Искусство контраста

Искусство контраста | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Музее Академии художеств открылась выставка «От «Мира искусства» к конструктивизму в русской печатной графике».

В Тициановском зале представлены обложки книг, афиши, плакаты, календари, увидевшие свет в первой трети прошлого столетия. Это работы Бакста, Билибина, Кустодиева, Самохвалова, Малевича, Чехонина, Лансере, других известных художников и авторов, имена которых не установлены.

Выставка сформирована из собственных фондов музея. Впервые перед публикой предстала коллекция, собранная в начале прошлого века Владиславом Карповичем (1872 - 1937). Практикующий в Санкт-Петербурге - Петрограде архитектор был редактором журнала «Архитектурный музей Императорской Академии художеств». Общаясь с авторами, он имел возможность отбирать интересные произведения для своего собрания. В музей Академии художеств коллекция, в которую входит больше тысячи произведений, поступила в 1934 году.

Выставке предшествовала исследовательская работа по определению авторства, дат и целей исполнения произведений. Оригиналы отбирались таким образом, чтобы показать развитие книжной графики в первых десятилетиях прошлого века, продемонстрировать преемственность и контраст, заявленный в названии выставки - «От «Мира искусства» к конструктивизму».

Открывают выставку многодельные, орнаментальные, тонкие вещи эпохи модерна, а завершают работы советской поры.

Привлекает внимание афиша «Большой благотворительный базар кукол» 1898 года. На ней Бакст изобразил девочку с игрушкой в руках. Его же работы обложка партитуры клавира Чайковского «Лебединое озеро». Здесь же можно увидеть обложки журналов «В мире искусства» 1907 года и «Аполлон» 1911-го. Плакаты к выставке русских портретов 1905 года и выставке «Ломоносов и Елизаветинское время» - работы Лансере. Билибин создал афишу концерта «Духовные песнопения» 1910 года. Его же рук отрывной календарь 1911 года с четырьмя дамами на обложке, символизирующими времена года.

Серебряный век русской культуры завершился, настало время революционных перемен. Художники осваивали новые темы, стилистику, технологии, возможности и средства печати. Их работы становились документами эпохи.

Малевич создает лубок «Вильгельмова карусель» 1914 года с текстом «Под Парижем на краю лупят армию мою я кругом бегаю да ничего не делаю». Кустодиев рисует обложку брошюры «Что нужно знать селькору». Самохвалов берется за агитационный плакат «Армия могучий оплот страны пролетарской диктатуры» и обложку книги «Чему учит Ленин».

Печатная графика первых десятилетий советской власти отражает веяния времени и демонстрирует бесспорное художественное качество.

  • Людмила Леусская
  •  
    По теме
    Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. - Культура Петербурга Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. Рассказываем, какие мероприятия пройдут в Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих в апреле 2024 года.
    Культура Петербурга