Неделя 21-я по Пятидесятнице в Александро-Невской Лавре

Епископ Кронштадтский назарий
Фото: lavra.spb.ru

В неделю 21-ю по Пятидесятнице и память святых отцов VII Вселенского Собора, 21 октября 2018 года, Всенощное Бдение и Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии обители в священном сане.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения о преодолении нестроений и сохранении единства Православной Церкви.

После сугубой ектении была прочитана молитва о прекращении кровопролития и воцарении мира на Украине.

Диаконский чин возглавил иеродиакон Родион (Кириченко).

За Богослужением пел архиерейский праздничный хор под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

По окончании Литургии было совершено славление с молитвой перед иконой Пресвятой Богородицы "Скоропослушница Невская".

Раннюю Божественную Литургию возглавил и.о. эконома обители игумен Макарий (Зеленков).

После поздней Божественной Литургии епископ Кронштадтский Назарий обратился к молящимся с архипастырским словом. Владыка поздравил собравшихся с праздником, отметив: "Сегодня мы вспоминаем тех отцов, которые подарили нам ценой своей жизни возможность молиться не в пустых храмах. Когда мы молимся, мы взираем на родные лики, которые стали нашими сродниками по духу и по крови. Глядя на иконы, мы понимаем, что молимся не просто в воздух, а просим ходатайства о нас перед Богом тех, которые своим подвигом и любовью ко Христу заслужили право именоваться святыми. Мы благодарим святых отцов, которые под страхом смерти сохранили иконопочитание, благодарим их за то, что мы видим тех, кому молимся, памятуя, что мы молимся не материалу или изображению, а тем, кто изображен на иконе. Взирая на образы святых, мы стараемся быть подобными этим угодникам Божиим, а это старание означает, что мы идем по пути спасения".

*****

Поводом к созванию седьмого Вселенского Собора благочестивою царицею Ириною и Константинопольским патриархом Тарасием была, так называемая, ересь иконоборцев. Появилась она при императоре Льве III Исавре. Он издал указ, предписывавший выносить святые иконы из церквей и домов, сжигать их на площадях, а равно и уничтожать изображения Спасителя, Божией Матери и святых угодников, поставленных в городах на открытых местах или находящихся на стенах храмов. Когда народ стал препятствовать исполнению сего указа, велено было таковых убивать. Затем император приказал закрыть высшую богословскую школу Константинополя; говорят даже, будто он сжег и богатую, имевшуюся при ней, библиотеку. Повсюду гонитель встречал резкое противоречие своим распоряжениям. Из Сирии против них писал святой Иоанн Дамаскин. Из Рима – папа Григорий II, а затем преемник его, папа Григорий III. А из других мест отвечали на них даже открытыми восстаниям. 

Сын и преемник Льва император Константин Копроним созвал Собор, впоследствии названный лже-вселенским собором, на котором было осуждено иконопочитание. Многие монастыри были обращены в казармы или разрушены. Много иноков было замучено. При сем обыкновенно разбивали головы иноков на тех самых иконах, в защиту коих они выступали. От гонения на иконы Копроним перешел к гонению на святые мощи. 

В царствование преемника Копронима, императора Льва IV, иконопочитатели могли вздохнуть несколько свободнее. Но полное торжество иконопочитания совершилось лишь при императрице Ирине. За малолетством сына своего Константина она заняла престол своего супруга Льва IV после его смерти. Императрица Ирина прежде всего возвратила из ссылки всех иноков, сосланных за иконопочитание, большинство епископских кафедр предоставила ревностным иконопочитателям, возвратила святым мощам все почести, которые были отняты от них иконоборцами. Однако императрица сознавала, что всего этого мало для полного восстановления иконопочитания. Необходимо было созвать вселенский собор, который бы, осудив недавний собор, созванный Копронимом, восстановил истину иконопочитания. Собор открылся осенью 787 года в Никее, в храме св. Софии. На соборе был сделан пересмотр всех мест из Священного Писания, из творений святых отцов и из описаний житий святых, из повествований о чудесах, исшедших от святых икон и мощей, могущих служить основанием к утверждению догмата иконопочитания. Затем на средину зала заседаний была вынесена одна досточтимая икона, и пред нею все присутствовавшие на соборе отцы, лобызая ее, произнесли двадцать два кратких изречения, повторяя каждое из них по три раза. Все главные иконоборческие положения в них были осуждены и преданы проклятию. Отцы собора на вечные времена утвердили догмат иконопочитания.

 
По теме
Прощеное воскресенье - Феодоровский собор       Фотозарисовка Юрия Торлопова Чин прощения в Феодоровском соборе, как и в других храмах, состоялся накануне Великого поста, вечером 17.03.24 г. Предлагаем вам фотокартины Юрия Торлопова,
Феодоровский собор
Мастер-класс для судей - Феодоровский собор       Готовим турнир «Мемо Пасха» среди школьников Мастер-класс для судей турнира по христианской игре «Мемо Пасха.
Феодоровский собор
В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
Spbdnevnik.ru