лучшему хоровому коллективу нашего города, оставшемуся без дома.

- Слушателю на вашем гала-концерте предстоит пересмотреть свое отношение к мифам о всенародно любимом композиторе?

- Прежде всего мы разрушим стереотип отношения к гала-концерту. От традиционного представления о формате гала у нас останется только финал оперы «Иоланта» - последней оперы Чайковского, которая завершается счастливо в отличие от многих других. А «многие другие» будут представлены у нас не самыми радужными фрагментами. Оперные эпизоды перемежаются хоровыми номерами, а также эпизодами из балета «Щелкунчик», сцена сражения в котором представляет музыку довольно мрачную. Да и «Щелкунчик» Гофмана - сказка без счастливого конца. Поскольку существует такая памятная дата, как 125 лет со дня смерти композитора, мне хотелось, чтобы драматургию концерта составила музыка не мрачная, но соответствующая и дате, и в какой-то степени сути творчества композитора, прожившего трагическую жизнь. Вряд ли можно назвать его счастливым человеком.

- Взгляд на творчество Чайковского как трагического художника был присущ вам всегда или к этому вас подтолкнули новые опубликованные исследования о нем?

- Очень многое открыла мне работа над циклом «16 песен для детей старшего возраста», который мы исполняли с хором мальчиков Хорового училища в сопровождении пианиста Алексея Гориболя и записали на «Мелодии». Особый эмоционально-смысловой настрой песен вызвал у меня вопрос: а для детей ли этот цикл написан? Среди текстов его песен встречаются очень печальные. Например, в песенке «Мой Лизочек» есть такие слова: «чтоб наткать себе холстины пауку из паутины заказал, заказал». А что такое холстина? Это же саван... Не очень хорошо мы знаем Чайковского даже самого известного. А вступление к знаменитому ариозо Лизы у Зимней канавки «Ах, истомилась, устала я» в «Пиковой даме» начинается один в один с мелодией песни «Легенда» - «Был у Христа-младенца сад». Песенка для детей и ариозо Лизы перед самоубийством - меня это очень сильно поразило, и я подумал, что можно поставить очень интересную историю.

- В вас проснулись режиссерские амбиции? Возможно, вас вдохновил и опыт постановок двух опер Чайковского Юрием Темиркановым в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова?

- Дело не столько в амбициях, сколько в напоминании публике о том, чем наш хор успешно занимался в Смольном соборе, пока мы его не лишились. В наших оперных проектах там было немало новаторства. Мы работали с талантливой, очень увлеченной художницей, создававшей нам великолепные видеоинсталляции. В Смольном соборе мы смогли побороть акустику, устанавливая специальные щиты, экраны, свет, работали со звуком. При этом солисты были одеты в обычные концертные костюмы, но при таком оформлении атмосфера была невероятная, было очень интересно. В этом заключалась моя если не самоцель, то тенденция избежать больших затрат при создании проектов. Начинали мы с «Алеко» Рахманинова. Концертный хор Смольного собора своими силами смог исполнить три главные оперы Чайковского - «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту». В Большом зале Филармонии не будет такого оформления. Нам помогут белые ночи своим естественным светом: погода за окном в это время года очень влияет на восприятие.

- Вы упомянули «детей старшего возраста», говоря о цикле шестнадцати песен. Насколько современные дети чувствительны и способны к сопереживанию?

- Когда я вернулся в Хоровое училище на пост директора, был поражен, как изменилось время. За семь лет моего отсутствия в училище в мире произошло столько всего в области технологий. Детей стало очень сложно увлечь, оттащить от гаджетов. Малейшая секунда - и тут же возникает вопрос: «Где вай-фай?». О чем с ними говорить? Но я стал делать то, что умею, - нагружать ребят сложными программами, чтобы все время у них было поглощено творческим процессом. Детская моторика заключается в том, что если дети что-то выучивают, то навсегда. А они, начиная с четвертого класса, навсегда узнают «Страсти по Иоанну» и Высокую мессу Баха, кантату «Кармина бурана» Орфа, литургии Чайковского и Рахманинова, «Всенощное бдение» Рахманинова. Список можно продолжать. Начиная с этого времени дети становятся носителями высоких идей культуры. Я им говорю: «Вы уже столько всего можете прочесть наизусть. Можете в метро подойти к понравившейся девушке и исполнить ей отрывок из хоров Калинникова на стихи Пушкина. Поэтому зачем вам ковыряться в ваших гаджетах, когда мимо пролетает красота - то, ради чего нужно существовать»...

- Проект «Чайковский-гала», возможно, даст старт следующим монографическим концертам-исследованиям?

- Есть много идей, но есть и масса препятствий. У Концертного хора Санкт-Петербурга нет своей постоянной базы и площадки. Мы выступаем в двух соборах - Исаакиевском и Спасе-на-крови, но это не те концертные площадки, где можно исполнять любую музыку.

- Хоры Шостаковича, которые мне довелось услышать в Спасе-на-крови, в вашем исполнении обрели невероятное акустическое пространство!

- Потому что мне удалось доказать, что хоры Шостаковича - это духовная музыка, советская религия, если хотите, литургия. Они построены по законам жанра. Наш хор приглашают на все официальные мероприятия, но никто не предлагает никакой репетиционной базы, полное молчание. Вместо Смольного нам, конечно, выделили здание на Думской улице. Но после декларации намерений наступило полное молчание: все повисло. В сложившейся ситуации я увидел один плюс: благодаря изгнанию из Смольного собора мы поменяли имя - Концертный хор Санкт-Петербурга, которое в полной мере соответствует тому, чем мы являемся.

Материал был опубликован в газете под №106 (6215) от 18.06.2018 под заголовком «Хором за Чайковского».

  • Владимир Дудин
  •  
    По теме
    У Концертного хора Санкт-Петербурга — бывшего Хора Смольного собора под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова пока нет своего репетиционного помещения и собственной концертной площадки,
    Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях к этому часу.
    ТК Санкт-Петербург
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга