Участие ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в открытии выставки «Миг между прошлым и будущим»
В январе 2018 года представители Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова приняли участие в открытии выставки Елены Оскаровны Марттилы «Миг между прошлым и будущим», организованной газетой «Аргументы и факты – Санкт-Петербург» и независимым куратором и исследователем искусства Второй мировой войны Ксенией Афониной. Выставка приурочена к 75-летию со Дня прорыва блокады Ленинграда.
Выставка открылась 17 января 2018 года в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников. В рамках реализации совместного конкурса «Красуйся, Град Петров!» вместе с представителями Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова на открытие выставки были приглашены ребята из школы №245 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина и представители музея-макета «Петровская Акватория». Особыми гостями мероприятия стали ветераны – дети блокадного Ленинграда.
В состав делегации нашего университета вошли: представитель Центра довузовского образования Елена Борисовна Кремлева и курсанты Института «Морская академия» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.
Елена Марттила посвятила всю свою жизнь искусству. В январе 2018 года ей исполняется 95 лет. Художница продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Музее театрального и музыкального искусства, в Российской национальной библиотеке, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила награждена Золотой медалью Союза Художников России.
Ленинградская художница в суровые блокадные годы выжила благодаря тому, что оставалась верна своему призванию. Ее работы были предельно реалистичны, но они вселяли в людей веру в победу, дарили надежду. Одна из самых известных работ блокадного периода – «Ленинградская дежурная, 1942». На картине изображена женщина с ребёнком. Ребёнок положил голову на грудь своей матери, мать укрывает его от воздушных налетов. Ленинградцы, пережившие блокаду, называют эту картину «Ленинградская Мадонна» или «Берегиня». Для них она – символ мужества матерей, защищавших своих детей во время блокады.
Свои зарисовки о блокаде художница впервые решилась показать только после 1985 года. Эти подлинные свидетельства трагедии блокадного Ленинграда стали настоящим откровением для зарубежного зрителя.
В финале мероприятия наши курсанты вручили ветеранам небольшие подарки и цветы. Гости продолжили осмотр экспозиции в Большом зале Выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников, где в тот же день начала работу выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается». Выставки в Союзе художников продолжат свою работу до 28 января.
Центр довузовского образования
Под редакцией управления внеучебной и воспитательной работы
Остальные фотографии - в Фотогалерее .
Елена Оскаровна Марттила
6 января 1923
Елена Оскаровна Марттила родилась 6 января 1923 года в Петрограде. Ее отец – Оскар Антонович Марттила, курсант военного училища, был родом из финского города Котка. Мать – Евдокия Васильевна, рабочая на заводе Козицкого, после развода с мужем воспитывала дочь одна. Елена начала рисовать в раннем детстве. Когда девочке было пять лет, матери удалось устроить её в районный детский сад № 77 «Детский очаг», где занятия проводила художник Екатерина Николаевна Огнева. Именно она сыграла решающую роль в профессиональном выборе Елены.
1934
Елена участвует в I Всероссийском конкурсе юных дарований, который проводится в Советском Союзе для воспитания нового поколения советской интеллигенции. Ее принимают в художественную школу при Всероссийской академии художеств в Ленинграде.
1937
Оскара Антоновича Марттилу, проживающего в то время в Петрозаводске с новой семьёй, арестовывают в числе 3000 жителей города и приговаривают к расстрелу. Позднее Елена получит письмо о его посмертной реабилитации.
1941
20 июня 1941 года Елена оканчивает среднюю школу и получает аттестат зрелости. После объявления войны 22 июня она добровольно записывается в сандружину Районного Красного Креста (РКК). Работает медсестрой в детской больнице имени Н.К. Крупской и госпитале, помогает эвакуировать детей. Проходит подготовку на курсах медсестер запаса. После сдачи экзаменов по состоянию здоровья признаётся непригодной для военной службы. Не попав на фронт, в ноябре сдает вступительные экзамены и поступает в Ленинградское художественное училище имени С.В. Серова – единственное художественное заведение, которое оставалось открытым в блокадном Ленинграде.
1942
Всю зиму 1941-1942 гг., после полной остановки городского транспорта, пешком через весь город Елена приходит на занятия и продолжает учиться, что спасает ее от голодной смерти. В то страшное время она создает серию блокадных зарисовок. Елена запечатлевает на бумаге всё, что видит на улицах блокадного города и в бомбоубежищах, где ленинградцы прячутся от налётов немецкой авиации.
Весной снаряд попадает в дом 19А на 18 линии Васильевского острова, в котором в квартире 73 она жила вместе с матерью. Елена была в это время в училище, а Евдокия Васильевна чудом осталась в живых, но получила сильную контузию.
14 апреля 1942г. Елена с больной матерью и соседями по квартире эвакуируются по Ладоге в Мордовию. В своих воспоминаниях она отметит, что эта дорога была одним из самых страшных испытаний за всю войну.
В эвакуации Елена работает в школе, где преподает черчение и естествознание, помогает в колхозе и на лесозаготовках.
1943-1944
При первой возможности возвращается с Евдокией Васильевной в Ленинград, в свою старую квартиру. По приглашению директора Я.К. Шабловского Елена возобновляет обучение в Ленинградском художественном училище.
Делает наброски Д.Д. Шостаковича во время исполнения Седьмой симфонии в зале Ленинградской филармонии.
1948
Заканчивает с отличием Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова. Поступает на факультет графики Ленинградской академии художеств, но вскоре забирает документы, чтобы устроиться на работу. Ей нужно материально поддерживать семью: маму, не оправившуюся от последствий тяжелой контузии, и тяжелобольного отчима Владимира Дмитриевича Кузнецова.
1949-1977
Работает плакатистом, оформителем, ставит спектакли в кукольном театре во Дворце Пионеров, преподает в Ленинградском художественном училище, Педагогическом институте имени А.И. Герцена, ведет студии в Политехническом институте имени М.И. Калинина.
В 1964 году принимает участие во Всемирном фестивале кукольных театров «Унима» в Ленинграде. По ее постановкам и оформительским эскизам создано более 50 театральных и кукольных спектаклей.
В эти же годы занимается поиском наиболее подходящего художественного приема для возрождения блокадных эскизов. Елена осваивает гравюру на картоне – графичный и одновременно живописный способ передачи блокадной темы, с которым ее знакомит мастер-печатник при Ленинградском Союзе Художников Николай Трофимович. Художница создает свою первую гравюру на картоне «Студент», которую приобретает Русский музей. Делает серию работ по блокадным зарисовкам и воспоминаниям. Начинает работать над циклом работ по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
1978
Елена уходит на пенсию, но продолжает рисовать. Создает серию пейзажей, портретов и натюрмортов и все время возвращается к блокадной теме.
1981-1995
Елену принимают в Союз Художников СССР.
Работы художницы выставляются в разных городах России, Германии, Франции, Великобритании, Финляндии.
1996 – по настоящее время
Елену приглашают с блокадной выставкой на родину отца – Котку, и предлагают художественную мастерскую. Елена начинает работать между Санкт-Петербургом и Финляндией. Она возвращается к живописи и пробует новую технику – монотипию с акварели.
В последние годы, по состоянию здоровья, большую часть времени Елена Оскаровна проводит в Финляндии, но при первой возможности возвращается в родной Петербург.
Елена Марттила являлась участником более 130 выставок – из них 30 персональных, включая выставку в Берлине (1995), Санкт-Петербурге (2013, 2014), Москве и Московской области (2014), в Кембридже (2017).
Ее работы хранятся в Русском музее, Музее театрального и музыкального искусства, в Российской национальной библиотеке, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила награждена Золотой медалью Союза Художников России.