"Состояние превращения из "не могу" в "могу" меня очень подбадривает!"

В Театре музыкальной комедии идут премьерные показы спектакля "Кокс и Бокс в суде", в котором соединены одноактные оперетты малоизвестного в нашей стране английского композитора Артура Салливана. За пультом – заслуженный артист России, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в област и культуры и искусства и национальной театральной премии "Золотая маска" Андрей Алексеев, который размышляет о будущем оперетты и мюзикла и о судьбе дирижера.

Андрей Владимирович, расскажите о премьере

Я давно хотел, чтобы эта музыка зазвучала в нашем театре. Конечно, были опасения: пойдет ли зритель на неизвестного композитора? Все-таки, если в афише стоит "Сильва", аншлаг неизбежен. А если новое название, то гарантии, что публика хлынет в зал, нет. Поэтому ставить большие произведения Салливана мы не рискнули. А решили объединить две одноактные оперетты и придумали новый спектакль – легкий, добродушный, такой жизненно необходим при нашей петербургской погоде. Ведь, приходя в театр, зрители должны отдыхать и получать удовольствие.

И как вы полагаете, какой зритель придет на этот спектакль? Будет ли молодежь? 

Наш "Кокс и Бокс в суде" будет интересен тем, кто любит и оперу, и оперетту. Это спектакль для хорошего музыкального уха, в нем заняты лучшие солисты театра и зрителю есть что послушать. Что касается привлечения в театр нового и не вполне подготовленного зрителя, действительно, проблема существует. Если в советское время была выстроена система образования и посещения культурных учреждений, то сегодня она разрушена. Поэтому каждый театр выплывает как может. 

Не от этого ли на афишах так часто можно увидеть модное ныне слово "мюзикл"? 

Да, но посмотрите: мюзикл в нашем театре и в драматическом "на трех стульях" – большая разница. А сегодня, к сожалению, даже  профессиональные жюри театральных премий не делают разграничений, соединяя в одном разделе, посвященном оперетте и мюзиклу, постановки и музыкальных, и драматических коллективов. Хотя как можно сравнивать профессиональный музыкальный театральный коллектив – с оркестром, хором, ансамблем, балетом с постановкой в драматическом театре, где под фонограмму или в лучшем случае драматическим голосом исполнят несколько песен? 

Видимо, само название "мюзикл" для таких театров очень важно, потому что оно привлекает зрителей. А вот нашему театру, я считаю, мюзикл пошел на пользу. Благодаря тому, что некоторые артисты тоже начали принимать участие в мюзиклах (хотя я не всегда одобряю это с вокальной точки зрения), у них появились поклонники – молодое поколение. И теперь, когда эти артисты выступают в оперетте, молодежь приходит послушать их и в этом жанре. Но не все мюзиклы одинаково полезны. 

Директор Музкомедии Юрий Шварцкопф неоднократно говорил о необходимости второй площадки, как раз для мюзиклов

При неуемной энергии Юрия Алексеевича я бы сказал, что нам необходимы три площадки, потому что творческих планов – море. Но, чтобы реализовывать их, не хватает технических возможностей. Когда идут мюзиклы, а они всегда идут блоком по нескольку спектаклей, артисты оперетты простаивают, и наоборот. Мне очень обидно, что солисты, которые хотят выступать, расти, пробовать себя, вынуждены уходить в какие-то антрепризы, подрабатывать, участвуя, к сожалению, не всегда в качественных спектаклях. 

В театре мы отвечаем за их актерские работы, за вокальную форму и поддерживаем солистов постоянным тренингом. А когда они уходят на "вольные хлеба", театр следить за этим не может. И бывает так: возвращается после месяца гастролей вокалистка, которая каждый день пела "Сильву", и мне необходимо еще полмесяца восстанавливать ее вокальный уровень, чтобы она смогла достойно выйти на сцену театра. 

Логично было бы разделить оперетту и мюзикл еще и потому, что и в том и в другом жанре есть интересные произведения. А получается, что мы все время "толкаемся локтями" и реализовать творческий потенциал двух жанров не можем. Кроме того, сам дворцовый стиль особняка, где живет наш театр, диктует особый стиль для спектаклей. На мой взгляд, эти стены – для элегантной музыки, для бальных платьев, для вальсов – для классической оперетты, одним словом. 

Значит, дирижировать мюзиклами вы не любите? 

Во-первых, я не испытываю удовольствия от качества этого музыкального материала. Мне ближе Чайковский, Бах, Кальман и Легар. Во-вторых, мюзикл показывают блоками, иногда очень большими. А это поток. Лет 20 назад я дирижировал 30 спектаклями "Лебединое озеро" подряд. И ни за что не стал бы повторять этот опыт. Для меня важен факт искусства. 

А что еще важно для дирижера? Какими качествами он должен обладать? 

Дирижером не становятся сразу. Об этом можно мечтать с детства, как было со мной, или заинтересоваться специальностью позже. Любой дирижер сначала получает полноценное музыкальное образование, овладевает искусством игры на каком-либо инструменте. 

На мой взгляд, дирижер должен обладать специальными способностями и музыкальной интуицией. Раньше в эту профессию был жесточайший отбор. Сейчас идет жесточайший отбор при поступлении, а дальше все рассыпается… Приходит молодой дирижер в оркестр, начинает дирижировать симфонию Бетховена, он это делает в первый раз, а оркестранты ее исполняют в сотый. Кто лучше знает? Конечно, оркестранты. Но если дирижер сможет предложить в этот 101-й раз что-то интересное и свежее, то даже одной такой фразой можно изменить смысл исполнения. Был юбилей Малого зала Филармонии, и принять участие в концерте пригласили университетский оркестр, которым должен был дирижировать Юрий Темирканов. Виктор Третьяков должен был играть на скрипке, я – на аккордеоне. Это было знаменитое Libertango Пьяццоллы. Темирканов прошел мимо вжавшихся от ужаса в кресла студентов-оркестрантов к пульту. Сыграли блестяще. Темирканов молчит, потому что все точно. Но все сидят со скрипками, как с автоматами. И тогда он вдруг говорит: "Друзья, нельзя играть такую музыку с такими лицами". Все расслабились и после этого сыграли еще лучше. Вот сила дирижера. 

Вы говорите о том самом студенческом оркестре СПбГУ, которым руководите?

В этом году оркестру университета исполнилось 175 лет, 25 из них я являюсь его художественным руководителем. И кроме возможности встречи с другой музыкой, не той, что привычна в театре, для меня это радость постоянного творческого открытия. Ведь студенты, которые составляют основной костяк оркестра, занимаются музыкой по зову души. А значит, полны особого энтузиазма и азарта. 

Всегда привожу фразу Одоевского: "Чем отличаются профессионалы от любителей? Любители хотят, но не могут. А профессионалы могут, но не хотят". И вот это состояние превращения из "не могу" в "могу" меня подбадривает. Мы творим! Многие считают, что профессия дирижера достаточно жесткая. А вы какой дирижер? Я не диктатор. Мне интересно музицировать с музыкантами, потому что каждый из них – личность. Они профессионалы высокого класса, могут даже что-то подсказать. Я за сотрудничество. Дирижерской практики у меня достаточно, но я хотел бы больше интересных проектов. Мне хочется знакомиться с такой музыкой, которую я еще не знаю. У дирижера должно быть развитие, и я мечтаю о том, чтобы меня что-то потрясло, чтобы мне удалось открыть для себя что-то новое.

 
По теме
В чью дверь постучится беда, никто не знает. Но всегда найдутся те, кто готов протянуть руку помощи.
В суде может быть весело, утверждают авторы спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии Премьера Театра музыкальной комедии «Кокс и Бокс в суде» в постановке молодого Сергея Пантыкина,
Казалось бы, странный вопрос. Конечно, можно! Ведь спектакли идут по несколько лет, а то и больше!
В рамках проекта «Детские музыкальные академии» в Охтинском центре эстетического воспитания прошел музыкально-поэтический спектакль «Мать и музыка» по произведению Марины Цветаевой на музыку Д. Шостаковича и Р. Шумана.
Александр Беглов рассказал о реакции петербуржцев на теракт в «Крокусе» - Spbdnevnik.ru В нашем городе появилось много стихийных мемориалов, к которым петербуржцы несли цветы, зажженные свечи, игрушки Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Губернатор Петербурга Александр Беглов напомнил,
Spbdnevnik.ru
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга