Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха». Ему было 83 года. Режиссер создал несколько великолепных фильмов, но в преклонном возрасте с головой ушел в политику, сумев дорасти до главы избирательного штаба Владимира Путина. Многих такая метаморфоза, когда человек в фильмах задает вопросы власти, а потом сливается с ней «в объятиях», отталкивала...
Политолог Михаил Виноградов признался, что его тоже долго беспокоил этот вопрос, который так и остался без ответа. Он отмечает, что знаменитые фильмы Говорухина поднимали серьезные общественно-значимые темы...
- «Место встречи изменить нельзя» – может, привлечение слишком пассионарного Высоцкого на роль Жеглова и сделало героя избыточно привлекательным в сравнении с Вайнерами. Но зато дало зрителям возможность спорить, кто же из них прав – «Жеглов или Шарапов». И этот вопрос стал одним из вечных русских вопросов – наряду с общеизвестными и «За Россию. А потом?»
«Десять негритят» – тоже непростой такой фильм (еще и добротно сделанный), где истина тоже неочевидна.
И в то же время мы видели реального Говорухина , которому было все ясно и про Жеглова, и про негритят. Меня одолевал вопрос: когда и что в нем переломилось, чтобы из автора вечных вопросов он превратился в героя песни из «Ассы» про старика Козлодоева. Когда это произошло и в силу каких обстоятельств.
Как-то разговорился с Валерием Хомяковым (тоже теперь покойным), знавшим Говорухина еще по раннедемократическим временам. Он ответил, что задавал подобный вопрос общим с Говорухиным знакомым, знавшим его десятилетиями. И получил ошеломляющий ответ: «О чем ты? Говорухин всегда был таким, как сейчас».
Вот она – сила искусства. Несоизмеримые масштабы художника и личности.
И это достойно уважения.
фото кадр из фильма «Асса»