Музей над политикой. Михаил Пиотровский об ответственности и халяве

День рождения Эрмитажа может стать общегородским праздником. Недавно Эрмитаж получил высшую профессиональную премию - «Музейный Олимп», а 7 декабря отметил 251-й день рождения. Есть предложение сделать этот день общегородским праздником, ведь в жизни культурной столицы Эрмитаж играет важную роль. О ней рассказывает директор музея Михаил Пиотровский. 

«Идеальный» посетитель 

АиФ-Петербург, Елена Петрова: - Михаил Борисович, не за горами продолжительные январские выходные, школьные каникулы. Эрмитаж ждёт наплыв. А каким вам видится идеальный посетитель?

Михаил Пиотровский: - Мы принимаем всех и стараемся, чтобы людям было удобно. Но доступность музея нельзя понимать в смысле «открыть ногой дверь». Нужно особое отношение, уважение. Так, фотографировать в Эрмитаже разрешено, но когда посетители очень этим увлекаются, они мешают другим. В Лувре у «Моны Лизы» толпы делающих селфи, которые и на картину почти не смотрят. К сожалению, в наше время люди стали примитивными. Жизнь в музее. Как Борис Пиотровский стал хранителем Эрмитажа

Эрмитаж имеет право выбирать своего посетителя. Тех, кого хотим видеть в первую очередь, пускаем бесплатно: детей, студентов, пенсионеров. Но деньги для этого берём из карманов сотрудников, из собственной прибыли, потому что «сверху» нам их не компенсируют. Более того, на 2016 год бюджет музея урезали на миллиард рублей.

Ну а «идеальный посетитель» должен быть умным, сложным и смиренным человеком, потому что самый большой грех - гордыня. Перед искусством особенно. Ведь всё, что находится в музее, принадлежит не нам, мы всего лишь хранители: получили и должны передать дальше. 

АиФ-Петербург:  - Видимо, смирение вы больше всего и цените в людях?

- Смирение, чувство собственного достоинства и самоиронию. И всегда повторяю, что мой личный жизненный девиз: «Терпение - это прекрасно».

АиФ-Петербург:  - Сколько же посетителей может «вытерпеть» Эрмитаж? 

- В музее одновременно могут находиться 7 тысяч человек. Мы хотим перераспределить поток, чтобы люди посещали и Главный штаб, тем более что действует тот же билет, что и в Зимний дворец. В Штабе сегодня находятся едва ли не лучшие наши коллекции, к примеру, импрессионисты. Здание рассчитано на два миллиона посетителей в год. 

Возможно, кому-то непонятно название «Главный штаб». Мы думаем над тем, как его заменить, может быть, на «Эрмитаж Росси» - по имени гениального архитектора? Кстати, приветствуются все  предложения. 

АиФ-Петербург:  - А когда будет открыта экспозиция в Бирже?

- Концепция использования Биржи практически готова, но само здание в тяжёлом состоянии, особенно фундаменты. К сожалению, наши субсидии на капитальный ремонт сильно урезали, так что планировали открытие на 2017 год, но вероятнее всего это произойдёт в 2019-м или в 2020 году.

В Бирже расположится Музей геральдики, то есть наград.  Именно в этой обстановке лучше всего проводить церемонии, связанные с награждениями и другими важными событиями и датами в жизни города, да и страны. На мой взгляд, территория вокруг Биржи лучше подходит для массовых мероприятий, чем Дворцовая площадь.

Эрмитаж Фото: www.globallookpress.com

АиФ-Петербург:  - Время диктует музеям свои правила? Какую роль в жизни Эрмитажа играют новые технологии? 

- Современные направления развития есть, но музей не обязан резко меняться. Он должен представлять, во-первых, подлинные вещи, а во-вторых, совмещать желание объяснить мир, - это научная часть, и страсть к собирательству. Вот две эти вещи и составляют музей. И никакие виртуальные штучки их убить не могут, хотя пытаются. Всегда повторяю фразу: «Музей занимает место между храмом и Диснейлендом». 

Скандал  под брендом

АиФ-Петербург:  - Вы расширяете своё присутствие в России и в мире, открывая всё новые Центры Эрмитажа. В чём их особенность? 

- Это не «филиалы», куда мы привозим выставки. В халявной российской привычке - вы нам дайте, а мы как-нибудь используем - мало проку. После революции коллекции раздавали и не везде их использовали удачно. 

Наши центры-спутники создаются так, что принимающая сторона, будь то Голландия или Омская область, несёт за них ответственность, затраты на содержание. А задача Эрмитажа не только привезти выставки, но и передать свою идеологию, опыт работы, например, с детьми. В Центрах читают лекции, при них открывают курсы и школы. Для нас важно благожелательное отношение со стороны местных музеев, чтобы не отнимать у них деньги. Храм или Диснейленд? Пиотровский о музее, правах культуры и диктате улицы

АиФ-Петербург:  - Знаю, что Эрмитаж возглавил борьбу за возвращение в музеи полицейской охраны. Получается? 

- Отмена полиции в музеях - вершина процесса, который шёл по всей стране. Отказ государства от обязанностей по охране культуры. После инициированного «под нашим брендом» скандала важный для всех музеев вопрос пересматривается.

Музей против терроризма 

АиФ-Петербург:  - Насколько музей зависит от политики?

- Про Эрмитаж шутят, что он как Ватикан, - государство в государстве. Но музею приходится защищать свои права и доказывать, что он находится над политикой и экономикой, что это - сакральная территория, где действуют свои законы, традиции, достигаются определённые цели и задачи. Однако с помощью рассуждений защитить культуру невозможно. И происходит дикая политизация, вплоть до того, что сохранять, а что нет. Нужно думать, а не говорить лозунгами. 

При этом музей открыт, и критерий его успеха - возможность общаться с обществом, участвовать в жизни. Музей - как живой человек, поэтому нельзя урывать кусочки, продавать вещи. 
Культура не передаётся генетически. Лучшее её определение - генетически не передающаяся память поколений.

Фото: АиФ / Яна Хватова

АиФ-Петербург:  - Может ли культура помочь в борьбе с терроризмом?

- Думаю, что может, потому что в значительной мере терроризм как метод, как часть идеологии, держится на низком культурном уровне человека. Когда кто-то не может найти ответы на важные жизненные и духовные вопросы, ему подкидывают «решения».

АиФ-Петербург:  - Принято говорить, что Эрмитаж входит в тройку ведущих музеев мира. А какое место отдаёте вы?

- У нас в России принято быть скромным, поэтому сошлюсь на мнение многих замечательных людей, с которыми встречался на протяжении жизни: они называли Эрмитаж величайший музеем в мире. Спорить не стану. 

 
По теме
Главный врач больницы Святого Великомученика Георгия подвел итоги работы стационара в 2023 году - Городская больница Святого Великомученика Георгия По словам Валерия Викторовича, количество пролеченных больных в стационаре за прошлый год, по сравнению с 2022 годом, выросло на 20%.
Городская больница Святого Великомученика Георгия
В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
С.-Петербургские ведомости