Гость редакции — Максим ДУНАЕВСКИЙ

Фото: spbvedomosti.ru

Фото Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

По звездному пути

В театре «Мюзик-холл» представили премьеру музыкального спектакля для всей семьи «Мэри Поппинс с нами!» на музыку Максима Дунаевского. На сцене петербургского театра воссоздан кусочек старой доброй Англии. Но во всем этом что-то слышится родное. Композитор Максим Дунаевский уверен, что мюзикл - это и есть наше родное, но с корнем из российской почвы вырванное. О том, почему сейчас в этом жанре расцветают лишь заморские цветы, Максим Исаакович рассказал нашей газете.


- Вы согласны, что в нашей стране возрождается музыкальный театр? Ставятся мюзиклы, оперетты, даже водевиль вернулся на сцену.

- Жанр музыкального театра всегда был в России востребован. Вспомните, сколько ставилось музыкальных спектаклей в советскую эпоху! В 1974 году в Театре им. Вахтангова состоялся мой композиторский дебют. Я, тогда молодой композитор и дирижер, написал «Театральную фантазию» в соавторстве со знаменитым драматургом Леонидом Зориным. А сколько замечательных музыкальных спектаклей ставили в Театре Советской армии! Чего стоит один «Учитель танцев» Александра Крейна по пьесе Лопе де Вега. Когда говорят, что мюзикл - новый жанр, это неверно. Мюзикл - это наша музыкальная комедия. Наша музыкальная драма. Модное слово «мюзикл», пришедшее к нам из Америки и Англии, означает всего лишь «музыкальный спектакль».

Другое дело, что тот мюзикл бродвейского образца, который мы сейчас практикуем, трудно приживается в России. Он очень дорогой в постановке и эксплуатации, и его окупить может только бродвейская модель ежевечернего проката. В Нью-Йорке и Лондоне это сделать легче, там есть большой туристический поток. У нас мюзикл по-прежнему процветает в репертуарном театре, он не стал отдельным жанром, он не может быть таким дорогим и технологичным, как на Бродвее или в Лондоне. Зато он столь же музыкальный - у нас уже воспитано целое поколение поющих актеров, которых не было лет тридцать - сорок назад. У нас есть режиссеры и хореографы, которые понимают, как это делать.

- В России сейчас появились компании, которые работают как раз по бродвейской модели, мы называем такие постановки «проектами». И в Москве, и в Петербурге можно перечислить немало кассовых мюзиклов, которые показывают блоками, по два раза в день в течение месяца.

- И все равно в России успех сопутствует репертуарному театру. Самый успешный мюзикл «Бал вампиров» идет в репертуарном Театре музыкальной комедии, в Москве международные компании показывают свои постановки в Московском театре оперетты. Да, это сделано дорого, с участием спонсоров. Но чтобы привлечь зрителей, все равно нужна магия репертуарного театра. К тому же окупают себя по-прежнему только лицензионные постановки. А что касается наших, внутри сделанных мюзиклов, успех не так очевиден.

- На вашем счету немало хитов. Есть ли у нас сейчас композиторы, способные мыслить столь же яркими мелодиями?

- Но ведь и в мире мало композиторов, которые сделали стопроцентные хиты. Их можно по пальцам пересчитать. В «Вестсайдской истории» всего двенадцать музыкальных номеров, и все хиты! Написанные, между прочим, симфоническим композитором Леонардом Бернстайном.

К сожалению, мы никак не интегрируем свои достижения в мировое сообщество. А ведь нам есть что показать! Мы опоздали. Ведь наша «Мэри Поппинс, до свидания» была в русле тенденций, которые были тогда в кино. Она не уступала голливудским фильмам. Я показывал фильм в Америке, и американцы возмущались, почему у них нельзя его посмотреть. Это говорили актеры и режиссеры, серьезнейшие люди, а не просто знакомые и товарищи. Все смотрели с удовольствием! Они недоумевали: где эта картина, где она идет? Я не говорю о том, что Григорий Александров и Исаак Дунаевский намного превзошли голливудский уровень. Это было настоящее кино.

- К сожалению, теперь у нас музыкальные фильмы совсем не снимают.

- Жанр музыкального фильма в России погиб, и не думаю, что в ближайшее время возродится. Несмотря на все крики и восторги по поводу нового российского кино. То, что сейчас снимают, это просчитанные умом картины, которые тут же уступают голливудской драме или комедии. Сначала надо поправить общее дело, а потом уже в жанрах копаться. То, что у нас снимают под видом комедий, нельзя назвать комедией. Стало что-то получаться в спортивной драме, но это отдельный жанр - спортивная драма! Мы забыли, что это отдельный жанр, который существует в мировом кинематографе. А где общечеловеческие истории, где настоящая романтика? Ее нет! Поэтому нет музыкальных картин, откуда им взяться, если некому их делать?

В Голливуде по крайней мере раз в год появляются настоящие музыкальные картины. Они могут нравиться или не нравиться, но эти фильмы блистательно сделаны. Тот же прошлогодний киномюзикл «Ла Ла Лэнд», который многие обругали, - это изысканная картина!

- Согласитесь, в музыкальном театре все не так печально. Появляются новые жанры - синтез драмы, музыки и хореографии, сочетание разных стилей, классики, рок-н-ролла, эстрады.

- Вы правы, в музыкальном театре сейчас есть что посмотреть. В Петербурге в театре «Буфф» идут два моих спектакля: «Дневник авантюриста» и «Эзоп». Первый - это водевиль по пьесе Александра Николаевича Островского, а второй - музыкальная драма, и там есть я, есть мое представление о музыкальной драме. Я не знаю, мог бы такой спектакль идти на Бродвее, но нет пока у нас таких сил, которые могли бы «пропиарить» подобный спектакль на Бродвее.

- А вам понравилась постановка театра «Мюзик-холл»?

- Да. Молодые красивые актеры, живой оркестр, искренняя реакция детей и взрослых, которые подпевают знакомым мелодиям, - все это залог, я надеюсь, долгой творческой судьбы спектакля. И это несмотря на то что образ главной героини нельзя назвать каким-то ноу-хау, ничего изобретать тут не пришлось. Образ Мэри Поппинс создан в литературном произведении и авторами советского фильма. Речь идет об элегантной даме, которая призвана осуществить на земле некую благородную миссию. Мне очень приятно, что яркий музыкальный спектакль «Мэри  Поппинс с нами» с моей любимой музыкой поставлен именно на сцене ленинградского-петербургского Мюзик-холла, которым когда-то руководил мой отец Исаак Дунаевский.

- Как вы считаете, в современных песнях отражается эпоха?

- Конечно, в песнях отражается эпоха. В Америке это особенно заметно, и в других странах, где остро чувствуется свой дух, патриотизм, там песни всегда отражают эпоху. Жаль, что сегодня в нашей стране нет социального заказа на песню. Песня существует для танцев и прочих целей. Я с грустью смотрю церемонию вручения премии «Грэмми» и немножко им завидую. Потому что там песня продолжает отражать эпоху - в разных жанрах, а не только в популярной музыке. В России такая песня перестала существовать как явление культуры. Есть попса, иногда появляются талантливые вещи, но отдельными блестками, не более того.

- Кто из молодых исполнителей вам интересен?

- Молодые приходят в мою звукозаписывающую студию и в Московскую областную филармонию, которой я руковожу. Но удивительно, как быстро они исчезают... Почему? Наверное, не хватает образования, настоящего рвения, желания чему-то учиться. В итоге остается очень ограниченное количество молодых талантливых музыкантов, с которыми можно что-то сделать. И они не обязательно популярны, но они и в поп-музыке стараются делать подлинное искусство, а это не всегда рассчитано на массовую аудиторию. Если раньше было достаточно моих связей, чтобы куда-то протащить молодые таланты, чтобы они засветились в эфире, то сейчас, увы, нет... Вот Михаила Боярского сегодня никто бы не знал, при всех его данных, таланте, актерской харизме. Потому что он никогда в жизни со своим характером и принципиальным отношением к делу, театру, искусству не стал бы заниматься дешевкой. Слава богу, в то время, когда он стал звездой, были силы и связи, чтобы он встал на ноги и пошел дальше по звездному пути.

- Как руководитель Московской областной филармонии вы наверняка чувствуете большую ответственность перед зрителями и музыкантами. Какую задачу вы перед собой поставили?

- Я разочаровался в отечественной поп-музыке и двинул все свое умение, образование и мастерство, опыт и профессионализм на продвижение классической музыки в массы. Ни много ни мало. У нас принято рассуждать на кухнях о недостатках и низких вкусах людей, которые якобы на концерты классической музыки не ходят, в оперу не ходят и тому подобное. Правда, сейчас стали ходить и в классические залы, и в оперу, и это не без наших усилий происходит. Когда мне предложили возглавить Московскую областную филармонию, я подумал: хватит на кухнях о народных вкусах сетовать, сделай что-нибудь своими руками, подними вкусы публики. Я этим и занимаюсь, и есть результат, а это вселяет надежду. Я всегда был уверен, что это полная чушь, когда говорят, что опустились вкусы народа. Ничего подобного. Народ всегда подсознательно тянется к подлинному, талантливому искусству. Он чувствует талантливое и идет за ним.

Подготовила Полина ВИНОГРАДОВА

  • Полина Виноградова
  •  
    По теме
    Мюзикл "Две стрелы" ФОТО: Предоставлено организаторами - Комсомольская правда Идем на экскурсию, смотрим мюзикл и отмечаем Пасху Екатерина СЕМЕНОВА ФЕСТИВАЛЬ Пасхальный вечер в Царском Селе Музей Царское Село приглашает петербуржцев вместе отпраздновать Пасху.
    06.04.2018
     
    В 1971 году молодой композитор Сергей Баневич написал для Театра музыкальной комедии музыкальную версию приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна в тринадцати эпизодах.
    15.03.2018
    Спектакль "Собака на сене". Фото Пресс-служба театра, Предоставлено организаторами - Metro Петербург Cветлана Перцова Классическая комедия стала лиричной и очень музыкальной Московский театр оперетты представил "Собаку на сене" и показал собственное видение классической испанской комедии.
    13.03.2018
     
    12 марта в 19.00 на Новой сцене Александринского театра (наб. реки Фонтанки, 49 А) состоится церемония вручения IX Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».
    07.03.2018
    Алёна Гудеменко Предварительно, 3 человека погибли, ещё 12 пострадали При обрушении крыши на территории промзоны в подмосковном Дзержинском 17 декабря три человека погибли на месте, ещё двенадцать пострадали,
    17.12.2018 Metro Петербург
    Дорогу во Фрунзенском районе не поделили Volkswagen Jetta и Volvo XC90 Фото: vk.com/spb_today Днем в понедельник 17 декабря на пересечении улиц Фучика и Бухарестской произошло ДТП.
    17.12.2018 Петербургский дневник
    Что не сделала депутат Драпеко для Петербурга - Moika78.Ru Депутат Госдумы РФ от Петербурга Елена Драпеко. Фото: Facebook.com Отношение депутатов Госдумы РФ, представляющих Петербург к городским делам,  вызвало недовольство врио губернатора северной столицы Александра Беглова .
    17.12.2018 Moika78.Ru
    Анна Лутченкова Ансамбль стал памятником регионального значения Смоленское лютеранское кладбище на Васильевском острове вошло в единый государственный реестр как объект культурного наследия регионального значения.
    17.12.2018 Metro Петербург
    Мамаев в письме к жене: до февраля меня точно отпустят на свободу - Петербургский дневник Полузащитник футбольного клуба «Краснодар» Павел Мамаев написал письмо из «Бутырки» своей жене, текст появился в Сети Фото: ФК «Краснодар» Футболист «Краснодара» Павел Мамев написал письмо из «Бутырки» своей супруге Алане.
    17.12.2018 Петербургский дневник
    Бывший капитан «Зенита» и сборной России Андрей Аршавин заявил, что футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев «полезнее обществу на футбольном поле, нежели сидя где-то за решетками».
    17.12.2018 Мой район
    Сергей Семак сегодня узнает соперника в плей-офф - Петербургский дневник Сине-бело-голубые начнут новую стадию турнира в числе «сеяных» Фото: ФК «Зенит» Жеребьевка 1/16 финала Лиги Европы пройдет в швейцарском Ньоне сегодня, 17 декабря, в 15:00 (по московскому времени).
    17.12.2018 Петербургский дневник
    Сразу несколько видных представителей Смольного потеряли свои посты - Петербургский дневник Решение было принято действующим главой города Александром Бегловым Фото: Петербургский дневник Сразу несколько видных представителей Смольного потеряли свои посты решением главы Петербурга Александра Беглова.
    17.12.2018 Петербургский дневник
    Сотрудники МЧС ликвидировали ДТП в Ленобласти. Фото: flickr.com После аварии на КАД, которая произошла 17 декабря в Ломоносовском районе Ленобласти, пришлось вызывать сотрудников экстренной спасательной службы МЧС,
    17.12.2018 Moika78.Ru