Радуга из маскарадов

Фото: РИА Новости. Портрет Е. К. Сомовой и портрет Мефодия Лукьянова на выставке «Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения» в Михайловском замке

Шаловливые маркизы и озорные арлекины, портреты, фарфор, графика — все эти работы Константина Сомова собраны в экспозиции Русского музея, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника. Персональной выставки мастера не было с 1969-го, хотя Сомова знают, любят и ждут: в Русском музее его работы выставлялись на масштабных выставках «Мир искусства» (1998), «Дягилев. Начало» (2010), а два года назад впечатляющую экспозицию художника в Петербурге подготовила  KGallery. В Михайловском замке представлено 160 произведений мастера из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, музея-квартиры И. И. Бродского и частных коллекций.

– Так получается, что выставки Сомова «случаются» с интервалом в 50 лет, — говорит заведующая сектором рисунка XVIII — начала XX века Русского музея Наталия Соломатина. — Художественная жизнь в России конца XIX — начала XX века развивалась стремительно. — Еще не успели мирискусники получить вескую критику со стороны хранителей традиционных ценностей, таких, как Стасов, и вскоре были сметены авангардистами. И то, что в начале 1900-х казалось смелым, неожиданным, спустя десятилетие стало привычным — не столь революционным.

Зрители на фоне филигранных акварелей Сомова — и ушки собаки, и пряжки туфель, и изгиб нежной ручки прописаны ювелирно — запечатлевают себя на телефон. Сомов — давно признанный мэтр, эстет и певец красоты. А в 1903-м, когда в Петербурге состоялась его первая выставка, критики разбились на лагеря.

Старейшина критического цеха Владимир Стасов клеймил художника, заподозрив в творчестве молодого Сомова нехорошее: эротизм и мизантропическую издевку, а главное — заразу декадентства. Стасову было непросто простить ученику Ильи Репина «насмешку над стариной».

Газета «Новое время» не отставала, изощряясь в издевках над «кривлякой». А вот друг и соратник по «Миру искусства» Александр Бенуа пророчил еще за год до выставки Сомову значительное будущее, высоко ценил коллегу и Лев Бакст.

– Галантный XVIII век воспринимался мирискусниками как прекрасная гармоничная пора, Золотой век, — говорит Наталия Соломатина. — К этой эпохе обращался не только Сомов, но и его коллеги. Сомову интересна повседневная жизнь, наполненная радостями и праздниками, — радости бытия. Он был как художник очень взыскателен к себе, как человек умел ценить красоту бытия, изысканные старинные вещи, комфорт, был всегда элегантен. Сам коллекционировал фарфор — и европейский, и восточный. Красота и элегантность в мелочах — это о нем.

А ведь Сомов, выбрав галантный век маскарадов, париков и эротических  забав, изображал вовсе не золотой век человечества, а мир изящных… кукол.

И его «ретроспективные мечтания» — не возрождение художественных идеалов прошлого времени, а осуждение и ирония. Маркиз и героев комедии дель арте вспоминали многие современники Сомова, но пионер именно он! «Еще во время обучения в мастерской Ильи Репина он показывал на выставках свои первые работы такого рода («После дождя», «Прогулка»)», — напоминает Наталия Соломатина. — И неприятие того же Стасова, который был главой клана художественной критики, было связано с тем, что он увидел что-то необычное, новое, что противоречило привычным художественным установкам. Поэт Михаил Кузмин отмечал театральность восприятия мира у Сомова, смотревшего на мир как на трагический театр. Но в театре тот никогда не работал, в отличие от Сергея Судейкина, который тоже любил куртуазные мотивы и пасторали и называл коллегу «самым утонченным и лучшим человеком в мире».

Обнаженный юноша. На выставке «Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения» в Михайловском замке. Фото: РИА Новости

Михаил Кузмин, зорко всматривавшийся в работы художника, заметил, как тонко переплетены в них цветение и тлен. «Сама природа его беспокойна и почти неестественна: ветер гнет тонкие деревца, радуга неверно и театрально бросает розовый свет на мокрую траву, ночное небо вспорото фейерверком. Фейерверк, радуга, иллюминация — любимые темы Сомова. Маскарад и театр, как символ фальшивости, кукольности человеческих чувств и движений, привлекают часто художника. Ироничность, почти нежная карикатурность любовных его сцен бросается в глаза», — писал он. А гирлянды «похожи на кишочки».

С 1904 года — после выставки в Гамбурге — Сомов становится одним из самых популярных русских художников и в Германии. По мере роста его популярности рос спрос коллекционеров на маркиз, и это сердило художника, хотя он и любил писать маскарады и радуги. Он был тонким и глубоким портретистом, деликатным к любимым людям, но в то же время откровенным и честным по отношению к ним. Он писал Александра Блока, Вячеслава Иванова, Мстислава Добужинского, Евгения Лансере. Их портреты на выставке тому подтверждение.

В лесу. Фрагмент картины на выставке «Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения» в Михайловском замке. Фото: РИА Новости

Сомов полагал, что главная сущность всего — эротизм, и искусство немыслимо без эротической основы — стоит посмотреть на пикантные сценки, пасторали, украденные поцелуи и портреты возлюбленных художника — Мефодия Лукьянова и Бориса Снежковского. Константин Сомов много лет вел дневник, который не без потерь дошел до нас. Большую часть записей 1890–1900-х он уничтожил сам. Остальные хотел сохранить, но опубликовать разрешал не раньше, чем через 60 лет после смерти. Сомовские тетради чудом уцелели, хотя записи подверглись цензуре. Тем не менее и в дошедшем до нас варианте дневник поражает откровенностью. Он писал в 1914-м:

«Женщины на моих картинах томятся, выражение любви на их лицах, грусть или похотливость — отражение меня самого, моей души…

<…> А их ломаные позы, нарочное уродство — насмешка над самим собой и в то же время над противной моему естеству вечной женственностью».

Портрет Евфимии Павловны Носовой на выставке «Константин Сомов. К 150-летию со дня рождения» в Михайловском замке. Фото: РИА Новости

Михаил Кузмин, вздрогнув от мистического «Колдовства» Сомова, полагал, что художник боится смерти, — так притягательно прелестна и отвратительна мертвенно-бледная женщина с жутким зеркалом. «Кто видел раз, тот не забудет», — говорил он об этой работе. Знаменитую «Большую Книгу маркизы» (большую — потому что без купюр) можно пролистать целиком на тачскрине выставки. «Книга маркизы» — дивное издание, которое вышло в Петрограде в 1918-м и стало мечтой коллекционеров. Тексты Сомов подбирал лично, на создание книги ушло 15 лет. На родине художника этот изящный эротический шедевр вышел без купюр благодаря отмене цензуры в 1917 году.

В 1923-м Константин Сомов сопровождал в Нью-Йорк выставку русского искусства — и не вернулся. Эмиграция на долгие годы спрятала Сомова от нашего зрителя. Теперь работы мастера экспонируются в крупнейших музеях страны, и каждая его выставка для самого искушенного глаза — и радуга, и фейерверк, и радость.

 
По теме
 
 
В Русском музее открылась выставка художника Константина Сомова - ГАZЕТА.СПб Выставка картин продлится до 4 ноября. Фото: rusmuseum.ru В Санкт-Петербурге сегодня, 8 августа, открылась выставка картин известного русского живописца Константина Сомова, которую можно посетить в Русском музее.
08.08.2019
Суд обязал банк выплатить штраф в размере 110 тысяч рублей. Фото: pixabay - ГАZЕТА.СПб Суд обязал банк выплатить штраф в размере 110 тысяч рублей. Фото: pixabay Назойливый банк оштрафовали на 110 тысяч за регулярные звонки жителю Петербурга, у которого даже кредита нет.
16.09.2019 ГАZЕТА.СПб
Фото: Илья Кирсанов в суде / Давид Френкель, «Медиазона» Выборгский гарнизонный военный суд приговорил к четырем годам колонии бывшего старшего оперуполномоченного петербургского УФСБ Илью Кирсанова,
16.09.2019 Новая газета в СПб
У Крыма может появиться два названия. Фото Pixabay.com, "Metro" - Metro Петербург Сидоровская Наталья Двойное название должно восстановить историческую справедливость У республики Крым может появиться второе название - у полуострова будет "двойное имя".
16.09.2019 Metro Петербург
17 сентября 2019 года Театру музыкальной комедии исполняется 90 лет. К юбилейной дате коллектив приурочил гала-концерт, в котором перелистает страницы своей творческой биографии.
16.09.2019 Комитет по культуре СПб
Круг Михаила Кузмина. В коммунальную квартиру на Спасскую, уже ставшую улицей Рылеева, Петрова привел друг и сослуживец по Русскому музею — художник Константин Костенко.
16.09.2019 Новая газета в СПб
Егор Москвитин О главных картинах фестивалях 15-го сентября в Канаде завершился 44-й Международный кинофестиваль в Торонто, но на момент публикации его призёры еще неизвестны.
16.09.2019 Metro Петербург
Кубок России 2019: соперник — «Тулица» (Тула) - ВК Ленинградка 17 сентября в 14:00 наша команда начнёт первый официальный матч сезона – в рамках предварительного этапа Кубка России «Ленинградка» сыграет с крепкой «Тулицей».
17.09.2019 ВК Ленинградка
Пятница, тринадцатое, стала счастливой для «Зенита». На «Газпром-арене» для болельщиков устроили множество ужасных развлечений, зато на поле команда пугать своих поклонников не стала и победила тульский «Арсенал» 3:1.
16.09.2019 С.-Петербургские ведомости
Изображение pixabay.com /PublicDomainPictures БАДМИНТОН Петербурженки Анастасия Боярун и Алена Яковлева выиграли золотые медали в женском парном разряде на первенстве Европы (до 17 лет) в польском Гнезно.
16.09.2019 С.-Петербургские ведомости
Автомат Калашникова. Фото: flickr.com Таможня и КГБ Белоруссии помогли раскрыть схему нелегальных поставок оружия с Украины через территорию Белоруссии в РФ, рассказал глава Государственного таможенного комитета Юрий Сенько.
17.09.2019 Moika78.Ru