Гость редакции - Анатолий КОНСТАНТИНОВ

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Закон для «безумного» художника

Культура - материя тонкая. Творческий человек уязвим как никакой другой. Критерии оценки его деятельности субъективны, расплывчаты, часто подвержены политической и иной конъюнктуре. Культура неизбежно требует расходов, которые чаще всего (если, конечно, это не высокодоходный шоу-бизнес) не окупаются. Как в таких непростых условиях обеспечить полноценное развитие культурного процесса, отвечающее интересам общества и не ущемляющее права причастных к нему людей?


- Ваш союз, Анатолий Николаевич, по сравнению с другими, объединяющими писателей, художников, архитекторов, кинематографистов, еще достаточно молод...

- Да, создан он был уже на излете советской власти, в 1990 году. Формально - по образу и подобию уже имеющихся. То есть для защиты прав сотрудников музеев, домов и дворцов культуры, библиотек и прочих организаций, имеющих дело непосредственно с населением.

Я тогда был директором Дома ученых в Лесном. На нашей площадке кипели «революционные» страсти, разворачивались перестроечные баталии. К идее создания союза, признаюсь, отнесся с осторожностью. В него вошло много аппаратных работников, и было неизвестно, в какую сторону они развернут его работу.

В тяжелейшие 1990-е, когда вся наша жизнь сжималась, как шагреневая кожа, культура просто «сыпалась» - по всей России закрывались музеи, клубы, дворцы культуры. Казалось, все, что не дает сиюминутной прибыли, должно было умереть.

Теперь это цивилизованно называют «оптимизацией». Вместо десяти сельских клубов остается один дворец культуры в райцентре. Отчитались за экономию, зарплаты оставшимся работникам повысили, а сколько людей реально из глубинки в этот дворец поедет?

«За бортом» оказались и не вписывающиеся в общую систему «сумасшедшие» художники, композиторы, народные мастера, которые никогда не пробьются хоть к каким-то деньгам. Но ведь и им надо давать дышать! Без них общество не может нормально жить.

- Надо полагать, что поддержка всей этой сферы не должна зависеть от случайных факторов.

- Конечно, необходимы специальные законы. В 2014 году в Госдуме состоялись специальные слушания по их созданию. Представители союза участвовали в этой работе в качестве экспертов. Важно было отразить в новом законе тему гражданской, «негосударственной» культуры. В Москву съехались делегаты из всех региональных отделений. Состоялся и съезд, на котором меня избрали председателем союза.

Как раз тогда шли первые месяцы после присоединения Крыма. А там готовился проходивший ранее полуподпольно фестиваль «Великое русское слово», приуроченный ко дню рождения Пушкина. И весь съезд целиком вылетел в Крым! Мы разъехались по всему полуострову и приняли активное участие в подготовке и проведении фестиваля. Это был такой стихийный «культурный десант» - лучшие кадры России дали мастер-класс своим «вернувшимся в родную гавань» коллегам. Тогда же были созданы крымское и севастопольское отделения союза.

- А каковы были результаты законотворческой работы?

- Шестнадцать наших предложений вошли в текст «Основ государственной культурной политики». Конкретизация этого законодательного акта шла еще два года, и только в 2016-м была принята «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», где подробно прописаны цели и задачи, а также ведомства, ответственные за их исполнение. И там есть целый блок «Институты гражданского общества как субъекты культурной политики».

- Что ж, прекрасно. Только поддержка «неформалов» потребует больших денег...

- Могу сослаться на собственный опыт. Когда я работал в питерском комитете по культуре, у нас было 13 специализированных общественных советов, без решения которых не тратилась ни одна бюджетная копейка. Они рассматривали все заявки на финансирование и расставляли приоритеты - кого поддерживать, кому и сколько денег давать. Конечно, у председателя было право с их заключениями не согласиться, но зачем спорить с признанными авторитетами? Так определялась региональная культурная политика, причем в условиях нищего бюджета.

- Повышение роли институтов гражданского общества - одна из самых популярных тем в речах наших политиков. И общественные советы есть в каждой уважающей себя структуре...

- Увы, сплошь и рядом роль их чисто декоративна. На недавних слушаниях в Госдуме, посвященных реализации той самой стратегии, выступил один из видных деятелей культуры и потребовал... вернуть цензуру. И это представитель гражданского общества?! И ведь половина сидящих в зале его поддержала...

Разумеется, я не смог промолчать. Вступил в полемику - напомнил, что мы уже и так утратили колоссальный пласт культуры, лишив доступа к национальному достоянию несколько поколений людей. Неужели кто-то хочет снова идти по этому пути? Забыли, чем все кончается? Тогда дискуссия тихо свернулась, но тема-то не закрыта.

- Однако какие-то рамки для творческих людей все же должны быть?

- Понимаете, сфера культуры принципиальным образом отличается от всех других. Это пространство эксперимента. Именно здесь можно отрабатывать те модели, которые потом могут быть перенесены в экономику, да куда угодно. Это же, по сути, игра! Здесь - отражение реальной жизни порой в самых неожиданных, причудливых ракурсах. И нет лучше площадки для реализации всех возможностей гражданского общества.

Но наши люди, к сожалению, часто к этому не готовы. «Поуправляйте нами, скажите, как нам надо думать, объясните, куда не ходить...» Самое страшное - это не рамки, которые строит тебе власть, а желание угодить власти.

- Вы хотите, чтобы художник стоял «над властью»: дескать, дайте мне денег, а остальное - не ваше дело?

- Строго говоря, единственный «ограничитель» - это Уголовный кодекс. Все остальное - дело вкуса. Если некий спектакль или фильм оскорбляет ваши чувства, вы можете на него не ходить. Но никто не имеет права навязывать свою точку зрения обществу. Разумеется, когда речь идет о государственных деньгах, то окончательное решение об их выделении на тот или иной проект должен принимать чиновник. Но только после экспертной оценки специалистов!

К сожалению, правда, наши великие деятели культуры часто по принципу мышления большевики. Судят безапелляционно: только так, и никак иначе.

Мы в нашем союзе отказались от практики принятия заявлений по какому-то вопросу. Например, по ситуации с Исаакиевским собором мнения разошлись, и это нормально. Думаю, что определенную внутреннюю свободу диктует и сам Петербург, вобравший в себя массу разнообразных культур. И молодым творческим ребятам здесь легче, чем где-либо, - у нас есть норма закона, которая позволяет социально значимым общественным организациям получать в свое пользование помещения до 300 м2 с нулевой арендной ставкой, а больше 300 - по льготной. И в городе благодаря этому существует множество театральных студий, арт-пространств и прочего. Но такого закона, по-моему, в России больше нигде нет.

- Таким образом, можно быть уверенными, что у нас существуют механизмы, позволяющие продвигать любые яркие, в хорошем смысле слова «безумные», идеи?

- По крайней мере мы стараемся, чтобы так было. Несколько лет назад создали молодежный продюсерский центр на межвузовской основе. Организовали учебу, провели конкурс молодежных проектов. Первое место завоевала девушка, которая предложила проект речного карнавала. Праздник на воде, на специально оформленных плавсредствах! Сначала идею реализовали Адмиралтейский район совместно с комитетом по туризму. Получилось довольно скромно. Потом мы пошли по районам, подключили администрации, раскрутили творческое соревнование. И вышло здорово!

На следующий год подключился город. Объявил конкурс, его выиграла солидная фирма, и получилось еще лучше. Праздник вписался в городской пейзаж и, судя по всему, будет традиционным. Но я хочу идти дальше - чтобы участвовали все владельцы плавсредств: на лодках, на катерах. Весь город на воде! Чтобы это все шло полдня - с музыкой, конкурсами на лучшее оформление. А потом пойдут команды вузов, предприятий... Рио-де-Жанейро отдохнет!

- Как говорится, мечтать не вредно. Но у Петербурга, конечно, исключительные возможности. А как выживает неприбыльная культура в остальных регионах?

- С огромным трудом. Между тем в нашем союзе есть программы, которые могли бы дать импульс развитию даже самой отдаленной глубинке. Самое перспективное - развитие событийного туризма.

Вот пример, который показал председатель нашего пермского отделения Ильдар Маматов. Его малая родина - райцентр Оса. Абсолютно депрессивное место, но... выяснилось, что там командор Беринг формировал свою Камчатскую экспедицию. И Маматов раскрутил эту тему так, что туда специальные туры организуют. Из Дании ездят - ведь Беринг оттуда родом был. Камчатка подключилась, возник межрегиональный проект!

Другой пример - Сургут. Там есть крупный предприниматель по фамилии Копайгора, который делает просто чудеса. Заинтересовался, к примеру, развитием Березовского района - того самого, куда Меншикова когда-то сослали. Места с потрясающим потенциалом - там можно сделать горнолыжный курорт, там бывшие копи, где добывали драгоценные камни. Но нет никаких дорог - люди работают вахтовым способом, грязь, криминал. Так он ведет туда дорогу, рассчитывает делать мощный бизнес. А чтобы люди там жили постоянно, организует социально-культурную среду - памятники, церкви, дома культуры. Человек мыслит стратегически!

В самом же Сургуте он финансирует грандиозный фестиваль «60-я параллель». В нем участвуют делегации из всех городов, которые лежат на этой параллели - Осло, Хельсинки, Стокгольм, Ванкувер, Магадан... В этом - целая философия: 60-я - граница комфортной жизни, севернее уже гораздо тяжелее. А здесь своя аура, своя культура... До недавнего времени в Сургуте издавался специальный культурологический журнал, в котором печатались лучшие ученые всего мира. Питеру и Москве такое и не снилось!

Петербург, между прочим, на той же параллели лежит, и его в этот «клуб» приглашали. Но здесь никто этим предложением не заинтересовался - видимо, считается, что мы люди самодостаточные, нас мир и так знает...

- Чего же стоит та самая принятая с вашим участием стратегия? Даже такие прекрасные инициативы можно просто игнорировать!

- К сожалению, стратегия - это еще не закон в полном смысле, а некие декларации о намерениях. Они не раскрывают всего многообразия возможностей развития гражданского общества в сфере культуры. Потому наш союз сейчас принимает активное участие в работе над законом «О культуре», который ту самую в прошлом году принятую стратегию должен поставить на правовую основу. Мы ведь до сих пор живем по закону 1992 года. Но перспективы нашей работы туманны - новый правовой акт потребует вывести культуру из зоны финансирования по остаточному принципу. А на это денег нет.

Между тем актуальность проблемы нарастает - на мой взгляд, идет сильнейшее снижение культурного уровня населения. Я постоянно общаюсь с молодежью и вижу, как падает ее грамотность, сужается кругозор. Советские традиции воспитания и наставничества осмеяны и забыты, и мы уже платим за это дорогую цену.

Остается невостребованным и колоссальный потенциал деятелей культуры, оставшихся не у дел и порой влачащих жалкое существование. Но чтобы его задействовать, нужна политическая воля.

Дело уже не в деньгах, которых нет, а в осознании приоритетов. Если общество утрачивает нравственные ориентиры - мы это многократно видели в истории, - ему не помогут никакие деньги.

Подготовил Михаил РУТМАН

  •  
    По теме
    Петербургская полиция задержала двух наркосбытчиц. Пресс-служба ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти сообщила, что в ходе реализации оперативных материалов задержаны две жительницы Невского района, 29 и 35 лет.
    Бывший аспирант механико-математического факультета МГУ Азат Мифтахов получил четыре года лишения свободы по уголовному делу о публичных призывах к террористической деятельности (ч.
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга