«Окна в Россию. Шедевры семи поколений»

Проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», организованный совместно с партнёрами Института русского реалистического искусства - Государственной Третьяковской галереей и компанией «Ингосстрах», стал одним из важнейших культурных событий страны в 2017 году.

Выставка совершила путешествие с запада России на восток - шедевры отечественной живописи были представлены в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске и Владивостоке, а в Сочи и Санкт-Петербурге был показан мультимедийный спектакль «Шедевры без границ». Знаменитые полотна российских живописцев ХХ века увидели более 120 тысяч посетителей.

Одним из важных итогов проекта стала победа ИРРИ в номинации «Личный  вклад» на VI Ежегодной премии The Art Newspaper Russia.

Главной темой проекта стал мотив окна, который является классическим образом в мировом искусстве. Для отечественных художников прошлого столетия окно было зеркалом перемен, происходящих в стране, - от революционных потрясений и модернизации городов в первой половине века, до переезда в новые кварталы во время «оттепели» и поисков себя в перестроечные 1980-е. Окно в мастерской художника, окно с видами городских пейзажей, окно традиционной деревенской избы и вид из окна нового дома, поезда или автомобиля -   все эти мотивы своеобразный портал в историю страны и в её искусство. Экспозиция выставки предлагает вам отправиться в уникальное путешествие - открыть окно в Россию, чтобы погрузиться в вековую культуру нашей Родины.

Экспозиция в Москве завершает почти годовые гастроли выставки. В ней участвуют работы таких художников, как Игорь Грабарь, Павел Кузнецов, Сергей Герасимов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Лабас, Таир Салахов и многих других. В одном из залов будет транслироваться мультимедийный спектакль «Шедевры без границ», объединивший знаменитые полотна из собрания Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства и произведения выдающихся русских и советских композиторов.

Кураторами выставки со стороны Института русского реалистического искусства выступили арт-директор Надежда Степанова и искусствовед Анастасия Сиренко . Куратор выставки от Государственной Третьяковской галереи - хранитель отдела живописи XX века Ольга Полянская .

За разработку архитектуры и дизайна выставки отвечают архитекторы бюро PROJECT ELEVEN Игорь Чиркин и Павел Пришин , авторы архитектурного решения постоянной экспозиции ИРРИ, а также временных выставок «Советский спорт», «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», «BENWENUTI -WELCOME - Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина», «Александр Лабас. Октябрь», «Возвращайся домой», «На краю цвета» и других. Авторы афиши, графичекого оформления и каталога выставки - Андрей Шелютто и Ирина Чекмарёва. К выставке издан каталог, подготовлены аудиогид и обширная образовательная программа.

Открытие выставки состоится 19 мая в рамках акции «Ночь в музее». Вход в ИРРИ в этот день будет свободным. В остальные дни работы выстаки стоимость полного билета   составит 300 рублей.

О ВЫСТАВКЕ

ВИДЕО: https://vimeo.com/251472197

Основатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев:

«Для нас эта передвижная выставка станет новым и чрезвычайно важным опытом. Несмотря на свой юный возраст - ИРРИ в прошлом году исполнилось пять лет - мы осуществили два заметных международных проекта, но не переставали думать о том, чтобы показать полотна из нашего собрания в городах России. Благодаря «Ингосстраху» эта идея воплотилась в жизнь. Принцип отбора для передвижной выставки позволил нам по-новому взглянуть на собственную коллекцию. С полотнами, представленными на выставке, связаны интересные, интригующие истории, которые мы со всей подробностью и расскажем нашим зрителям».

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи  Зельфира Трегулова :

«Для каждого города в рамках общей концепции мы подготовили совершенно эксклюзивную выставку. В Нижний Новгород привезли знаменитое «Утро» Татьяны Яблонской, в Красноярске представили шедевр Константина Юона, во Владивосток привезли 50 шедевров из собрания Третьяковской галереи. Каждый раз выставка открывала нам наши собрания с новой стороны. На наших глазах проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» проходил становление и развитие, удивляя и восхищая и нас самих, и зрителей. В рамках выставок по всей стране нам удалось проделать большую работу в сотрудничестве с местными музеями, а также получить обратную связь от посетителей. Этот опыт еще раз убедил нас в том, что открытие филиала Третьяковской галереи во Владивостоке - актуальная и востребованная идея, и теперь мы полны еще большей решимости ее реализовать».

Куратор проекта, арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова :

«Этот проект во многом повторяет феноменальный успех экспозиций Товарищества передвижных выставок. И такого проекта, по масштабу, по качеству, по значимости, на мой взгляд, не было уже почти сто лет. Пять больших выставок, три грандиозных шоу, почти 150 образовательных лекций и мастер-классов, почти 400-страничный каталог. И все это абсолютно бесплатно для посетителей. Это то, что смело можно назвать продолжением традиций меценатства, филантропией и благотворительностью.  «Окна в Россию», помимо всего прочего, блестящий пример партнерства государственных и частных музейных институций и большого, и главное, социально ответственного бизнеса»

Генеральный директор компании «Ингосстрах» Михаил Волков :

«За 70 лет своего существования «Ингосстрах» пережил немало поворотных моментов, вместе с жителями нашей страны мы учились жить в новых условиях и участвовали в создании будущего - компании, страховой отрасли, страны в целом. Этот путь можно смело назвать историческим. В юбилейный год мы решили посмотреть на этот путь через призму искусства, чтобы увидеть новые параллели и то объединяющее начало, которое связывает всех нас - жителей России. И мы уверены в том, что благодаря проекту «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» и творчеству художников XX века нам это удалось».

 

ФАКТЫ О КАРТИНАХ

Пётр Владимирович Вильямс (1902 - 1947)

Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова. 1947

Холст, масло. 170 х 151 см

Государственная Третьяковская галерея

«Вероятно, ему было 18-19 лет, когда я с ним опять встретился. Высокий, худой, стройный, подтянутый юноша. Своеобразно красивый, с выразительным движением рук - во всем чувствовалась артистическая натура,» - так в своих воспоминаниях описывал Петра Вильямса художник Александр Лабас. Вместе с Вильямсом они входили в Общество художников-станковистов, а также создали росписи Советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Но впоследствии Вильямс стал работать как театральный художник. Он создал декорации к спектаклям в театре имени Евгения Вахтангова и Московском художественном академическом театре имени Максима Горького, а с 1937 года начал работать в Большом театре и через некоторое время стал его главным художником. За оформление спектаклей Большого Вильямс трижды удостоился Сталинской премии первой степени - за оперу «Вильгельм Телль» (1942), балет «Золушка» (1945) и «Ромео и Джульетта» (1946).

С миром театра связаны и изображённые на картине Анна Мартинсон и Алексей Понсов. Дочь известного актера Сергея Мартинсона была театральным художником-декоратором. Работала она и в кино - как художник по костюмам. В частности, именно Мартинсон создала образы героев дипломного фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960). Второй персонаж картины, Алексей Понсов, брал у Вильямса уроки живописи. Он продолжил дело своего учителя - после окончания постановочного факультета Школы-студии МХАТ, Понсов стал работать театральным художником.

Борис Владимирович Иогансон

Девочка с цветами. 1959

Холст, масло. 90 × 111 см

Государственная Третьяковская галерея

Борис Иогансон - один из крупнейших советских живописцев. Президент Академии художеств СССР с 1958 по 1962 годы. Вот что писал о портретах Иогансона его современник, выдающийся скульптор Николай Томский: «В портрете Иогансон тяготеет к композиционному решению. Многие из них как бы перерастают в картину. <...> Он изображает портретируемых или в саду, или в интерьере комнаты, или у рояля, или на фоне окна <...> Словом, и в подходе к портретам сказывается яркое композиционное мышление. Привыкший оперировать большими живописно-образными категориями, в их противоборстве и взаимосвязанности, в столкновении людских характеров, он и в портрете, изображая отдельного человека, тяготеет к полифонизму жизни, включая своего героя   в сложную среду окружающего мира, показывая его за привычным, наиболее для него характерным занятием».

Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969)

Восстановление Ростсельмаша(эскиз панно). 
Конец 1940-х

Бумага, карандаш, гуашь. 57,5 х 48,5 см

Институт русского реалистического искусства

Эта работа посвящена восстановлению крупнейшего предприятия по производству сельскохозяйственной техники - Ростсельмаша. Во время Великой Отечественной войны завод успели эвакуировать в Ташкент за несколько дней до оккупации Ростова-на-Дону фашистскими войсками. Завод начал свою работу уже через 10 дней после освобождения города, а к ноябрю 1948 Ростсельмаш был полностью восстановлен. Сегодня он занимает пятое место в мире по производству сельскохозяйственной техники.

Юрий Иванович Пименов

Ожидание. (Натюрморт «Телефон на столе»). 1959

Холст, наклеенный на картон, масло. 40 × 60 см

Государственная Третьяковская галерея

Картина входит в цикл Юрия Пименова «Вещи каждого дня». Эта серия натюрмортов посвящена обычным предметам, которыми человек пользуется так часто, что иногда уже их не замечает. В «Ожидании» изображён как раз такая вещь - забытый у окна чёрный дисковый телефон. Ещё в пятидесятые года эта работа могла бы показаться странной. Телефон если и был, то один на всю коммунальную квартиру, что не предполагало долгих личных разговоров. В результате активного строительства, развернувшегося в эпоху «оттепели», люди впервые за долгое время получили личное пространство. Эти обстоятельства и сделали трогательную сцену на картине возможной.

Пётр Петрович Кончаловский

Окно поэта. 1935

Холст, масло. 122 × 145 см

Государственная Третьяковская галерея

Незадолго до празднования 100-летия со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина Пётр Кончаловский написал непарадное «Окно поэта» (1935): ситцевые занавески, на круглом столике два томика стихов, свеча в простом подсвечнике, решётчатая рама и вид на занесённый снегом двор с хозяйственными постройками, как отзвуки поздней пушкинской поэзии: Но, может быть, такого рода /  Картины вас не привлекут,/ Всё это низкая природа, / Изящного немного тут . Александр Сергеевич Пушкин.

Алексей Михайлович Грицай (1914-1998)

Веранда. 1950-е

Холст, масло. 80 × 68 см

Грицай пишет веранду дачного дома, заполненную мягким солнечным светом. Дом с верандой принадлежит художнику Андрею Тутунову, на чьей даче в деревне Прилуки на Оке и писалась эта работа. Об этом гласит надпись, сделанная на обороте картины Тутуновым. Также о пребывании в этом доме свидетельствует и другая известная работа Грицая  "Вечер в доме художника Тутунова", написанная десятилетием позже.

 

 

Таир Теймурович Салахов (родился в 1928)

Яркое утро. Подмосковье. 1986

Холст, масло. 145,5 х 125 см

Институт русского реалистического искусства

Таир Салахов - еще один человек, стоявший у истоков «сурового стиля». Обладая виртуозным мастерством, он образно отражает действительность. Картина «Яркое утро» относится к известной серии с верандами, над которой художник работал в 1980-е годы. На этих работах изображен загородный дом Салахова, написанный в разное время года и при разном освещении. Мы видим, как через распахнутую балконную дверь, заливая все утренним светом, в комнату прорываются лучи летнего солнца. Салахов пишет против света, что позволяет ему акцентировать внимание на важных деталях пространства и четко передавать в контражуре фактуру материалов. Активная цветовая гамма - сочетание ярких оттенков желтого, красного, белого, зеленого - придает картине мажорную интонацию. A чередование света и тени - светлого и темного - организует композиционное пространство картины, привнося в эту бытовую, по сути, сцену ноту торжественности. Отца Таира Салахова расстреляли, когда мальчику было десять лет. Положение сына врага народа привело к тотальной изоляции семьи: «Мама нас, пятерых детей, растила совершенно одна. За двадцать лет в наш дом не зашел ни один человек, все боялись: это ведь была семья врага народа». Позже, когда Салахов станет художником, потребность донести до зрителя правду жизни определила и его направление в живописи. Известный художник, галерист и общественный деятель Айдан Салахова - дочь Таира Салахова. Ее знаменитый портрет «Айдан», написанный отцом в 1967 году сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

 
По теме
 
 
 
Супергерои в дурдоме: «Стекло» Найта Шьямалана - Петербургский дневник Сиквел сразу двух фантастических триллеров именитого режиссера, который можно было и не снимать Фото: кадр из фильме «Стекло» В отечественный прокат выходит первый серьезный блокбастер 2019 года.
16.01.2019
Из-за коммунальной аварии на севере города два автомобиля ушли под землю, а два человека попали в больницу [фото, видео] Анна ПОСЛЯНОВА Вечером 15 января в Петербурге от площади Победы поднялся «пар до небес»:
16.01.2019 Комсомольская правда
Четверо пострадавших. Трое из них - в больнице. Фото: vk.com/sluhi_kingisepp Взрыв прогремел около 11.30 на заводе «Пластполимер», который находится в промышленной зоне в Кингисеппе вдали от жилых домов.
16.01.2019 Петербургский дневник
Сиквел сразу двух фантастических триллеров именитого режиссера, который можно было и не снимать Фото: кадр из фильме «Стекло» В отечественный прокат выходит первый серьезный блокбастер 2019 года.
16.01.2019 Петербургский дневник
Он давал уверенность в своих силах и убеждал в неизбежности Победы Фото: Театр музкомедии Театр музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны – все 900 дней блокады.
16.01.2019 Петербургский дневник
Работа выставки продлится до 27 февраля 2019 года Фото: Государственного музея городской скульптуры К 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 23 января в 15:00 в Музее городской скульптуры откро
16.01.2019 Петербургский дневник
Скриншот распоряжения КГА - Moika78.Ru Скриншот распоряжения КГА Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга распорядился разработать проект планировки территории под станции Красносельско-Калининской линии метро от станции «Казаковская» (на кар
16.01.2019 Moika78.Ru
Девяносто лет назад в Ленинграде родился человек, ставший легендой мирового баскетбола, гордостью города на Неве, Почетным гражданином Санкт-Петербурга, - Владимир Кондрашин Фото: Петербургский дневник Есть люди,
14.01.2019 Петербургский дневник
Взрыв на заводе в Кингисеппе - Петербургский дневник Четверо пострадавших. Трое из них - в больнице. Фото: vk.com/sluhi_kingisepp Взрыв прогремел около 11.30 на заводе «Пластполимер», который находится в промышленной зоне в Кингисеппе вдали от жилых домов.
16.01.2019 Петербургский дневник
ГАТИ насчитала 1, 5 миллиона рублей штрафа - Петербургский дневник Очередная проверка прошла 15 января Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник» Государственная техническая инспекция провела очередную проверку уборки снега в Петербурге 15 января и осталась недовольна некоторыми объектами.
16.01.2019 Петербургский дневник
Гололед у станции метро - Moika78.Ru Гололед у станции метро "Петроградская". Фото: "Мойка78" Уборка снега на улицах Петербурга продолжает вызывать недовольство горожан.
16.01.2019 Moika78.Ru
Комиссия петербургского управления антимонопольной службы признала необоснованными две жалобы компании «Тоннельгеострой» на закупки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» общей стоимостью 1,5 млрд рублей.
16.01.2019 Фонтанка