Посмотреть киноленту пришли звездные гости - Михаил Боярский с дочерью Елизаветой, актер Илья Носков, представители съемочной команды, а также Илья Васильев - автор книги, по которой был снят фильм.
О чем кино
Главный герой Печерский в исполнении Хабенского - это герой по классике жанра, "убит, но не сломлен". Он не собирается принимать смирение и ждать, когда их избавят советские солдаты или смерть из условий, где люди - почти что животные. Герои хотя и ходят в рваной одежде, замученные и грязные, но назвать их изнеможенным голодом и бессонными ночами некоторым зрителям оказалось сложно.
Немцы в лагере смерти - все как на подбор, жестокие, обозленные "скоты", получающие искреннее наслаждение от боли и страданий других.
Несмотря на все это, фильм нельзя назвать перегруженным сценами насилия. Лишь конец киноленты режиссер, видимо, решил сделать апогеем страданий.
Помимо самого Печерского героями ленты стали совсем юные актеры - по сценарию, два еврейских мальчика, которые перевернули ход событий в лагере смерти Собибор. Один из них еще недавно кормил лошадей сахарком, а теперь увидел смерть в глаза. Второй - юный ювелир - обещал изготовить маленькой сестреньке украшение. Он еще не знал, что через пару дней ее не станет, а он будет делать для одного из немецких офицеров булавку из золота коронок, которые ему принесут вместе с вырванной челюстью.
Встреча оказалсь эмоциональной
После фильма на сцену вышел сам режиссер "Собибора" и исполнитель главной роли, чтобы пообщаться со зрителями. Встреча оказалась бурной и эмоциональной.
Константину Хабенскому задали вопрос - какие душевные качества он вложил в Печерского?
- Уважаемая, любимая, так просто задать эти вопросы - поднявшись со своего места и став на краю сцены, сказал Хабенский. - Что я могу Вам сказать про моего отца? Насколько это возможно, я рассказал Вам про своего отца. Как я могу про него говорить? Как Вы можете про него спрашивать? Что вы хотите о нем знать?
Все же, рассказывая о своем герое, Хабенский признался, что и сам мог бы быть революционером, - его воспитали в духе человека, "который способен на восстание".
А вот о Кристофере Ламберте - главном злодее "Собибора" - режиссер рассказал шутливо.
- Я понимаю, что возникновение Кристофера "Карловича" Ламберта в нашей истории наводило на мысль, что он сейчас возьмет меч и отрубит голову. И меня провоцировали на эту историю, но я устоял. Ламберта мы сохранили для европейского проката. Кстати, всего было 5 или 6 вариантов сценария - и мы выбрали тот единственно верный, который передал все наши мысли.
Из зала снова посыпались благодарности за фильм и вопросы, на которые Хабенский отвечал прямолинейно, порой, жестко.
- Снимут ли когда-нибудь в России фильм о лагерях, которые построили сами русские для своего же советского народа? Это важно? - поинтересовался зритель.
- Вам важно? Снимайте! - ответил Хабенский.
Знаменитому актеру и теперь режиссеру напомнили и о первой роли - роли "мента" Плахова.
- Всегда имя Константин Хабенский - показатель качества. С первых сериалов о ментах - вы выделялись! - зрительнице не дал закончить речь веселый смех всего зала и аплодисменты.
Зрители напомнили - в фильме "Собибор" герои довольно часто цитируют Библию, вспоминая заветы Христа. Константину Хабенскому задали вопрос - когда он сам читал Евангелие последний раз?
- А когда Вы читали Библию? - перевернул вопрос Хабенский.
Девушка ответила, что читала сегодня утром.
- Я вас поздравляю, давайте следующий вопрос, - прекратил беседу актер.
Задали режиссеру и классический вопрос - осилит ли фильм молодое поколение. Ситуация вылилась в бурную беседу.
- Фильм обнаженный, смотреть страшно. У меня вопрос такой - а что будет, когда придет другая публика, с попкорном, с кока-колой: сможет ли до них фильм достучаться? Хочется, чтоб до них дошло! - искренне поинтересовалась зрительница.
- О чем вы волнуетесь? Вы считаете, что рядом с вами тупые люди живут? Кто с вами живет рядом? - Хабенский реагировал очень живо, вопрос его затронул, и он подошел к краю, чтобы поговорить со зрительницей. - Мне кровно интересен ваш вопрос. Что вас волнует?
- Меня волнует, чтобы они не хрумтели попкорном! - защищаясь от громких вопросов Хабенского, ответила женщина.
- Вы завязаны с продажами попкорна? - настаивал Хабенский, проронив нецензурную брань.
Когда зрительница попросила сменить тон, Хабенский извинился и закончил свою мысль.
- Почему вы думаете, что вы более чутки, чем поколение, которое пришло позже вас? Почему вы так думаете? Извините ради Бога, может, я не прав. Но дорогие друзья, мы должны создать взлетную полосу для них. Мы так любим Голливуд, мы так любим черт знает что. Давайте думать о том поколении, которое мы выращиваем, давайте думать о тех, с кем мы общаемся и кто о нас будет заботиться через несколько лет.
Фильм "Собибор" шел почти два часа - в зале стояла непривычная тишина, без хруста попкорна и шелеста упаковок. Уже на выходе зрители рассказали о том, какие чувства вызвала у них кинолента и поделились впечатлениями с Metro. - Ощущения от фильма тяжелые. Но Костя все-таки молодец! Я шла на фильм с уверенностью, что точно сделает хорошо. На слезу пробило в какой-то момент, у меня скопилась ненависть к фрицам, а чувство мести может быть прекрасным, оказывается. В фильме, на мой взгляд, насилия мало - в концлагере его было побольше. Я думаю, мало затронута тема насилия над женщинами, которое, наверняка, было. Но Костя нас пощадил, - поделилась впечатлениями с Metro зрительница Евгения Кондратьева. - Мне очень понравилось кино, и я надеюсь, что молодежь, которая пойдет на этот фильм, поймет его. Хотя 9 мая последнее время показывает то, что они стали думать и плакать на памятниках, когда кладут цветы. За время "Собибора" хотелось плакать очень часто, наверное, весь фильм. Так же, как я плачу 9 мая весь день - это меньшее, что я могу сделать для тех людей, которые умерли за нашу жизнь. Очень трепетно отношусь к этой теме, - рассказала Ирина Орлова. - Фильм о войне, на котором ты ни разу не заплакал, - вот все мнение о фильме. Почти все герои фильма были безликими, безымянными. Я считаю, для фильма с ограничениями по возрасту 12+ в кадре - слишком много насилия. Не пойму, зачем показывать убийства так зверски. Иногда казалось, что растянули хронометраж. Если оценивать Хабенского как режиссера -дебютанта, то в целом неплохо, - рассказала Metroл о своих ощущениях Наталья Тимонина.