Путешествие в мир птичьих образов

Образы птиц в балете
Фото: vaganovaacademy.ru

23 ноября в Учебном театре Академии состоялась вторая встреча из цикла «Познавательные беседы о балете» для учащихся 1/5 классов. В ней продолжили развивать выбранную ранее линию, ориентированную на формирование у будущих исполнителей ценностного отношения к актерской составляющей профессии артиста балета. В этот раз темой беседы стали образы птиц на балетной сцене.

Яркая красавица осень уже на излете и скоро закружат в своем удивительном вальсе снежинки. Главными приметами осени, помимо облетающей листвы и дождливо-ветреной погоды, являются птицы, покидающие нас до весны. Заметим, что пернатые имеют много общего с миром балета – чтобы летать, птице необходимо обладать развитым мышечным корсетом, не заплывать «жирком» и быть внимательной в полете – эти же качества важны и для танцовщика – гибкий стан, натренированные и подтянутые мышцы, сосредоточенность на ежедневном труде. Кроме того, перья – отличительная черта пернатых, активно используются на балетной сцене в декорировании костюмов, создании головных уборов и различных сценических аксессуаров (веера, опахала и др.). А самое главное, эти легкокрылые, парящие в небесах создания получили свою многоликую «прописку» на балетной сцене.

Окидывая взглядом историю балетного театра, можно отметить, что все птичьи образы делятся на две группы: птицы реальные, нас окружающие (куры и петухи, чайки и ласточки, журавли, аисты и другие), и птицы волшебные (заколдованные девушки-лебеди, Жар-птица, Голубая птица).

Следуя этой логике, воспитанники Академии совершили увлекательное путешествие по дивному саду птичьи образов, останавливаясь на наиболее ярких из них и внимательно вглядываясь в хореографическую специфику их создания.  В зависимости от вида птицы внимание было уделено особенностям работы рук, положению корпуса, графичности или текучести поз классического танца, приоритетности полетных (больших) прыжков или непременному вкраплению изящных и трудных по исполнению заносок. Также отмечено наличие многочисленных вращений и бисерных pas de bourre, присутствие поддержек в дуэтах, подчеркнута разноликость птичьих характеров – от нежно-лиричных и застенчивых до комичных и строптивых. В процессе погружения в мир балетных образов птиц не осталась без внимания такаяе важная деталь, как смысловая значимость рисунка танца (например, клин – привычная геометрическая фигура стаи летящих птиц с вожаком во главе – эта идея по-разному интерпретирована Л. Ивановым, Л. Якобсоном).

Путешествие в мир птичьих образов сопровождалось показом видеофрагментов:

- танец петуха и кур (1 акт – «Утро на ферме») из балета «Тщетная предосторожность» (хореография Ф. Аштона);

- фрагменты из балета «Лебединое озеро» (хореография Л. Иванова, М.Петипа в редакции К. Сергеева);

- встреча Иван-Царевича и Жар-птицы, адажио из балета «Жар-птица» (хореография М. Фокина);

- фрагменты из балета «Шурале» (хореография Л. Якобсона; выход девушек-птиц, выходная вариация Сюимбике);

- «Лебедь» (хореография М. Фокина);

- «Птичье подворье» и вариация Ласточки из фильма-балета «Доктор Айболит» (режиссер В. Граве, 1971; хореография Н. Холфина);

- вариация Голубой птицы из балета «Спящая красавица» (хореография М. Петипа).

Завершило это путешествие знакомство с необычным номером, созданным одним из выдающихся мастеров русского балета М. Лиепой – «Птица». Номер в исполнении артиста вошел в киноленту «Четвертый» (режиссёр – А. Столпер, 1972; М. Лиепа сыграл роль американского балетмейстера Джека Уиллера).

Текст: Марья Гендова.

 
По теме
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга