В Петербурге прошел «баттл» среди скульпторов

В Петербурге прошел «баттл» среди скульпторов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дружественным баттлом петербургских ваятелей в музее «Мастерская Михаила Аникушина» открылся третий фестиваль «Лаборатория скульптуры».

Перед началом состязания Людмила Титова, заведующая музеем, напомнила, что в 1985 году в стенах мастерской лепили друг друга Михаил Аникушин и словацкий скульптор Ян Кулих. Работа гостя находится в собрании музея.

На «баталию» вышли шестеро: Виталий Датченко, Олег Жениленко, Данила Решетов, Александр Спиридонов, Петр Субботин и Олег Шоров. Разбившись на пары по жребию, они в течение полутора часов лепили из глины портреты друг друга. В итоге приз зрительских симпатий получил Субботин, студент Академии художеств. Все шесть произведений останутся в экспозиции музея на время двухмесячной работы фестиваля.

Пока взрослые лепили друг друга, дети под руководством Дарьи Сюхиной, скульптора-реставратора, учились создавать барельеф с живого человека: раскатать глину, нанести стеком контур, нарастить объем. В комнате «Вылепи сам» в первый день фестиваля было немноголюдно - кто решится лепить среди аникушинских эскизов?

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Юлия Мачевская, сотрудник музея, в этом году у фестиваля кроме баттла появились и другие новшества. К 12 скульпторам, которые будут работать в музее при зрителях, присоединена заочная программа. Ее результаты публика увидит во время посещений мастерских скульпторов. Первый визит намечен на 28 июля к Сергею Борисову. Подробности - в соцсетях или по контактам «Мастерской Михаила Аникушина».

Для всех участников фестиваля определены три темы - «Человек», «Песочница» и свободная. Кстати, песочница прижилась у стен музея и пользуется спросом у местной детворы. «Аникушинцы» предлагают оживить ее скульптурой.

После баттла состоялся «круглый стол» «Кому нужна современная скульптура?». Титова, как модератор дискуссии, обозначила ее рамки, вынеся за них памятники выдающимся личностям и историческим событиям, а также малые декоративные формы. И то и другое требует отдельного разговора. Пока все собирались с мыслями, музейщики запустили презентацию, которая показывала скульптуру, украшающую многие города мира.

Первой слово взяла Антонина Фатхуллина, ее «Поцелуй» в виде двух железных птиц был установлен в Финском переулке пять лет назад. Тогда там планировалась создание небольшого парка скульптур. Но районная власть сменилась, вместо парка появился паркинг. А «Поцелуй» оказался не сомасштабен окружающему пространству.

Установка скульптур в Малоохтинском парке поначалу была встречена в штыки жителями соседних домов, но со временем эти работы прижились... Это к вопросу о том, что прежде, чем затевать подобный проект, надо разговаривать с людьми.

На этом петербургские примеры, как положительные, так и отрицательные, заканчиваются. Скульпторы - участники «круглого стола» хором говорили о том, что не могут днями и месяцами ходить из одного кабинета в другой, чтобы получать все необходимые разрешения.

Шоров предложил такое решение: городские власти выделяют один из парков для показа современной скульптуры в режиме выставки продолжительностью до полугода. Потом одни работы меняют на другие. Возможно, что-то насовсем переедет в «спальные» кварталы. Участники «круглого стола», понимая все гиоповские ограничения, назвали два места: Конногвардейский бульвар и Вяземский сад, рядом с которым находится «Мастерская Михаила Аникушина».

Подводя итоги обсуждения, Титова заметила, что музей рассчитывает стать площадкой для диалога между скульпторами и горожанами. А там, глядишь, и чиновники подтянутся. 

Материал был опубликован в газете под № 128 (6237) от 18.07.2018 под заголовком  «Скульптура говорит с людьми».

  • Вадим Михайлов
  •  
    По теме