Плюшевый тигр и смысл жизни

В Петербурге 17 апреля стартует международный фестиваль балета Dance Open. Такие спектакли, как «Коппелия» Венского балета или «Щелкунчик» родом из Перми просто обязывают к визиту в театр с детьми. Критик Лейла Гучмазова рассказывает, что дети видят на сцене и почему видят совсем не то, что взрослые.

Театральный опыт детей балетного критика суров и несправедлив. Вся домашняя часть их детства прошла под жужжание экрана с музыкальными спектаклями: vhs, cd, флэшки, Arte, Euromag.  Пока мама набирала авторитет эксперта, они мирились с ее отсутствием по вечерам, так что если мама дома, а спектакль на экране — уже хорошо, фон из пятнадцатой версии «Лебединого озера» и в десятый раз замурованной «Аиды». Пляшут и пляшут, у каждого свои мультики. Дивное случалось тогда, когда дитя будто бы не видит зрелище. Глянув вскользь на экран с «Лебединым…» сын спросил: «А крылья им будут сдирать?». Общий смех, веселье, шуточки, а оказалось все честно: полугодом раньше ему пришлось высидеть одноименный спектакль в самопальной версии Кремлевского балета, где принц Зигфрид отдирал Злому гению крыло. Отсюда вывод: дети смотрят, даже когда так не кажется. 

По сравнению с нами они очень впечатлительны. Высидев как-то в полудреме после продленки два часа крутого перформанса (в тогдашнем театре имени Гоголя, еще не ставшем Гоголь-центром), дочь-первоклассница обалдело молчала всю дорогу и только дома спросила: «Мам, а зачем дядя снимал штаны?». Вообще много раз убеждалась, что дети видят не совсем то (или совсем не то), что взрослый рядом. Например, убиенный плюшевый тигр в «Баядерке» Мариинского театра вызвал поток расспросов: почему в «Дон Кихоте» можно надрессировать лошадь и осла, чтоб прошлись по сцене, а в «Баядерке» нельзя надрессировать тигра, чтоб спокойно повисел? Хорошо, что к тому моменту они не видели «Эсмеральду» с живой козой, а то бы аргументов прибавилось. Но хотя видят они не так, как взрослые, детали меркнут, а их бесхитростные «впечатления вообще» парадоксально оказываются точь-в-точь экспертскими. Если спектакль «слишком умный», дети так и скажут. Если сюсюкающий, скривятся. 

Их устроит, когда правила игры ясны сначала, и тут в лидерах равно интересные им и взрослым сказки – как волшебный «Щелкунчик» или балет про притворившуюся куклой девушку «Коппелия». Традиционные версии этих бестселлеров идут в нескольких петербургских театрах, а свежие, Пермского театра и Венской Государственной оперы, очень скоро привезет Фестиваль балета Dance Open. Притом свежи версии старых историй показывать им надо, ведь пристальный детский взгляд выдержит не всякая классика. «Чайку» в знатном академическом театре дети высидели из приличия, чтоб не расстроить маму (качество спектакля было таким, что сочувствующая им моя коллега обозвала меня матерью-волчицей). Зато рыхлый и живой «Вишневый сад» Чеховского фестиваля со странной танцующей Шарлоттой Ивановной — Аной Лагуной смотрели на одном дыхании. Так что дело не в Чайковском и не в Чехове. 

Иногда детей приходится питать искусством просто потому, что их не с кем оставить. На «Похождении повесы» дочь моя уснула под душераздирающие диссонансы Стравинского, и хорошо, что у сидящего с другой стороны от меня (ныне знаменитого) оперного режиссера хватило юмора оценить ситуацию. Теперь те же истории у моих студенток: одна работает в филармонии и зовет другую, дважды маму «Приводи своих на Реквием Верди, там картинки показывать будут» «Босха небось?» «Не, нормально – Микеланджело» «Мы придем! У меня будут самые развитые дети из-за отсутствия денег на няню» — вот она, сермяжная правда жизни. 

Но в итоге зрительский опыт неотвратимо растет, и они начинают зорко видеть малейшую фальшь. Не спекулятивные условности принимают прекрасно. Пронзительный петербургский «Оскар и Розовая дама» дети помнят по сей день, да и я помню, какими они пришли после драмы об умирающем от неизлечимой болезни мальчике. Но когда на модном спектакле ничто не предвещало, и вдруг призвали задуматься о смысле жизни, мои подростки расхихикались. Ведь как раз благодаря театру они задумывались о нем не раз, и, что важнее, не по команде. 

А еще дети выросли. Они со смехом припоминают мне жуткое «Когда я пишу разбор спектакля, хоть поубивайте друг друга — только тихо!». Они видали театр. И теперь представляют его совсем по-шекспировски «весь мир — театр, все люди в нем — актеры». Может, это не так уж плохо.    

Лейла Гучмазова

 
По теме
26 апреля в Санкт-Петербурге завершил работу XVI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» и конкурс на соискание Российской Национальной театральной премии «Арлекин» 2019 года.
Фасады ТЮЗа станут холстом для мультимедийного спектакля. Театр юного зрителя выбран очередной площадкой «Фестиваля света»: в 21:00 на его стенах начнут транслировать 3D-шоу.
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга