Не опера, не рок и не попса


Полина ВИНОГРАДОВА

Сейчас имя солиста Мариинского театра баритона Владимира Самсонова то и дело встречается на развешанных по городу афишах. В начале октября в ДК им. Горького состоялась премьера спектакля «Любовь и страсть» по мотивам русских романсов, где Самсонов впервые выступил в качестве режиссера и исполнил одну из главных ролей. 18 октября с его участием в БКЗ «Октябрьский» состоялся гала-концерт, посвященный пятнадцатилетию конкурса «Весна романса». Владимир Самсонов возглавляет жюри этого конкурса. Наконец, сегодня в Театре эстрады им. А. Райкина Самсонов представит новую программу «Не опера». Кроме того, певец занят в постановках родного Мариинского театра, музыкального театра «Зазеркалье» и Театра музыкальной комедии. Если добавить сюда постоянные гастроли в крупнейших залах мира, можно ставить диагноз: нечеловеческая работоспособность. С Владимиром САМСОНОВЫМ встретилась наш корреспондент.

– Как вы все успеваете? Про колоссальную занятость артистов Мариинского театра ходят легенды.

– Система контрактов дает возможность точно рассчитать время и силы. Я работаю на контрактной основе не только в Мариинском, но и в других театрах. В Театре музыкальной комедии пою в «Веселой вдове» и «Фиалке Монмартра», в «Зазеркалье» исполняю одну из главных партий в «Золушке». Много контрактов на Западе. Я могу выстраивать свой график так, чтобы хватило времени на подготовку сольной программы, посвятив ей сентябрь и октябрь. Но уже в конце месяца уезжаю в Софию, откуда с труппой Софийской национальной оперы сразу же лечу в Японию со спектаклем «Джанни Скикки» Дж. Пуччини. Потом будут гастроли с «Зазеркальем» на сцене Большого театра в Москве, в декабре-январе работаю во Франции, в Лионе, где будет постановка оперы Яначека «Лисичка-плутовка». В начале февраля снова вернусь в «Зазеркалье» к Александру Петрову, который пригласил меня в свою новую постановку «Так поступают все» Моцарта.

Конечно, нелегко держать в голове так много информации. Но если двери не закрываются, я не буду сам их захлопывать. Точно могу сказать одно: пока я нужен зрителям, буду работать и в опере, и в оперетте, петь романсы и писать свои песни.


– Об этом, пожалуйста, подробнее.

– Моя сольная программа недаром называется «Не опера». В Театре эстрады я выступлю уже как эстрадный певец и спою сначала собственные песни, а во втором отделении – сделанные мною в содружестве с Еленой Булановой и Александром Ануфриевым оригинальные аранжировки известных хитов.
Я до сих пор не понимаю, к какому стилю отнести мои экспериментальные опусы. Это не рок и не попса, но и точно не модный сегодня «кроссовер». Из зарубежных шлягеров будет песня Ива Монтана «Опавшие листья», «Дилайла» Тома Джонса и другие. Из нашей эстрады я выбрал несколько песен из репертуара Муслима Магомаева, Евгения Мартынова, Александра Розенбаума... Свои же авторские песни я раньше нигде не исполнял, так что петербургская публика их услышит первой.


– Наверное, это будет популярный нынче «симфо-рок». Когда вы приехали из Севастополя в Петербург, планировали, если я не ошибаюсь, двигаться именно по этому пути. Но участники вашей рок-группы переезжать не захотели, и с рок-н-роллом не сложилось.

– Нет, это не симфо-рок. Повторюсь, сам не знаю, как определить жанр моих песен. Я, например, микширую звучание синтезаторов и электроскрипки. Я настолько привык к великолепному звучанию оркестра Мариинского театра, что теперь при сочинении и аранжировке не могу обойтись только синтезаторными звуками. В программе концерта будут и духовые инструменты, и упомянутая уже мною электроскрипка, несколько клавишных инструментов. И, конечно, инструментарий рок-группы: соло и бас-гитары, барабаны с перкуссией. Должен возникнуть одновременно эффект симфонического звучания, энергичного рок-н-ролла и немного джаз-рока.

Мой вокал тоже не будет оперным. Но и роковым его назвать будет нельзя. Очень благодарен музыкальному руководителю Елене Булановой, которая смогла найти и объединить замечательных музыкантов и создать новую группу с практически безграничными возможностями. Я стараюсь писать песни как чувствую, ничего не просчитываю и не вычисляю. Последние несколько лет захотелось сказать зрителю наконец что-то личное, пережитое. Это ощущение появилось, когда я стал петь старинные романсы. Дело в том, что, слушая романс, публика не разделяет исполнителя и то, о чем он поет. Людям кажется, что певец поет про себя самого, свою любовь, свою жизнь, и они искренне ему верят и сопереживают.


– Возможно, стоит посмотреть на оперный жанр с другой точки зрения. Например, Василий Бархатов сейчас активно работает над проектом «Лаборатория современной оперы», в рамках которого на сцене Большого театра будет ставить сочинения современников. А в Нижнем Новгороде оперу «Марево» Марка Булошникова и Кирилла Ширяева поставили участники арт-группы «Провмыза» – премьеру играли в здании Арсенала. Постепенно опера, как говорится, меняет формат, выходит на альтернативные площадки, предлагает парадоксальные идеи. Но сказать, что это «не опера», нельзя – вполне опера и по форме, и по эпическому содержанию.

– Подобные инициативы интересны в том случае, если несут истинную творческую составляющую, а не являются частью дешевого «самопиара» или желания любыми путями быть ни на кого не похожим. У меня достаточно большой опыт участия в современных оперных постановках – и у Василия Бархатова, кстати, тоже, когда он ставил в Мариинском театре «Братьев Карамазовых». Моя любимая «Золушка» Россини в неординарной трактовке Александра Петрова просто очаровательна! Такое ощущение, что спектакль написан сегодня! Все начинается с дуэта-ссоры двух вздорных сестер, которые, занимаясь фитнесом, крутят хулахуп и измеряют талию. При этом они поют сложнейшую колоратурную музыку! Я же исполняю роль «псевдопринца», выезжаю на сцену на велосипеде с пропеллером, как у вертолета. Тем самым режиссер сразу дает точную характеристику персонажа. Это смешно, но при этом оправданно, точно и потому талантливо.

Еще в одной из модерновых постановок мне посчастливилось играть – майора Ковалева в опере «Нос» Шостаковича. В Мариинском театре этот спектакль поставил Юрий Александров. Им была придумана огромная, во всю сцену, радиоуправляемая металлическая труба – вроде подсвеченного туннеля, куда уходили души умерших. Главный герой, по версии режиссера, умер, но сам этого не понимал, потерявшись между землей и небом. Главное, что при таком совершенно нестандартном решении спектакль стал ярким и динамичным, как голливудский фильм. Мне было безумно интересно работать в этой версии «Носа».


– Вы много лет возглавляете жюри конкурса молодых исполнителей «Весна романса». Среди нового поколения певцов много амбициозных и неутомимых?

– Когда руководитель проекта «Весна романса» Галина Ковзель пригласила меня возглавить жюри, это было для меня большой честью, так как до меня его председателем был композитор Андрей Павлович Петров. Я действительно вижу сейчас многих талантливых молодых артистов – в Академии оперных певцов Мариинского театра, в Театре музыкальной комедии, Консерватории... А какие актеры-вокалисты в театре «Зазеркалье»! Где бы я ни работал, я встречаю молодых и талантливых ребят. Тремя вещами Россия богата: это нефть, газ и таланты. Главное, чтобы эти таланты-самородки не уезжали навсегда из страны, как те же нефть с газом, а чтобы оставались на родине, которой культура жизненно необходима.

Наше старшее поколение тоже надо уважать и беречь. Например, Александру Белинскому, театральной легенде нашего города, в следующем году исполнится восемьдесят пять лет. Он в свое время спас Театр музыкальной комедии от разрухи, заново отстроил его, убедив руководство, что город нуждается в этом театре. Это он придумал и открыл там Малую сцену. Аркадьич по-прежнему полон творческих сил и энтузиазма и готовит новую постановку «Горе от ума» в театре-фестивале «Балтийский дом». Хорошо, если бы старейшин стали наконец ценить при жизни – и тогда, глядя на такое уважительное отношение, молодые артисты понимали бы, что в старости их также будут уважать. Появится новый смысл в их творчестве и работе на благодарной родине.


– За успехами коллег вы следите?

– Я искренне радуюсь профессиональному росту тех, с кем мы начинали свой путь в искусстве. Я учился вместе с Анной Нетребко, мы в один год поступили в Мариинку, где дебютировали в одном спектакле. Тогда она была хорошая и красивая девочка с приятным голосом. Теперь же – мегазвезда! Я недавно выступал с ней и могу сказать, что она феноменальна с точки зрения вокальной техники исполнения – удивительный по красоте голос!

Меня восхищают Ольга Бородина и Татьяна Павловская (меня недавно потрясло, как она спела Адрианну Лекуврер!). Выросли в мэтров Евгений Акимов и Ольга Савова... С Ильдаром Абдразаковым я в конце 1990-х пел в Уфе в опере «Севильский цирюльник», он был тогда почти мальчиком. Теперь же он любимый певец маэстро Риккардо Мути, новые сезоны открывал в «Ла Скала» и в «Метрополитен-опера». Его мастерство растет с каждым годом. Я как-то спрашиваю у Ильдара Абдразакова: «А что же дальше? Ведь это пик вершины для оперного певца». И он мне ответил: «Теперь надо суметь удержаться на этой вершине». А ведь на это тратится еще больше усилий, так как сохранять годами отличную вокальную форму очень и очень непросто.


– Пятнадцать лет назад, когда был создан фестиваль-конкурс молодых исполнителей романсов, жанр был практически забыт: все слушали ретрошлягеры, попсу, многие увлекались русским роком. Постепенно во многом благодаря этому конкурсу, привлекающему молодых артистов, романс стал частью музыкальной индустрии. И сейчас в шоу-бизнесе наблюдается обратный процесс – звезды российской эстрады запели романсы. Людям захотелось человеческого тепла.

– Основатель фестиваля Галина Ковзель действительно спасла от гибели целый жанр: она в 1990-е годы собирала ноты, находила старые пластинки, авторов, объединяла лучших молодых исполнителей и мэтров... Романс – это доверие, шепот, очень хрупкая субстанция, которая не терпит вокруг себя гламурного блеска. Романс нравится людям, потому что создает ощущение разговора с глазу на глаз.

Поп-культура по своей дороговизне и затратности уже предполагает бизнес, который с хрупким и тонким романсом всегда диссонировал. Конечно, можно втиснуть романс в блестящую обертку шоу-бизнеса, но, раскрыв ее, вы увидите только погибшую, увядшую розу... Поэтому для своей новой сольной программы «Не опера» я не стал брать романсы, несовместимые с мощной энергетикой эстрадных подмостков. Своей музыкой и стихами, своими новыми версиями знаменитых хитов я хочу рассказать слушателям о том, о чем всю жизнь мечтала моя душа. О тех, кого любил и люблю, о том, какое счастье любить и быть любимым!


ФОТО с официального сайта Владимира Самсонова

 

 
По теме
 
Дима Билан стал заслуженным артистом России - Петербургский дневник Звание исполнителю присвоил президент страны Владимир Путин Фото: википедия Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому певец Дима Билан получает звание заслуженного артиста страны.
14.11.2018
15 ноября КГИОП исполняется 100 лет - КГИОП В Петрограде 21 марта 1918 года была создана Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомата просвещения.
14.11.2018
 
Фото: www.facebook.com/maria.lemesheva 15 ноября в 12.30 рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Главном штабе Эрмитажа обещают представить первый номер журнала «Кинорепортер».
14.11.2018
Друг Талькова прокомментировал новость о возобновлении следствия - Петербургский дневник По мнению друга убитого певца, следствие возобновили зря Фото: Архив Вчера, 13 ноября, Главное следственное управление СК России по Петербургу возобновило расследование уголовного дела об убийстве певца Игоря Талькова,
14.11.2018
 
Пешеход попал под машину рядом с "Удельной" - Moika78.Ru ДТП рядом с "Удельной". Фото: vk.com/spb_today Пешеход попал под автомобиль недалеко от железнодорожной станции "Удельная", сообщили очевидцы в группе "ДТП и ЧП Санкт-Петербург" около полуночи 14 ноября.
14.11.2018 Moika78.Ru
В Петербурге для «таксистов-отравителей» потребовали пожизненный срок - Петербургский дневник В начале декабря в Санкт-Петербургском городском суде планируется огласить приговор четверым «бомбилам», по версии следствия, травившим своих пассажиров нейролептиками и обиравшим их до нитки Фото:
14.11.2018 Петербургский дневник
Станция была закрыта на проверку из-за обнаруженного подозрительного пакета Фото: Петербургский дневник Станция метро «Площадь Ленина» утром 14 ноября стала недоступной для пассажиров.
14.11.2018 Петербургский дневник
Злоумышленники орудовали в Красногвардейском районе города Фото: «Петербургский дневник» Правоохранители Северной столицы задержали банду подростков, которые совершали свои преступления в Красногвардейском районе города.
14.11.2018 Петербургский дневник
Петербуржец решил продать картину народного художника за 1,5 миллиона рублей - Петербургский дневник Речь идет о работе Юрия Махотина «Зимний солнечный день» Фото: youla.ru На сайте объявлений «Юла» появился любопытный новый лот, который предлагает житель Санкт-Петербурга по имени Александр.
14.11.2018 Петербургский дневник
15 ноября КГИОП исполняется 100 лет - КГИОП В Петрограде 21 марта 1918 года была создана Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомата просвещения.
14.11.2018 КГИОП
На сцене Александринского театра будут вручать Европейскую театральную премию Фото: Википедия В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдут мероприятия,
13.11.2018 Петербургский дневник
Уникальная история про «маленького человека», снятая настоящим классиком современного итальянского кино Фото: кадр из фильма «Догмэн» До широкого отечественного проката добирается еще один участник Каннского кинофестиваля-2018,
13.11.2018 Петербургский дневник
Алена Бобрович Корреспондент Metro побывал на съёмках В Петербурге идут съёмки фильма "Митьковская встреча Эры Милосердия".
13.11.2018 Metro Петербург
Петербург готов принять ЧМ по волейболу в 2022 году - Мой район По словам вице-губернатора Петербурга Владимира Кириллова, в городе есть три современные арены, отвечающие всем требованиям для проведения соревнований: «Ледовый дворец», СК «Юбилейный» и КСК «Сибур-Арена».
14.11.2018 Мой район
Картинка - Петербургский дневник Станция была закрыта на проверку из-за обнаруженного подозрительного пакета Фото: Петербургский дневник Станция метро «Площадь Ленина» утром 14 ноября стала недоступной для пассажиров.
14.11.2018 Петербургский дневник
Картинка - Петербургский дневник На строительство двух станций метро на юго-западе Петербурга город отвел срок в 6, 5 лет.
14.11.2018 Петербургский дневник
«ПД» вспомнил основные этапы карьеры Шавы, как его любовно зовут болельщики «Зенита» Фото: ФК «Зенит» Самый популярный футболист России нового века Андрей Аршавин простился не только с казахстанским «Кайратом»,
13.11.2018 Петербургский дневник
Спикер ЗакСа восхищён его отвагой Фото: «Петербургский дневник» Петербургского подростка Владислава Изотова наградили медалью «За спасение жизни» на заседании городского парламента в среду, 14 ноября,
14.11.2018 Петербургский дневник
Картинка - Петербургский дневник Станция была закрыта на проверку из-за обнаруженного подозрительного пакета Фото: Петербургский дневник Станция метро «Площадь Ленина» утром 14 ноября стала недоступной для пассажиров.
14.11.2018 Петербургский дневник
Считанные минуты остаются до начала публичного обсуждения результатов правоприменительной практики органов надзорной деятельности Главного управления, которое стартует в 14:00 в Гарнизонном клубе ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
14.11.2018 ГУ МЧС России по СПб