В Русском музее открылась выставка «Ангелы ХХ века»

В Русском музее открылась выставка «Ангелы ХХ века» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Фото: spbvedomosti.ru

Выставка «Ангелы ХХ века», которая открылась в Корпусе Бенуа Русского музея, компактна, ее дизайн грамотен, хронологический принцип показа, навязший в зубах, отвергнут. И стало ясно, что если в начале прошлого века в ангельской теме лидировали художники, то сейчас она лучше удается скульпторам.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сразу оговоримся, что данный проект - исключительно светский. Возможно, надо было соединить под одним «зонтиком» иконопись и живопись, но это отдельная тема для большого проекта. «Ангелы ХХ века» - выставка локальная, она показывает около ста произведений станкового искусства от Михаила Врубеля до наших дней.

В начале ХХ века художники изображают суровых ангелов, которые возвещают о ждущих людей трагических переменах. Акварель Врубеля «Видение пророка Иезекииля», картина Кузьмы Петрова-Водкина «Голова юноши (Красный ангел)», литография Натальи Гончаровой «Ангелы и аэропланы» из альбома «Мистические образы войны» давно и законно стали частью истории русского искусства.

Не уступит гончаровским работам рисунок Василия Чекрыгина «Иаков борется с ангелом». «Триптих» Святослава Волкова, малоизвестного художника того времени, стал попыткой создать конструктивистский «иконостас», где наверху изображены Адам и Ева в райском саду, а внизу - посещение ангелами Девы Марии, держащей на руках младенца.

Во второй половине века ангельская тема по-прежнему интересует художников. Но архитектурным петербургским пейзажам с ангелами, портретам ангелов, выполняющих охранительные функции, посвящениям Андрею Тарковскому трудно (во всяком случае на данной выставке) составить конкуренцию скульптуре.

«Крылатый» (1973 г.) Дмитрия Шаховского стал одним из первых обращений к полузапретной в советские времена теме. Крылья ангела из материала, напоминающего дранку, отсылают к русской деревянной архитектуре и «ангельским» росписям северных церквей.

Скульптурная композиция «Согласие» Олега Жогина - три ангела, присевшие отдохнуть за круглым столом, контрастирует с «Ангелом со сломанным крылом» Александра Позина. Обе работы выполнены из дерева. Мраморный «Ангел» Александра Игнатьева - суровый воин-защитник. «Ангел» Марины Спивак создан из того же материала, но он трепетный, домашний. Такой дух-талисман.

Только ангельская серия рисунков Павла Кондратьева и работы других стерлиговцев выдерживают соседство с работами скульпторов. В теорию S-образного пространства, созданную Владимиром Стерлиговым, ангелы хорошо вписались.

Эффектный дизайн выставки сыграл с ее содержанием злую шутку. Центральным произведением, замыкающим анфиладу залов, стало огромное полотно Фрола Иванова. Летящий ангел держит на ладонях босого юношу в галифе и посконной рубахе. Смесь сюрреализма, поп-арта и «сурового стиля» выглядит пафосно и слащаво. Чтобы проверить познания публики, Фрол использует для названия картины слова Христа: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Но русскими буквами на древнеарамейском языке.

В то же время картина классика «сурового стиля» Виктора Попкова «Северная часовня» оказалась в буквальном смысле в тени Фроловского холста. Так же как «Крылья ангела (Икар XXI)» Вадима Григорьева-Башуна. Юноша с татуированными крыльями на спине - точный выразительный образ современного человека, выдающего себя за ангела.

 
По теме
В Корпусе Бенуа открылась выставка «Ангелы ХХ-XXI веков». Посетители смогут проследить изменения образа ангелов в воплощении самых ярких русских художников рубежа XIX-XX веков и наших современников.
100-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, житель Кировского района Петербурга Марк Эпштейн Элеонора КУРЮМОВА Ветеран Великой Отечественной войны из Петербурга отметил 100-летний юбилей.
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга