В театральной библиотеке открылась выставка художника-технолога Александринского театра

Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека открыла выставочный сезон 2018 года персональной выставкой Михаила Платонова "D. A. La Divina commedia. Ад". В этом году у художника-технолога, макетчика, художника-постановщика спектаклей Александринского театра Михаила Платонова профессиональный юбилей – 40 лет служения театру.

Михаил Платонов сегодня, по праву, признан одним из лучших театральных художников-технологов Санкт-Петербурга. В Александринский театр он пришел по распределению в 1978 году, сразу же после окончания постановочного факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (класс профессора В. В. Базанова). За годы работы Платонов изготовил более 300 макетов и декораций к спектаклям не только Александринского, но и других театров. Многие из этих спектаклей впоследствии стали легендарными. Достаточно вспомнить постановки "Пока бьется сердце" (реж. И. Горбачев, 1977), "Унтиловск" Л. Леонова (реж. Н. Шейко, 1981), "Пер Гюнт" Г. Ибсена (реж. В. Эренберг, 1979).

Михаилу Платонову довелось работать с такими мэтрами сценографии как Даниил Лидер, Эдуард Кочергин, Андрис Фрейсбергс, Март Китаев, Александр Орлов, Александр Боровский.

Библия по Данте

Графические работы Платонова, выполненные в авторской технике, расскажут зрителям о впечатлениях художника от последнего и самого зрелого произведения Данте Алигьери – "Божественной комедии".

"Данте – это жизнь. "Божественная комедия" - про жизнь каждого человека. Где-то я слышал выражение "Библия по Данте", так вот эта поэма и есть Библия. Поэтому любое обращение к Данте в какой-то мере философское, у него каждая строчка многозначительна. Я стараюсь почувствовать атмосферу, дух произведения – это для меня главное. А дальше что-то рождается изнутри и выплескивается на холст. То, что изображено на картинах – это мое эмоциональное познание мира и Данте", - сказал на открытии выставки Михаил Платонов. Художник также поделился секретом авторской техники, которая создавалась, по его словам, на протяжении многих лет.

"Я считаю себя в некоторой степени сюрреалистом. Сюрреалисты пытались найти технику, соответствующую их характеру, эмоциональному состоянию. Технику, которую я определил для себя, я назвал "полет кисти", так как она позволяет мне быть свободным. Она состоит в прямом взаимодействии "душа-сердце-кисть", - добавил Платонов.

Все картины на выставке подписаны цитатами из "Божественной комедии", что помогает погрузиться в каждый фрагмент дантовской Вселенной в воплощении Михаила Платонова. Его произведения в полной мере можно сопоставить с поэмой итальянского поэта. Как и у Данте, у которого загробный мир предстает перед читателем в форме цельного здания, где архитектура просчитана в мельчайших деталях, а координаты пространства и времени отличаются математической и астрономической выверенностью, так и у Платонова – картины полны нумерологического и эзотерического подтекста.

"По этой выставке нельзя быстро пробежаться – здесь нужно проводить час или больше. Но, хочу сказать, даже мгновение от пребывания на ней впечатляет. С Михаилом Михайловичем мы знакомы 40 лет, я видела все его работы. Всё, что он делает – произведение искусства. Я никогда не забуду как в Александринском театре проходил прием одного из его макетов к спектаклю. Тогда в худсовете состоял Народный артист СССР Василий Меркурьев. Я стояла рядом с Василием Васильевичем и сказала: "Какой замечательный макет", а он ответил: "Да, макет прекрасный. Это большой художник". Это говорил Меркурьев, который сам является художником мирового масштаба", - поделилась Народная артистка РСФСР Галина Карелина.

Проблема театральной профессии

К сожалению, сегодня приходится говорить о том, что профессия макетчика уходит из перечня театральных специальностей. Макеты для спектаклей, которые выполнялись посредством тонкой ручной работы, теперь можно сделать на компьютере. В связи с этим судьба легендарной макетной Александринского театра тоже неоднозначна. Совсем недавно часть мастерской отдали под конструкторское бюро.

"При мне в театре работали великие люди, замечательные режиссеры и актеры: Сагальчик, Шейко, Эренберг, Бруно Фрейндлих, Соколов, Борисов. Все они безумно любили макетную, могли сидеть часами в перерывах или после репетиций. Артисты репетировали на 5-м ярусе, а оттуда дверь ведет в макетную, она всегда была открыта. Я думал, что за 40 лет создал здесь некую ауру, сохранил дух великих: Дмитриева, Тышлера, Акимова и целый сонм прочих художников. Но перепланировка мастерской лишает ее этого духа. Профессия макетчика действительно уходит. Тем не менее, я, конечно, постараюсь подготовить себе преемника, толкового кого-то из ребят, на которого могли бы опереться. Полагаться на один лишь компьютер – очень опрометчиво", - сказал Михаил Платонов.

Выставка  "D. A. La Divina commedia.  Ад" будет работать до 31 марта. Вход свободный.

 
По теме
Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях к этому часу.
ТК Санкт-Петербург
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга