Семен Спивак рассказал о премьере спектакля "Обыкновенные чудики" и о кредо театра

В Молодежном театре на Фонтанке – премьера спектакля "Обыкновенные чудики". Чем привлекает Шукшин? Как помогает в работе йога? Об этом и многом другом рассказал "ПД" худрук театра Семен Спивак. 

Семен Яковлевич, почему Шукшин, да еще со студентами?

Еще на первом курсе я дал своим студентам задание подготовить эскизы по рассказам Шукшина. Мы их обработали, и нам показалось, что могла бы получиться интересная история. В этом спектакле занят будет весь курс. И даже те, у кого нет ролей, тоже будут участвовать, создавать атмосферу. Это очень важно. Великий актер, педагог и режиссер Михаил Чехов писал, что если в спектакле нет атмосферы, то она не перетекает и в зал. Сейчас очень много безатмосферных спектаклей, потому что они строятся на разуме, а не душе. В театре должно быть умное сердце и сердечный ум. 

В театральные вузы бешеный конкурс. Как угадать, кто станет актером, а кто нет? 

Это как в жизни. Если мы открыты, то всегда понимаем, кто свой, а кто чужой. Главное во время общения – прислушиваться к себе. Я все делаю на вступительных экзаменах, чтобы ребятам было весело, свободно, чтобы они раскрепостились. И слушаю себя: вот этот – свой, а этот – нет. Это уже четвертый мой курс. 

А есть ли среди них уже известные артисты? 

Не думаю, что в наш театр ходят на звезд. У нас нет очень громких имен. Пока нет, но, я думаю, они появятся. Сейчас в кино много снимают Романа Агеева. Переехала в Москву, но продолжает играть в наших спектаклях Елена Радевич. Известной артисткой стала Света Смирнова. Она даже ушла из театра, все время снимается. Но кино – такое искусство, которое зачастую берет лишь то, что наработано в театре, не помогает развитию индивидуальности. Часто даже нет репетиций перед съемкой, просто обговаривают сюжет. С точки зрения театра это несерьезно.

А вы спокойно отпускаете актеров на съемки? 

Бороться с этим сложно. Если бы театр мог платить примерно столько же, сколько кино, тогда мы бы имели право ставить какие-то условия. Сейчас – нет. Но я с этим смирился, большую работу внутри себя провел. На спектакли актеры приезжают, а репетиции, бывает, пропускают, и за них играют мои ассистенты. 

Ваша дочь Эмилия много снимается. Фильм "Отель последней надежды", где она сыграла роль, награжден "ТЭФИ". Можно гордиться? 

Да, в кино у нее есть очень интересные работы. Последняя отцовская радость – ее участие в фильме "Драматургия любви". Картина длится всего 12 минут, но сыграна остро, глубоко и талантливо. Там замечательный ансамбль петербургских артистов. Почему-то сейчас так сложилось, что все главные артисты – москвичи, а петербургские только подыгрывают им. Это очень грустно, потому что в Петербурге замечательная актерская школа. 

Я думаю, что какие – то фильмы как произведения искусства просто не состоялись бы без участия Фрейндлих, Басилашвили, Лаврова, Юрского, Стржельчика, Громадского, Яковлева, Толубеева… 

Бывает, работаешь с удовольствием, а когда показ – понимаешь, что все не так, и хочется переделать. Как у вас? 

Первая встреча с залом – очень тонкий момент. В день премьеры ни я, ни артисты не думаем о зрителях. Потому что неясно, что получится в результате нашего свидания. Иногда публика не сразу принимает спектакль. Так, например, было с "Жаворонком". А сейчас на него не попасть, хотя прошло 18 лет. Мы репетируем после премьеры спектакль в течение лет трех-четырех. На каждом представлении следим за реакцией зрителя. И когда видим, что ее нет, работаем еще активнее. 

А кем вы себя больше ощущаете: педагогом или режиссером-диктатором? 

Если режиссер не педагог, то спектакль не получается. Потому что он будет только трактовать и строить мизан сцены. А артиста нужно направить, чтобы тот почувствовал, о чем и ради чего он играет. А этого можно достичь только педагогическим подходом. Я раньше был диктатором. Но опыт и жизнь в профессии многое изменили. Я читал, что в психологии тоже действует третий закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия. То есть чем сильнее мое давление на артиста, тем сильнее его сопротивление. Поэтому я использую окружные методы, тактичные, мягкие, чтобы актер мог раскрыться глубже. 

Не йога ли вам помогает? 

Да, у меня есть учитель в Мадриде. Я с ним встречаюсь один-два раза в год. Он разговаривает со мной, меняет упражнения. Но эта йога не для здоровья, хотя здоровьем она, конечно, занимается тоже. Йога воспитывает дух. Самое трудное в моей жизни – что не я руковожу работой, а работа руководит мной. Все-таки есть огромная ностальгия по тому, чтобы просто побыть одному, поговорить с самим собой. Для человека это очень важно. Йога научила меня прощать, и многое в моей жизни кардинально изменилось… Я  думаю, что  театры, образно говоря,  – это "заводы" по производству духа. В настоящем театре должна рождаться энергия духа, общения, тепла, соединяющего актеров и зрителей. Нужно не развлекать, а увлекать человека. Потому что сегодня мы живем в антиидеалистическом мире, так далеко отстоящем от идеала, что становится страшно. 

А как бы вы определили кредо своего театра? 

"Театр для людей". Мне очень нравится название, в центре которого находится человек – его жизнь, с любовью исследованная и  честно показанная в данный день, в данную минуту, в данных условиях. Потому что зритель больше всего любит смотреть, когда ему рассказывают о нем самом. Искусство должно поднимать и  поддерживать человека. Быть ему матерью, отцом, любимой женщиной. Театр должен оставаться островом разума и добра. В этом я и вижу нашу задачу. 

 
По теме
4 марта в подростково-молодежном клубе «Современник» состоится не один, а сразу два показа новогоднего спектакля «Сказка о звездном мальчике» в исполнении актеров театра «Ключъ».
Сезон в Молодежном театре начался в этом году необычно — на сцене бывшего ДК Ильича.
Сегодня на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке (набережная реки Фонтанки, 114), в 19.00 начнется творческий вечер заслуженного артиста России Сергея Барковского, приуроченный к 25-летию его творческой деятельности.
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга