«Дворцы Санкт-Петербурга» сверкнули барочным кринолином

«Дворцы Санкт-Петербурга» сверкнули барочным кринолином | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Двадцать шестой международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» завершился в Тронном зале Екатерининского дворца концертом, в котором приняли участие солисты Мариинского театра сопрано Елена Стихина, тенор Ованес Айвазян, пианист Кшиштоф Яблонский и оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова.

На протяжении многих лет с момента создания фестиваля за этот истинно петербургский форум музыкального искусства отвечали фасады и интерьеры многочисленных дворцов, которые под любыми соусами принимали разные жанры, исключая скучные. Дворцовая эстетика негласно обязывала организаторов и исполнителей придерживаться определенного формата и этикета, требуя если и не развлечения «по высшему разряду», но все же музыки явно не авангардной. Фестиваль с первых же лет полюбился петербуржцам, обожающим свое архитектурное наследие, которое в первый месяц лета становится местом обязательного паломничества, а иногда и ревизии на предмет вновь отреставрированных залов.

Опера на этом фестивале всегда занимала царское положение. И в этом году программа открылась концертом двух зарубежных звезд - американских сопрано Николь Кабэль и тенора Стивена Костелло, представивших в сопровождении оркестра «Таврический» под управлением Константина Орбеляна программу от Моцарта до Бернстайна и Гершвина. Оба солиста уже приезжали в Петербург по приглашению этого фестиваля и оставили по себе ярчайшие впечатления. Богатый спектр лирики Кабэль в этот раз дополнился голосом высочайшей пробы - лирического тенора Костелло.

Но, пожалуй, самым неожиданным и сенсационным для этого фестиваля стало дебютное выступление немецкой барочной дивы Симоне Кермес в Михайловском замке. Певица с энтузиазмом восприняла своего нового партнера - ансамбль старинной музыки Barocco Concertato. Российские меломаны хорошо знали ее имя прежде всего по серии дисков, представлявших Кермес не хуже, чем легендарную итальянку Чечилию Бартоли. Каждый CD-релиз, посвященный музыке разных композиторов эпохи барокко, облекался в эффектные дизайнерские обложки и фотосессии. Симоне успела посотрудничать в Перми с Теодором Курентзисом, результатом стало ее участие в партии Графини в записи оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта и Дидоны в «Дидоне и Энее» Перселла, вышедших на разных лейблах.

Симоне Кермес ворвалась в чопорно-жеманный мир любителей старинной музыки кометой, отчего ее не замедлили прозвать «безумной королевой барокко» . Ее безумие заключалось не только в зашкаливающих скоростях исполнения, но, главным образом, в манере держаться на сцене - не просто пританцовывать, а подчас вести себя едва ли не как рок-звезда. Ее подвиги запечатлевались на видео, их сегодня можно найти в Интернете. И костюмы она подбирала соответствующие, главным атрибутом был словно бы лишенный невинности, бесстыдно открытый кринолин, приглашающий так же отважно «открыть для себя мир безграничных возможностей барокко».

И судя по горячим аплодисментам, петербургская публика оценила эти безумства сполна, под конец концерта слушатели щедро благодарили певицу стоя. Был и особый повод: Кермес исполнила не только два барочных биса, но и ошеломившую всех песню «Скажи мне, где цветы» из репертуара Марлен Дитрих.

Наряду с опусами, ставшими хрестоматийными, Симоне привезла в Петербург шедевры менее известные. После увертюры к «Альцине» Генделя уместно вписалась ария Армиды «Ужасные фурии» из «Ринальдо» Генделя. Немецкая дива с вулканическим темпераментом, казалось, была готова пробить своим каблучком хлипкую импровизированную сцену в зале Михайловского замка. Правильно установленным контрастом стала медленная ария Клеопатры Piangero la sorte miа («Пока жива моя душа») из «Юлия Цезаря». А во втором отделении как из рога изобилия посыпались портретные арии из опер «Олимпиада» и «Фарнак» Вивальди, «Олимпиады» Перголези и «Вириата» Хассе.

Ансамбль певицы и нового для нее коллектива инструменталистов под руководством Сергея Фильченко (замещавшего Марию Крестинскую, оказавшуюся на гастролях) рождался на глазах. Поначалу в некоторых муках, поскольку плохая акустика вкупе с высокой влажностью и духотой не позволяли исполнителям «склеиться», оркестровая ткань расползалась. Но русское упорство не позволило музыкантам отчаяться, и с каждым новым номером куража и искусства становилось все больше. Арию Ациса Alto Giove из «Полифема» Порпоры многие узнали благодаря выступлениям Юлии Лежневой. Но ария Оттона Dopo in un,orrida procella из «Гризельды» Вивальди и особенно ария Арминио Empi, se mai disciolgo из «Германика в Германии» Порпоры предстали абсолютными новинками, несмотря на то что каждой из них более трехсот лет.

Исполнительская манера Симоне фокусировала коды разных социальных слоев - от профанов до экспертов, но доминировали в ней очень демократичные сигналы. Певица не стеснялась поставить на первый план свою радость постижения чувственной природы барочных мелодий, ритмов, текстов. Кермес была готова и поболтать с публикой, демонстрируя нехитрые познания в русском языке. Их, впрочем, хватило для того, чтобы признаться: «Я - Калашников», имея в виду пулеметную виртуозность исполнительницы. Ее торопливость сказывалась порой на чистоте интонаций и ровности держания тона. Но для продвижения мира барокко, когда-то могучего, а сегодня призрачного и хрупкого, не может быть неподходящих средств: все хороши. И Симоне Кермес со своей миссией великолепно справляется. 

Материал был опубликован в газете под № 118 (6227) от 04.07.2018 под заголовком  «Барочный кринолин».

  • Владимир Дудин
  •  
    По теме
    9 июля в 13:00 в Городском пресс-центре Чемпионата мира по футболу 2018 (Невский проспект, д. 70) состоится пресс-конференция, посвященная Санкт-Петербургскому Международному фестивалю «Опера – всем».
    В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
    С.-Петербургские ведомости