Имени Стржельчика

  • Ирина Павлова
  • Лиза Боярская (слева) и Карина Разумовская — яркие звезды на театральном небосклоне. ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ

    В день 95-летия со дня рождения Владислава Стржельчика в Санкт-Петербурге вручили премию его имени. Двум очень красивым, талантливым и популярным актрисам – Елизавете Боярской, актрисе МДТ, и Карине Разумовской из БДТ.

    Из всех именных премий, которые существуют на свете, эта, как мне кажется, самая правильная. Я не знаю принципов, по которым выбирают лауреатов, но сам факт вручения премии имени Стржельчика – это для актера должно быть фактом высокого признания и серьезным профессиональным авансом. Просто потому, что мало кто столь абсолютно соответствовал всем представлениям о том, каким должен быть актер. Потому что Стржельчик был актер эталонный.

    Не в том смысле, что был самым талантливым на свете (хотя талантлив был блистательно), а в смысле, что идеально подходил под все «народные приметы»: красив, статен, элегантен, остроумен, обаятелен, изыскан. Актеры ведь бывают и замкнутыми, и мрачными – разными. Но, согласитесь, когда произносишь слово «актер» – в сознании сразу возникает светский лев: он идет – и все его видят, на него нельзя не обратить внимания, он не затеряется ни в какой толпе, он мгновенно обращает на себя внимание, он говорит – и сразу слышно: актер.

    В сущности, я пытаюсь вспомнить еще кого-то, кто бы столь же соответствовал идеальному представлению о человеке этой профессии, и вспоминаю еще лишь одно имя – Борис Ливанов. Вот их таких два и было – образцовых, легендарных.

    И потому премия имени Стржельчика – это как билет на вход в компанию небожителей.

    Владислава Игнатьевича Стржельчика в БДТ (а потом уже и в городе) все называли Стрижом: мало кто правильно выговаривал «трудную» польскую фамилию (четыре согласных подряд!), чаще говорили «Стрижельчик».

    Он в БДТ смолоду считался «актером-фрачником» (было в театре и такое амплуа).

    Потом как-то все быстро поняли (еще до Товстоногова), что он непревзойденный характерный актер – веселый, заводной, искрометный, и он стал играть характерные роли тоже, но амплуа красавца из прежних времен от него все равно никуда не делось.

    У него были какие-то совершенно ослепительно старорежимные манеры и потрясающая питерская речь, с такими интонациями, каких я вообще мало в жизни слышала (очень похоже говорили наши педагоги в ЛГИТМиКе, многие из которых были старорежимными петербуржцами).

    Стрижа в театре любили.

    Он был изысканно остроумен, доброжелателен и независтлив. Это ценилось. Его положение в театре было совершенно незыблемым, прочным, он был занят в репертуаре, как мало кто. И, хотя центральных ролей имел не слишком много, каждая из них была чистым золотом.

    Кроме того, он чуть ли не первым в старом БДТ начал много сниматься, приобрел отдельных от театра поклонников и совсем другие деньги, а уж про успех у дам и говорить нечего.

    После знаменитого спектакля «Варвары», где Стржельчик играл Цыганова, а Павел Луспекаев – Черкуна, внезапно выяснилось, что «мачо-реформатор» Черкун, за которого так отчаянно сражались две женщины, не стал любимцем ленинградской публики. То есть речь не про актера Павла Луспекаева, а именно про персонаж. Любимцем стал изящный циник Цыганов, которого играл Стржельчик. По одной-единственной, но совершенно неотразимой причине. Цыганов оказался способен на глубокую, пусть и безнадежную страсть, а Черкун – нет. Зритель экстраполирует на актера все качества его персонажа, и после роли Цыганова сердца женской части ленинградских театралов всецело принадлежали Стржельчику.

    Цыганов довольно долго оставался его главной театральной работой. Актеру при всей сумасшедшей зрительской любви обязательно требуется профессиональное признание – а такому, как Стржельчик, – и подавно. И признание не такое: «здорово сыграл, молодец!», а такое: «ах!». В этом театре похвала «хороший артист» вообще ничего не стоила. Там все были хорошие, плохих-то даже на эпизодах не было.

    И вдруг Гога, впервые после «Варваров», после роскошной роли Цыганова, дал ему главную роль. Не просто главную – а главную-преглавную. Козырную. Старый-престарый еврей Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера.

    Но ради этой роли надо было поступиться всем имеющимся у Стрижа багажом – всем, за что его так любила публика: красотой, манерами, немыслимой речью и голосом, ростом, статью – ну, в общем, всем.

    Вот сказать, что никто до этой роли даже не подозревал, какого масштаба в театре есть актер, – не сказать ничего. Все, кто думал, что знает Стрижа как облупленного, только рты поразевали. Потому что оказалось, что это артист шекспировского масштаба. Причем не масштаба роли Хотспера (которого он в театре как раз и играл), а масштаба Короля Лира.

    Настоящий Великий Артист.

    А потом, после «Цены», он снова «и крутился, и вертелся, и козликом скакал», мог себе позволить все: вокруг все уже понимали – кто перед ними... Теперь он знаком новым поколениям зрителей только по кино (ну и по «Хануме», в записи, разумеется). То есть про настоящий масштаб таланта Стрижа люди сегодня могут хоть что-то понимать лишь по роли генерала Ковалевского из сериала «Адъютант его превосходительства».

    И только те, кто видел живьем тот спектакль, кто рыдал вместе с этим стариком, знают, чей на самом деле 95-летний юбилей отмечали 31 января, отмечали вручением премий его имени. Имени Великого Артиста.

    И вот, когда думаешь про лауреатов этой премии, про их успех и профессиональное признание, понимаешь, что само имя Стржельчика всегда будет напоминать им о том, что актер ни от чего не застрахован: ни от пошлого текста, который надо оправдать, ни от глупого фильма, в котором пришлось сниматься, ни от сказанного в спину злого слова, которое придется пережить. Все это было всегда и всегда будет.

    Но актер – сам себе страховой полис: и если в твоем багаже был – хотя бы один раз в жизни – Цыганов или Соломон, сыгранный на разрыв аорты, под гробовую тишину или рыдания зрительного зала, то тебе цена известна, и поколебать ее уже не сможет никакой биржевой обвал. Только ты сам.


     
    По теме
    Живая музыка, хиты отечественной и мировой эстрады прозвучат в стенах старинной Анненкирхе и подарят слушателям ностальгическую атмосферу прошлого столетия.
    24.04.2019
    Картинка - Петербургский дневник 22 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения Владимира Набокова. На следующий день в Петербурге создали координационный совет по защите музея писателя Фото: Архив ПОД КРЫЛОМ УНИВЕРСИТЕТА  Дом на Большой Морской ул.,
    24.04.2019
     
     
    это шесть осколочных гранат Ф-1 времён Великой Отечественной войны. Фото предоставлено пресс-службой Росгвардии, "Metro" - Metro Петербург Майя Колесникова Их уже вывезли и обезвредили Взрывотехники ОМОН Росгвардии в поселке Репино обследовали и вывезли для уничтожения гранаты времён войны Накануне, 23 апреля,
    24.04.2019 Metro Петербург
    Картинка - Петербургский дневник Трагедия произошла на пешеходном переходе Фото: «Дорожный инспектор» В Адмиралтейском районе Петербурга днем в среду, 24 апреля, произошла трагедия на пешеходном переходе.
    24.04.2019 Петербургский дневник
    Малыш в тяжелом состоянии находится в больнице Фото: «Петербургский дневник» Вчера вечером в городе Тихвине произошла трагедия: ребенок, которому нет и двух лет, выпал из окна.
    24.04.2019 Петербургский дневник
    Животное пробудет в клинике еще несколько дней Фото: vk.com/podslyshano_pushkin_glavnoe Два дня назад один из охранников Ленинградского государственного университете имени Пушкина избил кошку,
    24.04.2019 Петербургский дневник
    Макаров: Помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, – одна из главных задач власти - Единая Россия Фракция «Единая Россия» внесла на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проект закона «О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
    23.04.2019 Единая Россия
    В проекте также приняли участие Анастасия Мельникова и Иван Охлобыстин Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник» На петербургской киностудии «Ленфильм» завершились съемки комедийного фильма «Этаж»,
    24.04.2019 Петербургский дневник
    В Петербурге 120-летие со дня рождения Владимира Набокова обернулось невероятно позорной историей с музеем Набокова — старинным зданием на Большой Морской, 47.
    23.04.2019 Мой район
    Коллеги по телецеху вспоминают талантливого оператора и старожила Ленинградского телевидения Фото: www.kino-teatr.ru Вчера не стало известного петербургского оператора Сергея Дубровского.
    24.04.2019 Петербургский дневник
    Главный врач «Зенита» осмотрел Кокорина в СИЗО - Мой район По словам главы пресс-службы столичного управления ФСИН Сергея Цыганкова, главный врач сине-бело-голубых оценил состояние здоровья нападающего и дал свои рекомендации по лечению и реабилитации.
    24.04.2019 Мой район
    Арктика, форум - Петербургский дневник Об этом сообщило министерство обороны Соединенных Штатов Фото: pixabay.com Стало известно, что министерство обороны США заключило контракт на строительство ледокола тяжелого класса.
    24.04.2019 Петербургский дневник
    Полузащитник «Зенита» рассказал о Петербурге, стадионе на Крестовском острове и Александре Кокорине Фото: ФК «Зенит» Известный футболист Клаудио Маркизио сейчас не играет в футбол – у него травма.
    23.04.2019 Петербургский дневник
    На матче ожидается порядка 44 тысяч болельщиков Фото: ФК «Зенит» В среду, 24 апреля, в Петербурге на стадионе «Газпром Арена» в матче 25-го тура Российской премьер-лиги встретятся «Зенит» и московское «Динамо».
    24.04.2019 Петербургский дневник
    Картинка - Петербургский дневник Трагедия произошла на пешеходном переходе Фото: «Дорожный инспектор» В Адмиралтейском районе Петербурга днем в среду, 24 апреля, произошла трагедия на пешеходном переходе.
    24.04.2019 Петербургский дневник
    скриншот объявления на сайте avito.ru - Фонтанка Здание-памятник – канатный цех завода «Красный гвоздильщик» с водонапорной башней — предлагают купить в Петербурге более чем за 238 млн рублей.
    24.04.2019 Фонтанка
    За период  с 15 по 21 апреля на сетях центрального отопления произошло 10 аварий с отключением 121 здания.
    24.04.2019 Выборгский район